О времени выделения окиси углерода из организма отравленного и о возможности ее посмертного проникновения в кровь

/ Трынкина И.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1959 — №3. — С. 12-14.

Трынкина И.А. О времени выделения окиси углерода из организма отравленного и о возможности ее посмертного проникновения в кровь

Кафедра судебной медицины (зав. — доцент И.В. Скопин) Саратовского медицинского института

Поступила в редакцию 13АГ 1958 г.

 

Trynkina I.A. On the Time of Carbon Monoxide Excretion from the Organism of the Poisoned and the Possibility of its Post-Mortem Penetration into the Blood

 

ссылка на эту страницу

Литература, посвященная изучению отравлений окисью углерода, очень велика.

Однако специальных судебномедицинских работ, в которых бы освещался вопрос о темпе выведения окиси углерода из организма, нам обнаружить не удалось. Вместе с тем эти данные представляют интерес для экспертной практики и, в частности, для объяснения тех случаев, когда в крови человека, погибшего после вдыхания окиси углерода, карбоксигемоглобин вовсе не обнаруживается Или определяется в малых, считающихся несмертельными, количествах.

Другим важным для судебной медицины, но вместе с тем не вполне выясненным вопросом является возможность использования в качестве доказательства прижизненности попадания человека в пламя пожара факта обнаружения карбоксигемоглобина в крови трупа. Несмотря на то, что в современных учебниках указывается на несомненность этого признака, в литературе имеется и противоположное мнение.

Так, по данным Вахгольца и Лембергера (1902), при нахождении трупа в атмосфере окиси углерода в течение 30 минут уже можно обнаружить карбоксигемоглобин в трупных пятнах.

В крови, взятой из сердца, карбоксигемоглобин обнаруживается при экспозиции, равной 7 суткам. Вместе с тем Штрассман и Шульц (1907) утверждали, что карбоксигемоглобин обнаруживается в крови внутренних органов независимо от концентрации и времени пребывания трупа в отравленной атмосфере.

Исходя из изложенного выше, мы провели настоящее исследование, целью которого явилось выяснить, с какой скоростью выводится окись углерода из организма отравленного, и установить возможность посмертного проникновения окиси углерода в кровь трупов.

Для изучения темпа элиминации окиси углерода нами были проведены опыты на 20 кроликах, которые подвергались действию окиси углерода в герметической камере при 0,15—0,20% концентрации в течение 15—20 минут. Данная концентрация окиси углерода и продолжительность экспозиции явились максимальными, которые могли перенести животные.

Окись углерода получали при помощи реакции между концентрированной серной и муравьиной кислотами, пропускали через едкую щелочь, а затем собирали в газометре, откуда необходимое количество подавали в камеру.

Перед затравкой проводили контрольное исследование крови. Через 15—20 минут, 3 и 6 часов после извлечения животных из камеры проводили исследование крови на наличие окиси углерода количественным методом ван Слайка.

При этом для точного установления процента карбоксигемоглобина в каждом случае определяли гемоглобин но Сали и делали соответствующий перерасчет.

При анализе полученных результатов оказалось, что темп снижения содержания карбоксигемоглобина наиболее высок в первые 3 часа после извлечения кроликов из атмосферы, содержащей окись углерода. За этот период количество карбоксигемоглобина в крови падает более чем на 1/3 первоначальной величины, равной в наших опытах 16—45%.

Через 6 часов после прекращения вдыхания окиси углерода снижение уровня карбоксигемоглобина замедляется. К этому времени количество карбоксигемоглобина достигает 0,6—7%, которое с помощью обычно употребляемых качественных реакций определить невозможно.

Для выяснения времени полного освобождения организма от окиси углерода были проведены специальные опыты, в которых количественное исследование крови проводили каждые 2 часа до тех пор, пока окись углерода не выделилась полностью из организма.

Эти наблюдения показали, что уже через 9—11 часов после прекращения вдыхания угарного газа окись углерода в крови животных не определяется.

Полученные нами результаты говорят о том, что обнаружение в крови трупа низких концентраций карбоксигемоглобина без учета времени пребывания человека в атмосфере окиси углерода и времени, прошедшего после прекращения вдыхания окиси углерода до смерти, не дает права отрицать смерть от отравления этим ядом.

Следует помнить, что клинические проявления интоксикации при отравлении окисью углерода развиваются не в прямом соответствии с количеством карбоксигемоглобина. Это объясняется механизмом действия яда, выражающимся не только в ограниченном переносе кислорода гемоглобином, но и в непосредственном воздействии на ткани организма, в первую очередь на центральную нервную систему.

После извлечения пострадавшего из атмосферы, содержащей окись углерода, количество карбоксигемоглобина в крови постепенно уменьшается, иногда до полного исчезновения. Несмотря на это, необратимые изменения, имеющие главным образом функциональный характер, могут оказаться столь значительными, что приведут к смерти.

