Судебная медицина в Народной республике Болгарии

/ Прозоровский В.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1959 — №1. — С. 32-37.

Прозоровский В.И. Судебная медицина в Народной республике Болгарии

(Москва)

Поступила в редакцию 29/XI 1958 г.

 

 

 

 

ссылка на эту страницу

В июне 1958 г. в порядке культурного обмена мы в составе группы специалистов Министерства здравоохранения СССР посетили Болгарию.

При встречах с болгарскими товарищами — судебными медиками и работниками судебноследственных учреждений — нас, естественно, больше всего интересовали вопросы организации экспертизы, подготовки кадров и состояния научной работы.

В соответствии с составленной программой на кафедрах судебной медицины Софийского и Пловдивского медицинских институтов были проведены конференции и поставлены информационные доклады. Докладчиками являлись профессор судебной медицины Софийского медицинского института Марко Марков, доцент кафедры судебной медицины Пловдивского медицинского института Тодор Цоков и автор настоящего сообщения.

Тематика конференций была следующей: «Организационное построение и практическая деятельность судебномедицинской экспертизы в СССР и в Народной Республике Болгарии»; «Развитие и состояние судебномедицинской науки в СССР и научная работа кафедры судебной медицины Софийского медицинского института за 1956—1958 гг.»; «Состояние и развитие научной деятельности судебных медиков в СССР' и научная работа сотрудников кафедры судебной медицины Пловдив- ского медицинского института за 1948—1958 гг.»; «О подготовке кадров для судебномедицинской службы в СССР и Народной Республике Болгарии»; «Организация и итоги работы Всесоюзного научного общества судебных медиков и криминалистов в СССР»; «О создании Болгарского научного общества судебных медиков и криминалистов»; «Практическая и научноорганизационная связь судебномедицинской экспертизы с су- дебноследственными органами в СССР».

Особенно живо болгарские товарищи реагировали на сообщение о состоянии организационной и научной судебномедицинской работы, а также о структуре судебномедицинской экспертизы в Советском Союзе.

Необходимо отметить, что должностная судебномедицинская экспертиза стала создаваться в Болгарии сравнительно недавно, только после 9 сентября 1944 г., когда трудящиеся страны при помощи Советской Армии свергли монархо-фашистский режим и установили народную власть. До этого судебномедицинская экспертиза производилась врачами, которые имели соответствующую подготовку и состояли в списках при судах.

Первый приказ министра здравоохранения и социального обеспечения Болгарии об организации судебномедицинской экспертизы относится к августу 1952 г. Этим приказом была утверждена должность главного судебномедицинского эксперта и предусмотрена организация судебномедицинской экспертизы в каждом округе1 . Первым главным судебномедицинеким экспертом 15 мая 1957 г- назначен профессор кафедры судебной медицины Высшего медицинского института в Софии доктор медицинских наук профессор Марко Марков. В этом же году Министерство здравоохранения и социального обеспечения утвердило

«Правила организации судебномедицинской экспертизы». По содержанию эти «Правила» аналогичны нашей «Инструкции о производстве судебномедицинской экспертизы в СССР» от 1952 г.

В Народной Республике Болгарии насчитывается 14 округов и 101 околия. В каждом округе на базе окружной больницы располагается судебномедицинская экспертиза, возглавляемая окружным судебномедицинским экспертом. Штат окружного бюро предусматривался в составе эксперта, лаборанта, машинистки и служителя.

Исследование вещественных доказательств и судебнохимические анализы производятся на кафедрах судебной медицины в Софии и Пловдиве, поэтому в штате кафедры Софийского института, помимо профессора, 4 ассистентов и аспиранта, имеются 4 судебных химика и лаборант; кроме того, в штате кафедры состоят заведующий секционным залом и заведующий производством исследования вещественных доказательств; в отделе исследования вещественных доказательств производятся и гистологические исследования.

В Пловдиве штат кафедры судебной медицины состоит из профессора, 2 ассистентов, прозектора, судебного химика и лаборанта. Последние трое ведут исключительно практическую работу, в которой принимают участие и ассистенты — один проводит исследования вещественных доказательств, другой участвует в освидетельствовании живых лиц и исследовании трупов, причем не только на кафедре, но и в округе.

В будущем М. Марков планирует организацию при кафедре танатологического', судебнохимического, физико-технического отделов, кабинета исследования живых лиц, к также организационно-методического отдела с изучением деонтологии и правовой медицины.

Сотрудвики   кафедры   судебной   медицины  Софийского   медицинского  института   в  1930  г.

Сотрудвики кафедры судебной медицины Софийского медицинского института в 1930 г. Сидят (слева направо): Ив. Москов, Ан. Теодоров и М. Марков.

Научно-исследовательская работа проводится только на кафедрах судебной медицины.

