Судебная медицина в Чехословакии

/ Черваков В.Ф. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1958 — №3. — С. 37-40.

Черваков В.Ф. Судебная медицина в Чехословакии

(Москва)

Поступила в редакцию 15/VII 1958 г.

 

 

 

ссылка на эту страницу

Как и в других странах, в Чехословакии созданию государственной и научной судебной медицины предшествовал длительный период практического применения судебномедицинскои экспертизы в следственных и судебных целях.

Чешская судебная медицина и судебномедицинская экспертиза развивались параллельно с развитием правовых наук. Истоки научной судебномедицинскои экспертизы относятся к XVII столетию; первая кафедра судебной медицины при Карловом университете в Праге была открыта в конце XVIII века (1785).

Отдельные случаи судебномедицинскои экспертизы имели место в XV и XVI столетиях; первое вскрытие трупа было произведено проф. Яном Есенским (1556—1621).

Во второй половине XVII столетия вскрытия трупов неоднократно производились выдающимся чешским ученым проф. Яном Добженским (1623—1697), который изучал патологическую анатомию на трупах людей, умерших от болезней.

Систематические судебномедицинские вскрытия начали осуществляться только с организацией кафедры судебной медицины; тогда же стал давать судебномедицинские заключения медицинский факультет в Праге.

Первое заключение относится к 1699 г., когда факультету было предложено высказаться о связи смертельного исхода с телесными повреждениями по делу о смерти Бжезины.

К этому же периоду относится появление первых трудов по судебной медицине.

Так, в 1599 г. Ян Есенский публикует свою работу об отравлениях; в 1642 г. Даниель Лука издает книгу «Судебные вопросы».

В 1780 г. публикуется диссертация Сыкоры «Conspectus medicinae legalis», а через 3 года вышла известная книга Гульденера «Positiones medico-inaugurales». По академической традиции, все эти работы печатались на латинском языке.

До 1807 г. судебная медицина в Пражском университете значилась- как факультативная дисциплина.

В течение почти столетия пражская кафедра судебной медицины была единственной; ее возглавляли выдающиеся деятели судебной медицины, среди которых заслуживают упоминания Матей Попел, Иозеф Машка и всемирно известный проф. Эдуард Гофман.

Проф. Машка, родом немец, много сделал в области организации учебного процесса и известен своим крупным руководством по судебной медицине.

Проф. Эдуард Гофман (1837—1897) родился в Праге, окончил там медицинский факультет, защитил докторскую диссертацию, с 1861 г. был ассистентом, с 1864 г. в течение 5 лет возглавлял пражскую кафедру судебной медицины. С 1876 г. и до конца жизни Гофман возглавляет кафедру в Вене. Широкую известность получило его руководство по судебной медицине, переведенное на французский, русский, итальянский, испанский и другие языки. Гофман по справедливости считается классиком судебной медицины.

В 1882 г. пражская кафедра была разделена на две самостоятельные кафедры — чешскую и немецкую. Во главе чешской кафедры стояли крупные представители судебной медицины Вацлав Белоградский, Иозеф Рейнсберг, Владимир Славик и ныне здравствующий профессор Франтишек Гаек.

Особого упоминания заслуживает деятельность Иозефа Рейнсберга, руководившего кафедрой в течение 24 лет и издавшего обширное руководство, которое по существу было первым чешским' руководством по судебной медицине.

После смерти проф. Рейнсберга кафедрой руководил виднейший представитель чешской судебной медицины проф. Славик (умер в 1934 г.). Ему принадлежит ряд крупных работ и учебников по судебной медицине: 1) Судебная медицина для врачей и юристов, 2) Этиология скоропостижной смерти, 3) Судебномедицинская диагностика отравлений.

После Славика до 1957 г. кафедру возглавлял проф. Франтишек Гаек, он же директор Института судебной медицины в Праге. Ему и его ученикам принадлежит ряд оригинальных исследований по различным вопросам судебномедицинской экспертизы, а также учебник по судебной медицине и пособие по практическим занятиям для студентов по судебной медицине.

Среди руководителей немецкой кафедры судебной медицины в Праге следует упомянуть д-ра Арнольда Палтауфа и проф. Диттриха. Имя Палтауфа широко известно судебным медикам в связи с открытием им пятен на легких при утоплении. Диттрих руководил пражской кафедрой с 1895 по 1929 г. Он является автором широко известного руководства по судебномедицинской экспертизе.

Немецко-фашистские оккупанты нанесли огромный ущерб кафедрам судебной медицины в Праге, Брно и Братиславе. После освобождения Чехословакии за истекшие 12 лет судебными медиками Чехословакии проделана огромная работа по восстановлению кафедр и лабораторий. Помимо упомянутых довоенных кафедр пражской, братиславской и в Брно, организованы новые кафедры при медицинских факультетах в университетах городов Пльзень, Оломоуц, Градец Кралове и Кошице (Словакия).

Почти все кафедры оборудованы новейшей специальной аппаратурой и приборами, необходимыми для проведения научно-исследовательской и педагогической работы. Во главе кафедр стояли и стоят крупные ученые и авторитетные специалисты в области судебномедицинской экспертизы — профессора: Герман Крсек в Университете имени Амоса Коменского в Братиславе, А. Розмарич в университете имени Палацкого в Оло- моуце и недавно умерший Эдвард Кноблох.

Коллективами кафедр за послевоенные годы развернута большая научно-исследовательская работа: только за последние 10 лет было выполнено свыше 400 работ. В числе этих работ руководства, учебники и учебные пособия по судебной медицине.

