Динамика изменений поперечнополосатых мышц при их механическом повреждении

/ Бреслер М.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1959 — №3. — С. 8-12.

Бреслер М.В. Динамика изменений поперечнополосатых мышц при их механическом повреждении

Бюро главной судебномедицинской экспертизы Эстонской ССР (начальник Е. В. Бенедиктова) и кафедра патологической анатомии I Ленинградского медицинского института имени акад. И.П. Павлова (зав. — проф. М.А. Захарьевская)

Поступила в редакцию 10/XII 1958 г.

 

Bresler V.M. Dynamics of the Changes in the Cross Striated Muscles in Their Mechanical Injury

 

 

 

ссылка на эту страницу

Вопрос об изменении поперечнополосатого мышечного волокна при механическом, химическом и ином воздействии, а также при некоторых заболеваниях имеет большую, почти столетнюю историю, ему посвящена обширная литература. Но, несмотря на это, нам трудно было найти в литературе единодушное мнение о некрозе и некробиозе мышечного волокна, а также удаление мертвых масс. Это можно объяснить тем, что большинство работ посвящается вопросам регенерации мышцы, а некроз и его удаление описываются крайне бегло [Ашканази (Askanazy), В. П. Казанцев, А. М. Васюточкин, А. Н. Студитский и А. Р. Стриганова]. В тех работах, в которых больше внимания уделено динамике некробиоза мышечного волокна, как правило, объектом исследования служили низшие позвоночные (обычно лягушки) [Тома (Thoma), Кремер (Кгеmer), 3.И. Крюкова, М.А. Раевская, А.А. Заварзин, А.М. Васюточкин, В.Л. Александров и 3.И. Крюкова]. Особняком стоит классическая работа Ценкера (Zenker), посвященная изменениям мышечных волокон при брюшном тифе.

Мы предприняли настоящее исследование с целью изучения динамики развития некроза мышечных волокон, его типовой характеристики, способа удаления мертвых масс и определения давности нанесенного повреждения. Применив различные способы окраски, мы смогли выделить различные типы некроза и их особенности, а также различные виды удаления мертвых масс.

Объектом исследования служили 25 белых крыс: 23 в опыте и 2 в контроле. Травму наносили следующим образом: стерильно обнажали икроножную мышцу и поперечно ходу волокон делали два параллельных неполных разреза таким образом, что кусочек оставался соединенным с сосудами и нервами конечности. В зависимости от предполагаемого срока взятия кусочка кожу либо зашивали, либо края ее соединяли зажимами Пеана.

Мышцу фиксировали ценкер-формолом или нейтральным формалином, заливали в воск-парафин и окрашивали гематоксилин-эозином по методу ван Гизона, Гейденгайна, Массона и эозин-азуром по Максимову. Кроме того, приготовляли замороженные срезы и окрашивали судан-гематоксилином, а также импрегнировали по методу Билыновского для обнаружения нервных волокон.

Изучение полученных препаратов показало, что некротические изменения в мышце начинаются уже через несколько секунд после нанесения травмы. Концы перерезанного мышечного волокна грибовидно разворачиваются, набухают, поперечная исчерченность в них исчезает, ядра деформируются или исчезают. Образовавшиеся узлы базофильны, при окраске эозин-азуром становятся синими; по Массону окрашиваются в синий цвет, по Гейденгайну — в светло-серый. Через 3 минуты можно видеть, что в некоторых волокнах изменения распространяются вдоль По волокну, причем в прилежащих участках волокна исчезает поперечная исчерченность; в других волокнах виден отрыв первого узла и возникновение нового узла сокращения. Мышечные ядра исчезают, растворяясь и разрываясь. Наконец, обнаруживаются изменения волокон, состоящие в том, что поперечная исчерченность грубеет, начинает окрашиваться базофильно эозин-азуром, волокно несколько набухает; ядра в таких волокнах подвергаются разрыву. Через 10 минут все описанные изменения распространяются вдоль по волокну. В волокнах с грубой исчерченностыо начинают появляться трещины. Мышечные волокна, распавшиеся на отдельные узлы, начинают интенсивно окрашиваться по Гейденгайну в черный цвет. Уже через 15 минут возникают новые изменения: мышечные оболочки по краю светлеют, их контуры становятся как бы размытыми, что характеризует начало их растворения в тканевой жидкости. Иногда в этот период можно встретить мышечные волокна, утратившие поперечную исчерченность, вместо которой в них появляются грубые широкие поперечные полосы, ядра в таких волокнах растворяются; само волокно при окраске по Массону приобретает синий цвет. Кроме того, в это же время можно видеть утолщенные волокна, в которых резко выступает грубая продольная исчерченность. Такие волокна окрашиваются в синий цвет по Массону, остаются бесцветными при окраске по Гейденгайну, становятся розовыми при окраске эозин-азуром.

