Влияние условий вкола и плотности кожи на свойства раны

/ Леонов С.В., Власюк И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2002 — №5. — С. 50-54.

ссылка на эту страницу

Механизм формирования колото-резаного повреждения на сегодняшний момент широко освещен.

Колото-резаные раны формируются при частичном или полном погружении острого предмета в глубину повреждаемого объекта. При этом подразумевается, что глубина повреждения резко преобладает над наружными размерами раны. Более точная формулировка механизма образования колото-резаного повреждения, по нашему мнению, следующая.

Колото-резаное повреждение формируется при последовательном воздействии вначале острия, а затем режущей кромки и обуха (либо второй режущей кромки ) следообразующего предмета, чаще всего перпендикулярно к повреждаемой поверхности или в близком к нем у направлении. Таким образом, острие раздвигает ткани (и это место на входной ране именуется точкой вкола), погружаясь в глубину следообразующего объекта. Режущая кромка рассекает (разрезает) ткани. Обух — вызывает деформацию, свойственную тупым предметам. Остальная часть лезвия следообразующего объекта не встречает сопротивления со стороны поврежденных тканей, поскольку погружается вслед за рабочей частью лезвия.

Возможно отображение каких-то элементов лезвия следообразующего объекта только при условии таких конструкционных особенностей, которые выступают за пределы рабочей части следообразующего объекта.

Несомненно, что степень остроты кончика и лезвия ножа с одной стороны и толщина, степень выраженности ребер, форма граней обуха — с другой стороны, будут существенно сказываться на морфологических и метрических свойствах ран. Эта группа причин хорошо изучена и далее рассматриваться не будет.

Следующая, вторая, группа причин, оказывающих влияние на свойства формируемых ран — это условия вкола. Если отклонение ножа вправо или влево (фронтальный угол, по И.В. Скопину) и соответственно механизм формирования и морфология повреждений хорошо освещен, то отклонение ножа в сторону обуха или лезвия, направление движения ножа при вколе — практически не изучены. В единичных публикациях есть ссылки на зависимость длины повреждения от величины встречного угла при вколе.

Рассмотрим два варианта воздействия: колюще-режущее воздействие с нажимом на лезвие и колото-резаное воздействие с нажимом на обух. В первом случае (рис. 2.) встречная нагрузка на обух минимальная, наиболее рабочая часть колюще-режущего предмета — это острие и режущая кромка. Поскольку воздействие с упором на режущую кромку подразумевает некоторое движение по дуге, рана, сформированная в результате, по протяженности больше ширины травмирующего предмета на этом уровне погружения. Степень выраженности точки вкола обычно зависит от конструкционных особенностей следообразующего объекта. Лезвийная часть разреза обычно протяженная, нередко острый конец раны переходит в поверхностный надрез. Обушковая часть раны обычно нивелирована, свойства обуха следообразующего объекта либо не отражаются вообще, либо отражаются самые выраженные или грубые. Во втором варианте, при нажиме на обух (рис. 3.), вся встречная нагрузка реализуется в его зоне и в зоне острия. Точка вкола определяется достаточно хорошо. Нередко она выявляется только как место завершения обушковой части разреза.

Лезвийная часть разреза имеет меньшую, чем в предыдущем случае протяженность. Обушковая часть разреза выражена хорошо, она имеет значительную протяженность. Свойства обуха отражаются полностью все, если не перекрываются более выраженными элементами. Наблюдается усиление признаков-повреждений. Нередко насечки переходят в микроразрубы или разрывы. Лоскут эпителия над просветом повреждения (при обычном вколе ) проявляется как осаднение, поверхностный или глубокий дефект края раны.

Третья группа условий, влияющих на механизм формирования раны — свойства собственно тканей. В литературе имеются множественные ссылки на зависимость длины повреждения от ориентации разреза относительно линий Лангера. Кроме этого, ленинградскими авторами описывается механизм травмы при колото-резаном воздействии в область шеи. Феномен воронкообразного смятия тканей приводит к изменению метрических свойств колото-резаных ран. Вместе с тем, в литературе нет ссылок на характер изменения морфологических и метрических свойств колото-резаных ран в зависимости от эластичности и смещаемости кожи. Вне всякого сомнения кожа внутренней поверхности предплечья существенно отличается от кож и спины. Интересно в этом же аспекте рассмотреть и свойства подлежащих тканей, а именно их податливость.