Организатором кафедры судебной медицины в Софии был лауреат Димитровской премии I степени профессор Анастас Теодоров. Помимо нескольких бактериологических работ, им выполнен ряд судебномеди- цинских исследований: «Заметки о выстреле с близкого расстояния»,

«Заметки о пулевых ранениях черепа», «Применение групп крови в судебной медицине», «Моментальная внезапная смерть от естественных причин», «Смерть от удушья вследствие своебразной комбинации причин» и др. А. Теодоровым был написан болгарский учебник по судебной медицине, последнее издание которого вышло в 1950 г. А. Теодоров скончался в 1956 г.

С 1949 по 1952 г. кафедрой судебной медицины в Софийском институте руководил профессор Иван Москов, перу которого принадлежит свыше 30 научных работ, в том числе ряд работ гематологического направления («Титр агглютинации и его значение в исследовании крови в целях установления отцовства», «Материалы к вопросу об определении групповой принадлежности крови», «Исследования и достижения относительно групповой принадлежности крови» и Др.); все они относятся к 1930—1949 гг. Остальные работы — на различные темы, как, например, «Случай естественной мумификации», «Об отравлении барием», «Необычный случай комбинированного самоубийства», «Аддисонова болезнь и скоропостижная смерть при ней», «Венерические болезни с правовой и судебномедицинской точек зрения», «Несчастные случаи при наложении лечебного пневмоторакса», «Система судебномедицинской экспертизы у нас и в СССР» и др. И. Московым в 1946 г. выпущена монография «Деонтология» и написана первая часть учебника судебной медицины.

После смерти И. Москова с 1952 г. кафедрой судебной медицины заведует профессор М. Марков.

Большинство работ М. Маркова касается вопросов акушерства и гинекологии, токсикологии и токсикоинфекций, а также гематологии. К работам акушерско-гинекологическим относятся: «Размеры новорожденных детей в Болгарии», «Медицинские задачи в связи с новой правовой постановкой аборта в Болгарии», «К вопросу об абортивном действии хинина», «Значение девственной плевы, оставшейся недефлориро- ванной в браке и при криминальных половых сношениях», «Случай увеличения надпочечников с изменением половых органов и вторичных половых признаков», «Случай гермафродитизма», и др.

Ряд работ М. Маркова посвящен токсикологии: «Судебномедицинские вопросы при отравлении едкими веществами», «Об отравлении окисью углерода на открытом воздухе», «Два случая разрыва аорты при отравлении щелоком», «Медицинская судебная экспертиза при пищевых токсикоинфекциях», «О патологоанатомической картине токсико-инфекционных заболеваний и их судебномедицинской определении»,

«Острое отравление алкоголем с медицинской точки зрения», «Практическое применение определения алкоголя в Болгарии», «О качественном и количественном определении алкоголя'в человеческом организме и его судебномедицинской значении», «Материалы к технике определения содержания алкоголя в человеческом организме» и др. Около 40 работ выполнено сотрудниками кафедры Г. Михайловым, Р. Василевой, С. Нейковым и М. Василевым.

Эти работы касаются преимущественно вопросов токсикологии и гематологии; несколько работ посвящено скоропостижной смерти, врачебным ошибкам, акушерству и гинекологии. Назовем некоторые из них: «О бензидиновом отравлении», Отравление хлористым натрием»,

«Отравление инсектицидом Е-605, паратионом и ниумфом-100», «Группы крови по системе А, В, О в Болгарии», «Резус-фактор и его судебноме- дицинское значение», «Об организации судебномедицинской экспертизы в Болгарии», «О задаче и согласованности в работе органов следствия и врача-эксперта при экспертизе трупа», «Внезапная смерть при туберкулезе надпочечников», «Статистическое изучение случаев естественной и внезапной смерти до 40-летнего возраста», «О некоторых вопросах экспертизы и судебной ответственности врачей», «Ответственность врача, связанная с определением групп крови» и др.

Сотрудник кафедры Нейков в своей статье «Может ли судебноме- дицинский эксперт решать вопросы вида смерти» высказал мнение болгарских товарищей, которое аналогично мнению абсолютного большинства, наших судебных медиков, Прокуратуры и Верховного суда СССР о компетентности судебномедицинского эксперта давать свое мотивированное заключение о роде насильственной смерти2.

Работы, выполненные на кафедре судебной медицины в Пловдиве (около 30), по тематике в основном аналогичны работам софийской кафедры; несколько выделяются работы Тодора Цокова, которые посвящены в основном вопросам деонтологии: «Уголовная ответственность врача-эксперта по Уголовному кодексу», «Ответственность врача за неоказание помощи больному или роженице», «Незнание врача как основание для ответственности» и др.

На кафедре судебной медицины Софийского института занятия построены следующим образом: для студентов терапевтического и педиатрического факультетов читаются лекции на IX и X семестрах — 45 часов — и проводятся практические занятия — 60 часов. Студенты гигиенического факультета проходят судебную медицину на X семестре, для них предусмотрено 30 часов лекций и 30 часов практических занятий; для стоматологов— 15 часов лекций и 15 часов практических занятий, которые в основном посвящены судебномедицинской документации и освидетельствованию живых лиц. С 1959 г. намечается упразднение факультетов, так называемых профилей, и установление общего профиля — терапевтического; судебная медицина будет преподаваться в объеме, принятом сейчас для терапевтического и педиатрического факультетов (105 часов).

