К вопросу о травме внутри салона легкового автомобиля с правосторонним расположением колонки рулевого управления

/ Нестеров А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2007 — №82. — С. 23-25.

ссылка на эту страницу

Несмотря на то, что в течение более чем полувека многими отечественными авторами изучались и систематизировались морфологические и экспериментальные данные условий причинения, характера и механизма образования повреждений при дорожно-транспортных происшествиях, в том числе и при травме внутри салона автомобиля, в доступной литературе нам не встретились сведения по исследованию особенностей образования повреждений в салоне автомобиля с правосторонним расположением колонки рулевого управления в зависимости от типа и класса легкового автомобиля, характера посадки водителя и пассажира переднего сиденья с различными, штатно используемыми конструктивными особенностями интерьера салона. В литературе имеются лишь указания на то, что правостороннее расположение рулевой колонки способно приводить к «зеркальному» изменению расположения травм и других следов [1].

Констатирующий характер работ А. Рахимова (1966), А.А. Солохина (1958, 1968), П.П. Щеголева (1969), Л.Е. Роенко (1969), А.А. Матышева (1977), В.К. Иванова и B.C. Тишина (1981) и др. не позволяет определить общий механизм относительного движения тела человека при различных способах его посадки и взаиморасположении относительно частей салона, в случаях резкого изменения скорости движения автомобиля в момент происшествия. Имеются лишь единичные работы, в которых авторами учитывалось вращательное движение тела человека относительно оси, проходящей через пяточные кости для установления зависимости между характером повреждений и скоростью движения автомобиля, а также использовались элементы комбинаторики при установлении места нахождения пострадавших в салоне автомобиля, при условии физиологически выгодного положения потерпевшего [3,4]. В этих работах авторы проводят математическую оценку сочетаний (комбинаций) одних повреждений с другими, устанавливают различия в частоте повреждений внутренних органов водителей и пассажиров с учетом типа транспортного средства, что в совокупности с другими диагностическими признаками позволяет определить место расположения пострадавшего внутри салона автомобиля в момент дорожно-транспортного происшествия [2]. Однако все эти исследования проводились применительно к парку отечественных автомобилей, штатное оснащение которых отличалось минимальным количеством используемых опций, которые в настоящее время значительно разнообразились, повышая пассивную безопасность и комфортабельность автомобиля с одной стороны, а с другой изменили особенности контактных поверхностей элементов интерьера салона автомобиля.

В настоящее время в России отмечается устойчивый рост парка подержанных легковых автомобилей, ввозимых из Японии и имеющих правостороннее расположение колонки рулевого управления и широкий набор опций, что отразилось на конструктивных особенностях интерьера салона. Согласно статистики, на начало 2006 года в России насчитывалось 1 508,2 млн. автомобилей с правым расположением руля, что соответствует 6 % от общего парка легковых автомобилей в РФ. Ряд регионов России уже сейчас заполнен более чем наполовину праворульным автотранспортом, доля которого составляет: в Приморском крае 79,2 % легковых машин, на Сахалине — 72,1 %, на Камчатке -66,6%, в Хабаровском крае — 57,8 %, в Магаданской области — 53 %. В целом доля легковых автомобилей с правым расположением руля в Дальневосточном федеральном округе составляет 62 %, а в Сибирском — 15 %.

Нами проведено моделирование инерционного движения тела водителя легковых автомобилей типа джип и седана при экстренном торможении на скорости 20 км/ч. Характерными особенностями посадочного положения водителя джипа являются согнутые под углом около 90 градусов суставы нижних конечностей, горизонтальная ориентированность продольной оси бедра, возвышенное расположение таза относительно плоскости пола салона автомобиля. В салоне седана у водителя нижние конечности практически выпрямлены в суставах, продольная ось бедра располагается преимущественно в направлении снизу вверх, за счет более низкого расположения таза человека. При экстренном торможении в джипе, имитирующем фронтальный удар, нижние конечности в суставах сгибаются под острым углом и таз вместе с туловищем смещается прямолинейно к рулевой колонке, тогда, как в седане, при заданных условиях, у водителя нижние конечности еще больше выпрямляются в суставах, а тело смещается по дуге вперед и вверх, вращаясь вокруг оси, представленной областью стоп. В связи с этим контактные участки частей тела различаются по своей локализации. Помимо этого, на локализацию, характер и объем повреждений влияет такой элемент салона, как регулируемая рулевая колонка. При ее крайних вариантах расположения изменяется уровень подхода туловища и других частей тела к рулевому колесу и деталям интерьера салона автомобилей.

Таким образом, проведенные нами исследования показали следующее:

  • • В литературе отсутствуют данные по исследованию повреждений у водителей и пассажиров переднего сиденья, причиняемых в салонах легковых автомобилей различного типа с правосторонним расположением колонки рулевого управления.
  • • В ходе предварительного моделирования травмы в салоне легкового автомобиля различного типа (джип, седан) выявлены различия в траектории движения тела водителей относительно предметов панели управления при резком торможении автомобиля: тело водителя джипа двигается прямолинейно по направлению к рулевой колонке, тело водителя седана — по дуге вперед и вверх.
  • • Различия в направлениях инерционного движения тела зависят от посадки человека на сиденьях автомобилей различного типа.
  • • Точки контактного взаимодействия частей тела человека с деталями интерьера салона зависят от направления движения частей тела водителя и пассажира переднего сиденья.
  • • Конструктивные особенности и место расположения подвижной рулевой колонки в момент резкого торможения влияют на локализацию, характер и объем повреждений, причиняемых водителю.

Список литературы:

  1. Дифференциальная диагностика травм водителя и пассажира переднего сиденья легкового автомобиля (пособие для врачей) —  М. 2001.
  2. Сидоров Ю.С. Влияние типа столкновения автомобиля на частоту повреждений внутренних органов человека // Материалы третьего всероссийского съезда судебных медиков. — Саратов, 1992. — 182-184 с.
  3. Солохин А.А. Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы — М., 1968.
  4. Швец А.И. Использование элементов комбинаторики для решения вопроса о местонахождении пострадавших в салоне автомобиля —  Новосибирск, 1989.

похожие статьи

Сравнительная характеристика повреждений отдельных частей тела у водителя и пассажиров внутри салона движущегося автомобиля при дорожно-транспортном происшествии / Бычков А.А., Дубровин И.А., Герасимов А.Н., Груховский С.В., Мосоян А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 12-16.

Судебно-медицинские аспекты дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом 2020–2021 / Осипов А.А., Морозов Ю.Е., Стороженко Е.В., Шигеев С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 88-89.

Судебно-медицинские аспекты дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом / Осипов А.А., Морозов Ю.Е., Стороженко Е.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 116-117.

Влияние некоторых факторов на особенности повреждений, возникающих в условиях автомобильной травмы у детей-пассажиров / Савенкова Е.Н., Ефимов А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №1. — С. 4-7.

Характер и локализация повреждений у водителей и пассажиров при несмертельной травме в салоне легковых автомобилей при опрокидывании / Саркисян Б.А., Паньков И.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №6. — С. 42-45.

больше материалов в каталогах

Автотравма