В серии учебных пособий для высших медицинских учебных заведений, опубликованных медицинским факультетом Масарикова университета в Брно, — учебник судебной медицины, составленный коллективом, авторов в соответствии с новой программой. Особого упоминания заслуживает оригинальное руководство по медицинской криминалистике Э. Кноблоха, руководителя кафедры судебной медицины и криминалистики гигиенического факультета Карлова университета. Оно аналогично советским учебным пособиям по первоначальному осмотру трупа на месте происшествия. В первой, общей, части даются сведения об осмотре места происшествия и следов человека (следы крови, спермы, отпечатки рук, ног, зубов). В отдельных главах описаны осмотр подозреваемых и осмотр потерпевших. Большая сравнительно с другими глава отведена трупным явлениям. Вторая, специальная, часть посвящена наружному осмотру трупа при различных видах насильственной смерти. Последние главы содержат краткие сведения о криминальном аборте, детоубийстве и внезапной смерти. Книга богато иллюстрирована очень хорошо выполненными фотографиями мест происшествия и трупов при различных видах насильственной смерти.

Большой интерес представляют методические пособия для практических занятий по судебной медицине, изданные проф. Гаеком, проф. Крсеком и его сотрудниками — Порубским, Вамоши (Братислава). Эти учебные материалы свидетельствуют о высоком уровне методической работы. К числу больших достижений следует отнести также сборники трудов
3 съездов судебномедицинских экспертов Чехословакии и специальный журнал «Судебная медицина», издаваемый в последние годы совместно с журналом «Криминалистика».

Активное участие кафедры судебной медицины принимают в практической судебномедицинской экспертизе.

Чехословацкие судебные медики неоднократно критиковали дефекты, имеющиеся в организации судебномедицинской экспертизы. Так, Вл. Порубский (Братислава) в своей статье (1956) констатирует, что в университетских городах, где в качестве экспертов работают сотрудники кафедр судебной медицины, экспертиза поставлена на должную зысоту и отвечает современным требованиям науки. В городах же, где нет медицинских факультетов, а особенно в районах, качество судебномедицинской экспертизы оставляет желать лучшего, а контроль лечебно-профилактической работы путем мёдикополицейских вскрытий вообще не производится. Автор приходит к выводу, что образцом организации судебномедицинской экспертизы должна служить советская система, введенная в СССР постановлением СНК СССР от 4 июля 1939 г.

Кафедры судебной медицины в Братиславе и Кошице предложили следующий план мероприятий, имеющий целью улучшение качества экспертизы в республике и в первую очередь подготовки кадров специалистов.

  1. В системе здравоохранения установить должность главного судебномедицинокого эксперта, на которого возложить практическое и методическое руководство работой областных и районных экспертов.
  2. В областях создать областные судебномедицинские станции; в Братиславе и Кошицах организовать токсикологические (судебнохими- ческие) лаборатории.
  3. Повышение квалификации -врачей экспертов проводить на кафедрах судебной медицины.

Представляет интерес замечание в проекте, что экспертиза должна быть включена в систему здравоохранения и производиться бесплатно. Небезынтересно отметить, что § 118 чехословацкого УПК, именуемый «подготовка заключения», гласит: «Если для дачи заключения необходим анализ крови или другая подобная процедура, обвиняемый должен
разрешить врачу-эксперту ее осуществление, поскольку это не связано с опасностью для его здоровья. Эта обязанность должна быть разъяснена обвиняемому и ему должно быть объяснено последствие ее невыполнения».

Представляет интерес квалификация телесных повреждений в аспекте нового уголовного кодекса 1950 г. К категории тяжких повреждений относятся: а) увечье, б) повреждение конечностей, в) потеря или существенное ослабление функции органов чувств, г) повреждение важного органа, д) обезображение (неизгладимое обезображение лица), е) заражение венерической болезнью, ж) перерыв беременности без согласия беременной женщины, з) истязание, и) длительное расстройство здоровья.

Специальных судебномедицинских амбулаторий не имеется, и освидетельствование потерпевших проводится обычно в лечебных учреждениях.

Исследования вещественных доказательств производятся в Институте судебной медицины и на кафедрах судебной медицины.

На высоком уровне находятся судебнохимические исследования для целей судебномедицинской и криминалистической экспертизы.

В настоящее время учреждены специальные кафедры токсикологии, судебной химии и микроскопии, которые выполняют все виды исследований по заданиям судебных и следственных органов.

В соответствии с § 115 УПК «в качестве эксперта должен выступать только тот, кто состоит при суде в качестве постоянного присяжного эксперта по определенной отрасли знаний, необходимых для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для уголовного расследования, и тот, кто занимается этой специальностью как своей профессией». Каждый врач может быть привлечен для выполнения обязанностей судебномедицинского эксперта; запрещается вызов для судебноме- дицинского исследования трупов врачей, лечивших больного непосредственно перед смертью. Таким образом, обязанности штатных судебно- медицинских экспертов, как правило, выполняют присяжные врачи-эксперты, находящиеся в списках областных судов: Научные работники кафедр привлекаются для выполнения всех видов судебномедицинской экспертизы трупов, живых лиц и вещественных доказательств.

похожие статьи

Условия и характер работы медицинского персонала моргов Великобритании: вопросы охраны здоровья, обеспечения инфекционной безопасности и снижения рисков заражения / Шигеев С.В., Фетисов В.А., Минаева П.В., Гусаров А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 54-58.

Рефераты №1 1968 / Ачеркан Н.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 49-54.

Некоторые пути преодоление недостатков назначения судебно-медицинской экспертизы в Белоруссии / Ефимов Л.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 19-20.

Судебная медицина Китайской Народной Республики, от истоков до наших дней / Клевно В.А., Назаров Ю.В. // Судебная медицина. — 2018. — №4. — С. 44-48.

Стандарты проведения судебно-медицинского вскрытия / Петерсон Г.Ф., Кларк С.К. — 2006.

больше материалов в каталогах

Судебная медицина в других странах