Случай из практики

/ Комарова Г.Г., Леонов С.В., Чудинов В.И. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 1999 — №2. — С. 73-74.

Комарова Г.Г., Леонов С.В., Чудинов В.И. Случай из практики

(прокурор-криминалист Хабаровской краевой прокуратуры), (Хабаровское краевое бюро СМЭ)

 

 

 

ссылка на эту страницу

В г. Хабаровске, в комнате общежития был обнаружен труп гр-на. На теле трупа имелись две раны линейной формы, с ровными неосадненными краями и острыми концами. В ходе осмотра места происшествия были обнаружены и изъяты нунчаку.

При исследовании трупа гр-на Б. в морге были обнаружены: колото резаные раны левой подключичной области с повреждением верхушки левого легкого, рана по передней брюшной стенке с повреждением печени. И выводах эксперт-танатолог, проводивший экспертизу трупа Б., пришел к ВЫВОДУ, что повреждения на трупе образовались от колюще-режущего орудия, каким мог быть обоюдоострый нож, с шириной клинка на уровне погружения не более 3,5 см Нунчаку, представленные на экспертизу, кпк следообразующий объект эксперт исключил. Колото-резаная рана живота, по заключению эксперта, имела особенность, а именно: "... поскольку от раны передней брюшной стенки в ткань печени прослеживаются два раневых канала, ранение передней брюшной стенки, вероятно, образовалось в результате двух погружений клинка..."

Подозрение в совершении этого преступления пало на гр. П. На допросе он показал, что между ним и его знакомым Б., на почве личных неприязненных отношений возникла драка. Б. стал наносить ему удары нунчаку, а он схватил вилку от кухонного набора "Веста", висевшего на стене в кухне, и ударил ею Б несколько раз. В какую часть тела точно сказать подозреваемый не мог. Нунчаку он забросил за холодильник, забрал с собой вилку и выбросил по дороге.

Показания П. подтверждались показаниями ряда свидетелей, которым он, выходя из комнаты Б., сказал, что убил "нанайца". Был он при этом в крови и с вилкой от набора "Веста" в руках.. Об исчезновении, после убийства Б., из их кухни вилки от кухонного набора "Веста" говорила и сожительница Б.- гр-ка С.

Ознакомившись с заключением эксперта следователь обратила внимание на имеющееся противоречие с материалами дела.

В связи с этим по делу была назначена комиссионная судебно-медицинская экспертиза.

Наряду с ранее поставленными вопросами следователь поставила вопрос о том, могли ли имеющиеся на теле трупа колото-резаные повреждения быть причинены стандартной вилкой от набора "Веста" (в деле имелся сделанный рукой П. рисунок этой вилки). Комиссионная экспертиза пришла к выводу, что нанести такие повреждения, какие имелись на трупе Белых, вилкой от кухонного набора, невозможно. Выводы экспертная комиссия обосновывала отсутствием острых граней у вилки и отсутствием двойного раневого канала в легком.

Ознакомленный с заключением комиссионной судебно-медицинской экспертизы П. продолжал настойчиво утверждать, что удары он наносил вилкой от кухонного набора.

Такая твердая позиция обвиняемого, подкрепленная другими собранными по делу доказательствами, дала основание следователю усомниться в правильности заключения и комиссионной экспертизы. Зная о том, что кухонные наборы "Веста" довольно распространены в обиходе наших домашних хозяек, она подобрала не имеющие отношения к делу несколько вилок от кухонных наборов, подобных по описанию той, о которой дал показания и которую нарисовал П.

После опознания подозреваемым, вилка была представлена экспертам бюро судебно-медицинской экспертизы, проводившим комиссионную экспертизу.

Уверенная позиция обвиняемого и осмотр ими представленной вилки привели к тому, что от экспертов поступило письмо в прокуратуру, в котором они сами поставили вопрос о необходимости еще раз вернуться к исследованию механизма нанесения телесных повреждений и предполагаемого орудия, выразив сомнение в правильности своего заключения. Была назначена повторная комиссионная судебно-медицинская экспертиза, которая для объективности и в соответствие с требованиями ст. 81 УПК РСФСР была поручена другому составу комиссии, в который вошли эксперты медико-криминалисты.

Комиссия экспертов, в ходе экспериментального исследования орудия на биологическом материале, произвела экспериментальные удары представленной вилкой. Результаты эксперимента сравнивались с оригинальными повреждениями, изъятыми с трупа Б., имевшимися в архиве ОМК. В результате исследования эксперты пришли к выводу о том, что телесные повреждения, имеющиеся на трупе Белых, наиболее вероятно нанесены вилкой от кухонного набора, подобной представленной. Представленная вилка имела следующие некоторые особенности. Поскольку вилка изготавливалась при помощи прессовой формовки, профильное сечение ее имело скошенную четырехугольную форму, то есть, каждый край вилки имел острую грань (угол около 30 градусов). Эти ребра имели среднюю степень остроты. Отсутствие второго раневого канала в легком комиссия объяснила прикраевым повреждением легкого, при условии что легкое находилось в стадии выдоха.

Расследование по делу было закончено, и дело направлено в суд. П. был признан судом виновным по ст. 103 УК РСФСР и осужден.

похожие статьи

Проникающее ранение живота торцевой частью разрушенного дождевого зонта / Породенко В.А., Макущенко Ю.В., Козин О.Ю., Платонов А.А. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 46-49.

Судебно-медицинская диагностика повреждений, причиненных плоскими колюще-рубящими предметами (комплексное экспериментальное исследование одежды и кожного покрова) / Шадыжева Л.В. — 1993.

Возможности идентификации колющих предметов по повреждениям / Олейник Н.Г. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 82-83.

О механизме образования множественных колото-резаных повреждений крупных сосудов при одной входной ране / Артамонов Ю.Г. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №2. — С. 52-53.

О дифференцировании колотых и огнестрельных повреждений головы / Петросян Н.Г. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №1. — С. 22-24.

больше материалов в каталогах

Повреждения колющими предметами