К вопросу о методах исследования эластических свойств волос человека

/ Сысоева П.Р. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1958 — №3. — С. 24-26.

Сысоева П.Р. К вопросу о методах исследования эластических свойств волос человека

Кафедра судебной медицины (зав. — проф. В. М. Смольянинов) II Московского медицинского института имени Н. И. Пирогова

Поступила в редакцию 7/XII 1957 г.

 

 

 

ссылка на эту страницу

Как известно, в судебномедицинской практике для исследования волос применяются макроскопический, микроскопический, микрополяризационный, химический и другие методы.

Однако эти методы не дают возможности выявить все особенности волос.

Установлено, что волосы при большой давности погребения сильно изменяются вследствие процесса гниения. Для изучения происходящих, при этом процессе изменений нами проведены испытания волос человека на эластичность, т. е. на удлинение — растяжение при разрыве, а также на крепость (прочность) — разрыв при растяжении.

Объектами исследования являлись волосы трупов, изъятые при раскрытии могил в связи с переносом кладбищ. Волосы изъяты от 200 трупов, сроки погребения которых нам были известны.

Для исследования волос на крепость (прочность) и удлинение мы использовали методы и аппаратуру, применяющиеся при испытании, текстильных материалов.

Испытания проводились «а гидравлическом динамометре и статическом приборе «Дефорден» при температуре 21—25° и влажности воздуха от 30 до 50%. Диаметр волос измеряли окулярным микрометром. Один и тот же волос исследовали на разных участках по его длине.

При исследовании отмечались: длина волоса (10 мм), его диаметр (в микронах), прочность (в граммах), удлинение (в процентах), учитывалось место разрыва. В качестве контроля изучались волосы одинакового диаметра живых лиц и незахороненных трупов.

В некоторых случаях с уменьшением прочности волос увеличивалось удлинение — растяжение их при одинаковых условиях (диаметр- и нагрузка). Можно констатировать отсутствие прямой зависимости между величиной диаметра, прочностью и удлинением, что, вероятно, связано с различным состоянием волос на отдельных участках их длины, а также с развитием коркового слоя, обладающего наибольшей эластичностью.

Сравнивая показатель эластичности волос живых людей и незахороненных трупов с показателем эластичности волос эксгумированных трупов при давности погребения от 2 до 40 лет, можно отметить определенную закономерность в изменениях волос в зависимости от давности погребения.

Прочность волос живых лиц и незахороненных трупов колеблется от 48,5 до 95 г, удлинение — от 68 до 84 мм. Прочность волос при давности захоронения в 2 года колеблется от 25,4 до 60 г, удлинение — от 42,8 до 70 мм; при давности захоронения 10 лет прочность волоса — от 19,5 до 27 г, удлинение — от 4 до 54 мм при диаметре волос от 54,3 до 65,7 м. Таким образом, с увеличением сроков погребения отмечается значительное понижение прочности и уменьшение удлинения волос. При большой давности пребывания трупа в земле прочность волос очень мала: от 2,2 до 3,1 г; удлинение при разрыве волос отсутствует, что указывает на их хрупкость. При давности захоронения более 40 лет ввиду хрупкости и ломкости волос нам не удалось применить этот метод исследования.

Как явствует из приведенных данных, эластичность волос зависит от длительности пребывания их в земле, хотя эта величина и подвержена значительным колебаниям.

Характер растяжения волос в зависимости от длительности пребывания их в почве различен (см. рисунок).

Кроме испытания волос на крепость и удлинение, мы исследовали их на многократный изгиб, пользуясь при этом специальным прибором
«Изгибатель».

Зигзагообразные  кривые  и   диаграммы  растяжения  волос  при  различной  давности погребения

Зигзагообразные кривые и диаграммы растяжения волос при различной давности погребения.
1—давность погребения 11 лет; II—давность погребения 14 лет; III—давность погребения 16 лет; IV — давность погребения 40 лет.

Сущность испытания состоит в изучении «усталости» волокна при изгибе до момента разрыва его. Это достигается применением вибрирующей нагрузки. В доступной нам литературе мы не нашли упоминания о таком исследовании применительно к волосам человека.