Практические занятия состоят из показательных вскрытий (три трупа взрослых и один труп новорожденного); составления судебномеди- цинского акта; освидетельствования живого лица; составления заключения по документам, причем одного обязательно об ответственности врача. Кроме того, студенты проводят исследования крови, спермы и волос, а также изучают музейные препараты.

При прохождении курса судебной медицины студенты пользуются учебником М. И. Райского, переведенным на болгарский язык ассистентами кафедры Софийского института под редакцией М. Маркова.

При ознакомлении с уголовным кодексом Болгарии, именуемым «Наказательным кодексом», мы убедились, что ряд статей представляет определенный интерес для судебных медиков, в особенности те, в которых рассматриваются вопросы, связанные с телесными повреждениями.

Болгарский кодекс делит телесные повреждения на тяжкие, средние и легкие. Так, статья 139 гласит: «Кто причинил другому тяжкое телесное повреждение, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Под тяжким телесным повреждением понимается: продолжительное расстройство сознания, слепота, глухота, немота, неспособность к деторождению, уродование, влекущее за собой неизлечимое расстройство речи или какого-нибудь органа чувств, постоянное общее расстройство здоровья, опасное для жизни, и то обстоятельство, вследствие которого ампутированы или стойко изувечены нога или рука».

Статья 140: «Кто причинил другому среднее телесное повреждение, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

Под средним телесным повреждением понимается: ослабление зре- ния, слуха или речи, затруднение движения конечностей или повреждение детородных органов без причинения неспособности к деторождению, выбивание зубов, затрудняющее процесс еды и речь, уродование лица, постоянное расстройство здоровья, неопасное для жизни или временно опасное для жизни, ранения черепной, грудной и брюшной полости».

Статья 141: «Кто причинил другому легкое телесное повреждение, наказывается лишением свободы на срок до 6 месяцев или исправительными работами на срок до 6 месяцев.

Легкое телесное повреждение предусматривает все случаи расстройства здоровья, кроме тех, которые содержатся в статьях 139 и 140, и, кроме того, причинение боли».

В настоящее время в Болгарии ведется подготовительная работа к организации научного общества судебных медиков и криминалистов. По всей вероятности, это общество будет оформлено на запланированной межведомственной конференции по вопросам судебной медицины

Во время нашей поездки, кроме судебномедицинских учреждений, мы посетили Академию наук Болгарии; Институт переливания крови; Институт биологии; кафедры и клиники Софийского медицинского института (анатомии, биохимии, патологической анатомии, терапии, ортопедии, стоматологии и психиатрии), а также ряд лечебных и профилактических учреждений (окружная больница в Варне, околийные больницы в Арсеновограде, Чепеларах и Балчике, туберкулезный санаторий Родопского ущелья и Нерченский бальнеологический санаторий).

Свободное время было посвящено ознакомлению с культурно-историческими памятниками Болгарии, музеями, Университетом, Национальной библиотекой, а также с другими достопримечательностями.

В заключение следует отметить, что везде мы встречали теплый братский прием, быстро возникали задушевные беседы и обмен мнениями по различным вопросам. Всюду мы наблюдали большой интерес болгарских товарищей к достижениям нашей страны.

1 Округ — административно-территориальная единица Болгарии. Каждый округ делится на околии, что соответствует нашим районам. Околии в свою очередь делятся на общины.

2 III Всесоюзное совещание судебномедицинских экспертов и III Всесоюзная конференция Научного общества судебных медиков и криминалистов. Судебномеди- цинская экспертиза, 1958, № I, стр. 56—57; Циркулярное письмо Главного судебно-медицинского эксперта Министерства здравоохранения СССР от 29/П 1956 г. за № 306; Методическое письмо Прокуратуры Союза ССР от 8/VIII 1958 г., стр. 5.

похожие статьи

Условия и характер работы медицинского персонала моргов Великобритании: вопросы охраны здоровья, обеспечения инфекционной безопасности и снижения рисков заражения / Шигеев С.В., Фетисов В.А., Минаева П.В., Гусаров А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 54-58.

Рефераты №1 1968 / Ачеркан Н.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 49-54.

Некоторые пути преодоление недостатков назначения судебно-медицинской экспертизы в Белоруссии / Ефимов Л.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 19-20.

Судебная медицина Китайской Народной Республики, от истоков до наших дней / Клевно В.А., Назаров Ю.В. // Судебная медицина. — 2018. — №4. — С. 44-48.

Стандарты проведения судебно-медицинского вскрытия / Петерсон Г.Ф., Кларк С.К. — 2006.

больше материалов в каталогах

Судебная медицина в других странах