Таким образом, уже к 15 минутам отчетливо выступают три основные типа гибели мышечного волокна.

Некроз первого типа с гомогенизацией протоплазмы и исчезновением поперечной исчерченности и ядер (рис. 1). Такой некроз в свежем состоянии становится синим при окраске эозин-азуром, серым — по Гейденгайну, оранжевым — по Массону. Старый некроз этого типа, т.е. давностью свыше 4—8 часов, становится розовым при окраске эозин-азуром, сероватым или бесцветным при окраске по Гейденгайну и синим — по Массону.

Некроз второго типа наблюдался в двух формах (рис. 2) : либо в виде распада на большие фрагменты, либо в виде распада на поперечные анизотропные диски; в свежем состоянии он также базофилен, окрашивается в черный цвет по Гейденгайну. по Массону обычно бывает оранжевым. В старом состоянии некроз второго типа окрашивается в розовый цвет эозин-азуром, обычно очень долго сохраняет' окраску, в черный цвет — по Гейденгайну, по Массону представляет пеструю картину — часть глыбки остается оранжевой, часть становится синей.

Некроз третьего типа встречается редко, он характеризуется обра­зованием грубых поперечных полос в мышечном волокне с исчезновением ядер. При окраске по Массону полосы обычно синего цвета, по Гейденгайну они окрашиваются в черный цвет. Фибриллярное разволокнение, по нашим данным, нельзя считать некрозом, так как оно не сопровождается исчезновением мышечных ядер; в дальнейшем такое мышечное волокно все же погибает по одному из описанных выше типов некроза, чаще всего фибриллярное разволокнение переходит в некроз первого типа.

Начинающийся некроз первого типа через 5 минут после повреждения. Распад ядер, базофильное окрашивание и гомогенизация мышечного волокна

Рис. 1. Начинающийся некроз первого типа через 5 минут после повреждения. Распад ядер, базофильное окрашивание и гомогенизация мышечного волокна. Иммерсия. Объектив 100, окуляр 15. Окраска зозин-азуром.

Некроз второго типа через 15 минут после повреждения. Распад мышечного волокна на отдельные фрагменты и диски

Рис. 2. Некроз второго типа через 15 минут после повреждения. Распад мышечного волокна на отдельные фрагменты и диски. Иммерсия. Объектив 100, окуляр 15. Окраска по Гейденгайну.

Уже на 30-й минуте отмечается резко выраженное растворение части мышечных обломков в тканевой жидкости, в результате чего в них возникают причудливые вакуоли, это так называемое тканевое или гуморальное рассасывание. Оно является основным способом удаления в течение 4 часов после нанесения травмы. Через час после травмы рассасывание путем растворения в тканевой жидкости выражено крайне резко. Продолжается гибель мышечных волокон по первому и особенно, по второму типу. Отмечается резкое расширение сосудов и краевое стояние лейкоцитов, а через 4 часа — выход большого количества лейкоцитов и макрофагов. Эти клетки окружают обломки мышечных волокон и в местах соприкосновения с волокном растворяют последнее (лакунар- ное рассасывание).