Описанный комплекс вопросов несомненно важен практическому эксперту танатологу при сравнительном исследовании ран на трупе в случаях множественных колото-резаных ранений. Не менее важен этот аспект и экспертам отделения медицинской криминалистики для выбора условий эксперимента при изучении представленных на исследование колюще-режущих следообразующих объектов.

Для изучения поставленных вопросов мы провел и 6 серий экспериментальных вколов (по 7 вколов на каждую серию). Вколы проводились с встречным углом 90° (контрольная серия), с встречными углам и 75° и 115°, соответственно с нажимом на лезвие и нажимом на обух (как показано на рис. 2 и 3.). Для экспериментов использовался биоманекен мужского пола, давность смерти — трое суток. Вколы произведены в две области: во внутреннюю поверхность предплечья и поясницу. Вколы производились одним ножом с закрепленным на нем мягким ограничителем, позволяющим погрузиться ножу только на определенную глубину при этом не отображаясь на тканях. Кожа в местах предполагаемых вколов тщательно изучалась. Выявлено: кожа в области внутренней поверхности предплечья тонкая (толщиной 2 мм), подвижная. Кожа смещается легко на 35—45 мм по длиннику предплечья и на 30—40 мм в поперечном направлении преимущественно за счет смещения кожи с передних отделов предплечья, со смещением подлежащих мышц. Трупное окоченение умеренно выражено, признак и гниения отсутствуют. Стандартный динамометр (площадь 2 см2, с силой давления 2 кг) погружался в мягкие ткан и на глубину 15-20 мм. Кожа в области поясницы толстая (4-6 мм) эластичная. Кожа смещается плохо, с о значительным усилием. Динамометр погружается на 5—10 мм в местах подлежащих мышц.

Полученные повреждения изучались визуально и стереоскопически (стереоочки ×4). Далее повреждения изымались и помещались в раствор Ратневского № 1 на 5 суток. Спустя указанное время биологические препараты кожи с повреждениями изучались визуально и стереоскопически (стереомикроскоп МБС-10). Производилось контрастирование ран спиртовым раствором бриллиантового зеленого. Избытки красящего вещества удалялись спиртовым шариком. Для каждого повреждения создавалась графическая модель. Повреждения (их модели) сравнивались между собой.

Для определения степени отображения свойств обуха исследовался собственно обушковый разрез, то есть часть основного разреза между точкой вкола и тупым концом. Ряд усиления признаков - повреждений (смотри схему 1) с увеличением встречного угла при вколах в кожу предплечья следующий: овальный конец — > П - образный, с закругленным и ребрами, осадненный конец —> П-образный, с острыми ребрами, с угловыми насечками, осадненный конец. Ряд усиления признаков с увеличением встречного угла при вколах в кож у поясницы следующий: П-образный, с закругленным и ребрам и конец —> П-образный, с острым и ребрами, с угловым и насечками, слабо осадненный конец —> П-образный, с острым и ребрами, с угловыми насечками, переходящим и в разрывы кожи, осадненный конец.

Схема 1


Таким образом, с увеличением встречного угла происходит усиление в морфологии раны свойств тупого предмета, а именно в области ее обушкового разреза. Вместе с тем, в зависимости от эластичности и податливости кожи может происходить или ослабление или улучшение качества отображения свойств ножа на следовоспринимающей поверхности.

похожие статьи

Судебно-медицинские и клинико-анатомические аспекты диагностики колото-резаных повреждений диафрагмы / Амарантов Д.Г., Светлаков А.В., Нагорнов М.Н., Заривчацкий М.Ф., Холодарь А.А., Нагаев А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №4. — С. 5-9.

О несмертельном дистанционном ранении колюще-режущим орудием (наблюдение из практики) / Карпов Д.А., Чернов И.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 67-70.

Случай проникающего колото-резаного повреждения грудной клетки с отсроченным развитием обильной кровопотери / Девятериков А.А., Остапенко Л.С., Плотников А.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 55-60.

Определение частоты колото-резаных повреждений внутренних органов и условий их причинения / Девятериков А.А., Куличкова Д.В., Власюк И.В. // Судебная медицина. — 2020. — №3. — С. 27-30.

Выявление признаков повторной травматизации при колото-резаных повреждениях костей / Кислов М.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 63-65.

больше материалов в каталогах

Повреждения колюще-режущими предметами