Вторая часть нашей работы состояла в выяснении возможности посмертного проникновения окиси углерода в кровь, а также в установлении зависимости этого явления от времени пребывания трупа в атмосфере окиси углерода и ее концентрации.

Исследовали 21 труп. Трупы помещали в герметическую камеру при различных концентрациях окиси углерода.

Исследованию на присутствие карбоксигемоглобина подвергались водные вытяжки из ткани легких, вещества и оболочек мозга, из области трупных пятен, кровь из сердца, аорты, легочной артерии, периферических сосудов, продольного синуса твердой мозговой оболочки, сосудов печени.

Исследование производили с помощью спектральной и таниновой проб и пробы с желтой кровяной солью.

15 трупов помещали в атмосферу 2% окиси углерода на срок от 15 до 39 часов. В 7 случаях трупам предварительно причиняли различные повреждения: вскрытие грудной или брюшной полости и обжигание кожных покровов вплоть до их обугливания.

Наши наблюдения показали, что независимо от продолжительности экспозиции, наличия или отсутствия повреждений и времени, прошедшего от смерти до начала опыта, карбоксигемоглобин <в крови не обнаруживали. Лишь в 7 случаях удалось установить наличие карбоксигемоглобина с вытяжках из трупных пятен.

При помещении 6 трупов в атмосферу окиси углерода 15—20% концентрации (в 20 раз превышающей смертельную дозу) на 16—24 часа в крови внутренних органов, глубоких и даже поверхностных сосудов карбоксигемоглобин ни разу не был обнаружен. Что касается исследования вытяжек из области трупных пятен, то в большинстве случаев имел место -положительный результат химических и спектральных проб.

Итак, ни концентрация окиси углерода в окружающей труп атмосфере, ни время пребывания в ней, ни наличие обширных повреждений, не оказывают влияния на возможность образования карбоксигемоглобина в крови как внутренних органов, так и поверхностных сосудов.

Кроме того, мы брали трупную кровь, наливали слой толщиной 0,3—0,4 см в плоскую чашку и помещали в атмосферу 30% окиси углерода. Карбоксигемоглобин был обнаружен лишь в крови, насыщаемой окисью углерода в течение 39 часов.

Аналогичные исследования были проведены с кровью, предварительно разведенной в два раза дистиллированной водой, и с кровью, разведенной в десять раз 1% раствором аммиака. При этих условиях наличие карбоксигемоглобина можно было обнаружить значительно раньше — при 12-часовой экспозиции.

Таким образом, результаты второй части наших исследований противоречат данным, полученным Вахгольцем и Лембергером, а также Штрассманом и Шульцем, утверждавшими, что проникновение окиси углерода в кровь внутренних органов, помещенных в ее атмосферу, имеет место независимо от срока пребывания в ней.

Выводы

  1. Время элиминации из организма окиси углерода составляет 9—11 часов при максимальном темпе снижения в первые 3 часа после извлечения из отравленной атмосферы.
  2. При обнаружении в крови низких несмертельных концентраций карбоксигемоглобина решение вопроса о причине смерти требует учета времени, прошедшего от момента предполагаемого отравления до смерти.
  3. В случаях пребывания трупов в атмосфере окиси углерода в крови как глубоких, так и поверхностных сосудов карбоксигемоглобин с помощью обычно применяемых качественных методов исследования не обнаруживается.

похожие статьи

Морфофункциональная характеристика сосудов коры надпочечников при остром отравлении угарным газом в состоянии алкогольного опьянения / Алябьев Ф.В., Толмачева С.К., Фомина И.Е., Сучкова В.А., Сапега А.С., Паксюткина А.В., Сергеев А.П. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 18-19.

Морфофункциональная характеристика коры надпочечников при остром отравлении угарным газом в состоянии алкогольного опьянения / Алябьев Ф.В., Толмачева С.К., Долбня А.Д., Налтакян А.Г., Стрельцова Н.Ю., Сапега А.С., Паксюткина А.В., Возняк А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 39-40.

Сравнительная характеристика надпочечников при отравлении угарным газом и механической асфиксии при повешении / Алябьев Ф.В., Толмачева С.К., Сапега А.С., Сергеев А.П., Степанова В.С., Долбня А.Д., Возняк А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 25-26.

Паренхиматозно-стромальные соотношения зон коркового вещества надпочечников при остром отравлении окисью углерода / Алябьев Ф.В., Паксюткина А.В., Сапега А.С., Сергеев А.П., Степанова В.С., Толмачева С.К., Возняк А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 23-24.

О количественном изменении гемоглобина в крови трупов / Черкавский Н.Б., Коршунова Н.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 21-23.

больше материалов в каталогах

Отравления продуктами горения