Влияние конструктивных особенностей пневматической винтовки с системой предварительной накачки воздуха и пуль к ней на объем возникающих ранений

/ Райзберг С.А., Макаров И.Ю. — .

ФГБУ «РЦСМЭ» Минздравсоцразвития России, г. Москва

ссылка на эту страницу

Современное пневматическое оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа.

В настоящее время особого внимания заслуживают пневматические винтовки, в своей конструкции имеющие системы с предварительной накачкой («pre-charge pneumatics», PCP), являющиеся одними из самых популярных. В таких системах ре­зервуар накачивается воздухом или азотом до высокого давления (250-300 атм.) от баллона, компрессора или насоса. В конструкции используется специальный узел - редуктор, понижающий давление газа на выходе из резервуара до уровня 70 атм. До тех пор, пока давление в резервуаре не сравняется с давлением в редукторе, имеется возможность последовательно произвести несколько десятков выстрелов с одинако­выми характеристиками. Системы РСР обеспечивают высокую точность стрельбы и управляемую мощность каждого выстрела. Начальная скорость пули диаметром 4,5 мм при выстрелах из таких винтовок достигает 350 м/с.

Поражающими элементами при стрельбе из пневматического оружия являются пули, основные «калибры» которых 4,5мм, 5,5мм, 6,35мм, 9мм и 12мм. Форма и масса пуль разнообразны и зависят от целей, для которых они предназначены (Зелен­ский С.А, 2001; Cardew G.V, 1995).

По данным специальной отечественной и зарубежной литературы известно, что количество случаев повреждений, причиненных выстрелами из пневматического оружия, в клинической и судебно-медицинской экспертной практике в последнее время значительно возросло. Это связано в первую очередь с широким распростра­нением такого вида оружия среди населения.

Информативными примерами этого вида травмы являются следующие три слу­чая ранений, причиненных выстрелами из 9,0-мм пневматической винтовки с систе­мой РСР:

1. Мужчина 48 лет, пострадал от выстрела из винтовки с близкого расстояния. Был доставлен в нейрохирургическое отделение через 1 час после получения травмы, в сознании, с диагнозом: «Слепое проникающее ранение головы, ушиб головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, вдавленный многооскольчатый перелом костей свода черепа, внутричерепные инородные тела (фрагменты костей, пуля)». Местно: в правой лобной области рана округлой формы диаметром 6 мм, края раны осаднены без порохового налета, мягкие ткани отечны, гиперемированы, кровотечения из раны нет. На обзорных рент­генограммах черепа - инородное тело металлической плотности в проекции правой орбиты. На компьютерной томограмме (КТ) головного мозга — вдав­ленный многооскольчатый перелом лобной кости справа с интракраниальным смещением костных отломков до 9 мм. Инородное тело неправильной формы металлической плотности, размерами 10x9 мм, в мозговом веществе базаль-ного отдела правой лобной доли, на глубине 19 мм. Отек головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние. Произведена операция первичной хирур­гической обработки (ПХО) раневого канала. Обнаружен вдавленный перелом в правой лобной области диаметром 1,5 см. В проекции вдавленного перело­ма дефект твердой мозговой оболочки (ТМО) диаметром 11 мм, из которого выделяются сгустки крови и мозговой детрит. После вскрытия ТМО удалена субдуральная гематома, мозговой детрит и мелкие фрагменты кости. На глу­бине 2 см по ходу раневого канала обнаружено и изъято инородное тело — де­формированная свинцовая пуля. Рана зажила первичным натяжением. На КТ головного мозга, проведенной на 15 день после операции, выявлены признаки умеренной гидроцефалии. Больной выписан на 17 сутки в удовлетворитель­ном состоянии без неврологического дефицита»

(Электронный ресурс, 2001. Режим доступа: http:// neurosurgery.webzone.ru/magazine/3-2001/3-2001-11.htm.