Для сравнения полученных результатов исследования проводились при одинаковых показателях: длина волос 10 мм, диаметр 57,5 ц, нагрузка 10,6 г (из расчета 40% от средней прочности волоса) и при 250 полных качаниях в минуту, 10 000 циклов при одном обороте барабана.

При исследовании волос незахороненных трупов было установлено, что при одинаковом диаметре и нагрузке (40%,от средней прочности), равной 10,6 г, число изгибов различно — от 12 900 до 41 000; с увеличением нагрузки при тех же условиях число изгибов уменьшается. Например, при нагрузке 28,8 г число изгибов равно 8000, 3600, 1800 и т. д.; при нагрузке 36 г — 600. 300, 80 и т. д.

Следует иметь в виду, что при разных диаметрах волос число изгибов может быть равным и, наоборот, при одинаковом диаметре бывает разное число изгибов. Это можно отметить и в отношении волос, находившихся в почве.

Один и тот же волос на отдельных участках по длине при одинаковом диаметре и нагрузке может иметь разное число изгибов, что можно объяснить неравномерным изменением волос, разной толщиной коркового слоя, обладающего большей эластичностью.

Количество изгибов волос захороненных трупов значительно снижается по сравнению с этим показателем у незахороненных трупов.

На основании наших исследований мы установили следующее количество изгибов в зависимости от сроков погребения,

Давность погребения

Количество изгибов

От 2 до 10 лет от 6700 до 11 350
» 10 » 15 » » 110 » 20 160
» 15 » 20 » » 40 » 6 720
»15 » 25 » » 20 » 4 600
» 30 » 35 » » 10 » 950

В некоторых исследованиях при значительной давности погребения мы наблюдали большое число изгибов по длине одного волоса, что можно объяснить неравномерностью распада волос на различных участках по их длине, о чем упоминалось выше.

Проведенные нами исследования волос, изъятых при эксгумациях трупов, находившихся в земле от 2 до 50 лет, позволяют установить следующее:

  1. Эластичность волос в зависимости от давности пребывания их в. земле различна; она различается даже по длине одного волоса с одинаковым диаметром. Эластичность волос утрачивается при давности погребения 45 лет и более.
  2. Прочность и удлинение волос уменьшаются с увеличением сроков погребения. Так, при давности погребения до 10 лет прочность волос уменьшается в среднем в 21/ —3 раза, а удлинение — при разрыве — в 3—5 раз. При давности погребения около 40 лет прочность уменьшается в среднем в 10—40 раз, а удлинение вообще не происходит.
  3. Количество изгибов волос с увеличением сроков погребения значительно уменьшается.
  4. Прочность, удлинение и количество изгибов не зависят от диаметра волос.
  5. Для решения вопроса о степени разрушения волос человека в зависимости от длительности погребения необходимо применять комплекс методов: макроскопическое, микроскопическое исследования; испытание волос на эластичность (растяжение — удлинение) и крепость (прочность) при разрыве на динамометрах, статическом приборе; испытание волос на многократный изгиб.
  6. Характер растяжения волос в зависимости от эластичности их различен.
  7. Сопоставление результатов этих исследований с другими данными способствует установлению сроков погребения.

Опиcанные методы могут быть использованы при экспертизе сходства волос.

похожие статьи

Особенности разрушения волос и микроволокон при ударе тупым твердым предметом по голове / Мальцев А.Е. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 136-137.

Развитие в СССР судебномедицинской экспертизы волос (Исторический очерк) / Гаркави А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966. — №2. — С. 33-35.

О возможности судебно-медицинского исследования потожировых выделений и волос на мужских расческах / Лукаш А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965. — №2. — С. 22-24.

Реакция абсорбции — элюции при определении групп системы АВО в волосах / Стегнова Т.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1977. — №2. — С. 34-37.

О возможности выявления обработки волос шампунями / Татаренко В.А., Манжела В.И., Дликман И.Б., Чернявская М.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1978. — №2. — С. 34-36.

больше материалов в каталогах

Экспертиза волос