Наблюдаются и другие картины: в протоплазме макрофагов появляются мелкие глыбки мышечного вещества — рассасывание путем фагоцитоза. Через 8 часов после травмы уже видно большое количество сарколемных трубок, набитых макрофагами, которые интенсивно фагоцитируют обломки мышечных волокон, т. е. идет образование так называемых вальдейеровских трубок. В этот период впервые в зоне разреза обнаруживается небольшое количество мышечных волокон, содержащих в протоплазме мелкую суданофильную зернистость; возникает жировая дистрофия мышечных волокон. Нервные стволики в зоне разреза при импрегнации имеют извитой ход, варикозные расширения, местами наблюдаются картины распада осевых цилиндров на мелкие глыбки. В первые сутки после нанесения травмы количество жирно перерожденных волокон в зоне травмы резко возрастает, миелин нервных стволиков начинает распадаться на глыбки, интенсивно окрашивается Суданом.

При импрегнации наблюдается распад осевых цилиндров на глыбки. Вокруг таких нервных стволиков собираются макрофаги и клетки шван- новской оболочки, которые фагоцитируют распавшийся миелин в обломки осевых цилиндров. Наряду с этим отмечается интенсивное образование вальдейеровских трубок. Клеточное удаление преобладает теперь над гуморальным рассасыванием. В зону разреза, заполненную рыхлыми свертками фибрина, начинают врастать сосуды, мигрируют клетки соединительной ткани, наблюдается картина организации фибрина грануляционной тканью.

На 2-е сутки после травмы в большинстве вальдейеровских трубок макрофаги приобретают веретенообразную форму, мышечные трубки спадаются. Одновременно с этим в некоторых трубках еще видны картины фагоцитоза. На 3-й сутки фагоцитоза обнаружить не удается — макрофаги приобретают веретенообразную форму, появляется большое количество нежных новообразованных коллагеновых волокон. Мышечные волокна в зоне бывшего разреза набухают, на конце их появляется светлый (сиреневый при окраске по Массону) натек саркоплазмы, в котором имеется большое количество бледных пузырьковидных ядер. Далее видно врастание мышечных пучков в молодую соединительную ткань на месте повреждения. На 4-е и 5-е сутки мышечные пучки приобретают вид длинных лент с бледными ядрами, расположенными цепочкой. В них уже заметна продольная исчерченность. На 6-е сутки имеется соединительнотканный рубец, пронизанный новообразованными мышечными волокнами, в которых начинает дифференцироваться поперечная исчерченность.

Таким образом, наблюдая динамику гибели мышечного волокна и его удаление, можно сделать следующие выводы.

  1. Некроз в поперечнополосатой мышце возникает тотчас после нанесения травмы; характерные для некроза морфологические изменения выражены в полной мере через 5 минут.
  2. Выделено три основных морфологических типа некроза мышечного волокна.
  3. Гистологические окраски по Массону, Гейденгайну и окраска эозин-азуром дают возможность различать давность некроза в поперечнополосатой мышце.
  4. Наряду с некрозом в мышечных волокнах возникают дистрофические изменения в виде фибриллярного разволокнения и жировой дистрофии.
  5. Обнаружено три основных типа удаления мертвых мышечных волокон: гуморальное рассасывание, лакунарное рассасывание и фагоцитоз.
  6. Гуморальное рассасывание играет большую роль на ранних стадиях удаления мертвых масс, лакунарное рассасывание и фагоцитоз возникают позднее.
  7. В условиях асептического повреждения удаление некротических масс с образованием рубца может закончиться к концу 6 суток.

похожие статьи

Определение давности повреждений головного мозга по изменениям ядрышкового организатора в астроцитах / Морозов Ю.Е., Колударова Е.М., Горностаев Д.В., Кузин А.Н., Дорошева Ж.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 16-18.

Возможные ошибки при определении давности тупой травмы шеи / Бадяева Е.Е. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 49-50.

Состояние вопроса и перспективы изучения отсроченных повреждений селезенки / Левандровская И.А., Леонов С.В., Пинчук П.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2013. — №4. — С. 7-9.

Макроскопическая диагностика давности повреждения селезенки при двухэтапном течении травматического процесса / Левандровская И.А. — 2015.

Макроскопическая диагностика давности повреждения селезенки при двухэтапном течении травматического процесса / Левандровская И.А. — 2014.

больше материалов в каталогах

Давность образования повреждений