Мужчина 20 лет, был доставлен в отделение неотложной помощи, после того, как его друг случайно выстрелил ему в шею из винтовки, с расстояния около 3 метров. При осмотре выявлена входная рана, расположенная на 1 см ниже проекции щитовидного хряща левее срединной линии. Кровотечения из раны и подкожной эмфиземы нет. Голос пострадавшего был хриплым, но при эндо­скопическом обследовании повреждений гортани и глотки не установлено. На рентгенограмме визуализировалась пуля латеральнее поперечного отростка 6 шейного позвонка, окруженная кровоизлиянием 6 см в диаметре. При ПХО раны и ее ревизии у больного развилось массивное кровотечение через дефект в передней стенке наружной сонной артерии, что требовало срочных мер по его остановке и ушиванию дефекта. Свинцовая пуля была найдена и извлече­на из околопозвоночных мышц. Раневой канал глубиной 8 см, в направлении спереди-назад и справа-налево, проникал через левую долю щитовидной же­лезы, наружную оболочку передней стенки наружной сонной артерии чуть выше бифуркации. Эстренное оперативное вмешательство оказалось безре­зультатным, т.к. у больного развился синдром Горнера в результате поврежде­ния левого шейного симпатического сплетения и сонной артерии (Syed Abad et all, 2009).

Пострадавший мужчина был доставлен в хирургическое отделение с прони­кающим ранением передней брюшной стенки, причиненным ему выстрелом из винтовки. Входная рана находилась в левом подреберье. При лапаротомии определили, что раневой канал проникает в брюшную полость, но обнару­жить пулю не удалось. На предоперационной рентгенограмме было видно, что пуля находится в левом подреберье на уровне 12 грудного и 1 поясничного позвонков. Через 30 минут была выполнена интраоперационная рентгеногра­фия, которая показала, что пуля переместилась на уровень 3-4 поясничных позвонков. Хирурги продолжили ревизию брюшной полости и обнаружили сквозную рану передней стенки желудка. Следовательно, пуля попала в желудок, прошла привратник и луковицу 12-ти перстной кишки, двигаясь с по­мощью перистальтики кишечника. Раны желудка и передней брюшной стен­ки были ушиты, а свинцовая пуля вышла естественным путем (Hindle K.S., 2000)

Результаты проведенного анализа сведений из специальной литературы свидетельствуют о том, что в настоящее время:

  • имеющиеся в специальной литературе сведения о незначительном объеме травмы, причиненной выстрелами из пневматического оружия, не отвечают действительности, в связи со значительно возросшей его мощностью;
  • применение для стрельбы из 9,0-мм пневматических винтовок с системой РСР пуль, обладающих своеобразными конструктивными особенностями, влияет на морфологические признаки возникающих повреждений, что может служить объективной предпосылкой для дифференцирования их от ранений из других видов метательного оружия.

похожие статьи

Оценка влияния длительности экспозиции в воде на сохранность дополнительных продуктов выстрела на мишени / Леонов С.В., Пинчук П.В., Степанов С.А. // Судебная медицина. — 2019. — №1. — С. 19-20.

Динамика и структура огнестрельной травмы / Кондрухова Е.П. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 66-68.

Характеристика танатогенеза при огнестрельной травме / Збруева Ю.В., Джуваляков П.Г., Богомолов Д.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 49-51.

Изменение траектории огнестрельного снаряда при преодолении преграды из триплексного стекла / Сухарева М.А., Леонов С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 139-141.

Method of definition of the mutual disposition of an injured person and an AK-74 submachine gun at the moment of wounding: handbook for forensic medical examiners, criminologists and lawyers / Kozachenko I. — 2019.

Методика определения взаимного расположения пострадавшего и оружия при ранении из автомата AK-74 : Пособие для судебно-медицинских экспертов, криминалистов и юристов. (Авторизованный перевод с английского) / Козаченко И.Н. — 2019.

больше материалов в каталогах

Огнестрельные повреждения

Повреждения пулями