К вопросу о функциональной оценке результатов судебнохимического количественного определения алкоголя в крови живых лиц и трупов

/ Прозоровский В.И., Ачеркан Н.Н., Левченков Б.Д. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1961 — №1. — С. 3-7.

Прозоровский В.И., Ачеркан Н.Н., Левченков Б.Д. К вопросу о функциональной оценке результатов судебнохимического количественного определения алкоголя в крови живых лиц и трупов

Научно-исследовательский институт судебной медицины (дир. — проф. В.И. Прозоровский) Министерства здравоохранения СССР

Поступила в редакцию 24/XI 1960 г.

ссылка на эту страницу

Согласно приказу министра здравоохранения СССР № 822 от 26 сентября 1950 г., экспертиза опьянения у живых лиц не входит в обязанность судебномедицинских экспертов. Этот вид экспертизы осуществляется врачами невро-психиатрических учреждений, а в случае их отсутствия — врачами-клиницистами общего профиля в поликлиниках, диспансерах и здравпунктах; в основу диагностики наличия или отсутствия опьянения и его степени рекомендована клиническая симптоматика.

Приказ имеет в виду упорядочение работы судебномедицинских экспертов, они освобождаются от выполнения не свойственной им функции — производить освидетельствование вне связи с судебными и следственными делами по административным вопросам, касающимся, например, возможности допуска к работе.

Однако было бы неправильно понимать, что установленный приказом порядок исключает всякое участие судебномедицинского эксперта в исследовании алкогольного опьянения. Практика показывает, что бывают особые случаи, когда судебномедицинский эксперт обязан дать свое заключение (чаще ретроспективное) о том, находилось ли то цлРн иное лицо в определенный период в состоянии алкогольного опьянения и — при положительном выводе — какова была степень опьянения. Необходимость подобной экспертизы может возникнуть при расследовании уголовных дел, когда имевшаяся у свидетельствуемого клиническая картина опьянения не была надлежащим образом документирована, но в материалах дела имеются результаты качественного и количественного определения алкоголя в крови, или, например, когда между происшествием и освидетельствованием прошел более или менее продолжительный промежуток времени. В таких случаях решение вопроса об алкогольном опьянении должно быть возложено только на судебномедицинского эксперта.

Если же говорить о диагностике алкогольного опьянения при исследовании трупа, то это является исключительно компетенцией судебно- медицинской экспертизы. В практике судебномедицинской экспертизы трупа вопрос об установлении опьянения возникает чрезвычайно часто, вне зависимости от того, какова была действительная и предполагаемая причина смерти. Экспертный опыт показывает, что морфологические доказательства опьянения на трупе весьма малоспецифичны, в лучшем случае они позволяют судить лишь о наличии алкогольной интоксикации, но не о ее степени. Более доказательными считаются результаты судебнохимического исследования крови трупа на алкоголь, особенно количественное его определение. Однако и в этом случае эксперт при своем суждении и выводах встречает ряд трудностей. Известно, что количество содержащегося в крови алкоголя не всегда точно со ответствует функциональному отражению его действия. Иначе говоря, степень опьянения не всегда обязательно соответствует количеству принятого и поступившего в кровь алкоголя. Эта степень зависит и от целого ряда других факторов, как-то: форма, в которой был принят алкоголь (водка, вино, пиво, суррогаты), интервалы между приемами, характер и количество принимаемой пищи, состояние здоровья, утомление, индивидуальные свойства организма и т. д. У одного и того же субъекта одинаковые количества алкоголя, принятые в разное время при прочих равных условиях, могут вызвать различную функциональную реакцию, т. е. могут привести к различной степени опьянения.

Имеется обширная литература, отражающая судебномедицинский опыт по экспертизе опьянения. Количественные показатели, приводимые разными авторами, иногда оказываются весьма различными. Все же если попытаться обобщить накопленные экспертные и литературные данные, то можно наметить некоторые общие параллели между количеством содержащегося в крови алкоголя и степенью опьянения. Это позволяет установить критерии, которыми эксперт может ориентировочно пользоваться при функциональной оценке результатов судебнохимического количественного определения алкоголя в крови. Нашей целью является выработать подобные критерии, которые помогли бы судебномедицинским экспертам в их практической деятельности.

Как указывалось выше, различные авторы по-разному оценивают содержание алкоголя в крови применительно к его функциональному эффекту. Мы попытались представить в виде таблицы данные, указываемые некоторыми авторами (табл. 1).

Приведенные данные, разумеется, ни в какой мере не исчерпывают всех наблюдений, имеющихся в литературе. Однако мы сочли возможным ограничиться указанными материалами, поскольку количественные показатели других авторов имеют примерно такой же характер.

Если суммировать приведенные выше данные различных авторов и не принимать во внимание некоторые крайние цифры, то можно бы было рекомендовать судебномедицинским экспертам в их практической деятельности пользоваться следующими критериями (табл. 2).

Таким образом, любая, даже самая незначительная степень опьянения должна исключать возможность вождения автотранспорта.

Конечно, табл. 2 является ориентировочной, поскольку, как указывалось выше, степень и иные особенности функциональной реакции на прием алкоголя могут носить сугубо индивидуальный характер.

Следует также иметь в виду, что когда судебномедицинское заключение касается живого лица, то, как правило, и результаты клинического освидетельствования и результаты судебнохимического исследования крови на алкоголь не отражают действительного состояния опьянения, имевшегося в момент происшествия, поскольку между ним и моментом освидетельствования (взятия крови) проходит обычно сколько-то времени, и, следовательно, некоторая часть алкоголе (в крови) подверглась разрушению и была выведена из организма: Кроме того, после приема алкоголя он появляется в крови не сразу, количество его сначала нарастает, потом начинает снижаться1.

Вамоши считает, что количество первоначально находившегося в крови алкоголя падает с каждым часом на 0,1‰. В связи с этим он предлагает при исследовании крови прибавлять по 0,1%о на каждый час от момента происшествия до момента взятия крови.

В.А. Балякин определил фактор β60, как равный в среднем 0,16‰ с колебаниями в отдельных случаях в пределах от 0,1 до 0,4‰.

Власак и Йирка экспериментально установили, что количество алкоголя в крови достигало максимума через 1 час 45 минут после приема, затем снижалось приблизительно на 0,1‰ в час и через 4 часа падало до цифр менее 0,5‰, а к 5—7 часам алкоголь исчезал совсем.

 

Таблица 1

Содержание алкоголя в крови применительно к функциональному эффекту

Содержание алкоголя в крови
(в ‰)
Степень действия

А.Р. Деньковский и Т.Е. Козлова-Лавриненко
(цифры Дрезденского института гигиены)

Менее 0,04 Физиологическое содержание
0,04—0,5 Недействительная доза
0,5 —0,8 Слабое опьянение
0,8 —1,2 Заметное опьянение
1,2 —1,6 Опьянение средней степени
1,6 —2 Опьянение повышенной степени
2 —2,5 Сильное опьянение
2,5—3 Очень сильное опьянение

Зыск (Zysk)

Менее 0,1 Без видимых проявлений
0,1—0,5 Весьма незначительное нарушение деятельности центральной нервной системы
0,5—1 Часто наступает нарушение деятельности центральной нервной системы, опасное для окружающих
1—2 Всегда наступает нарушение деятельности центральной нервной системы, опасное для окружающих
Более 2 Утрата способности к правильным действиям

Видмарк (Widmark)

0,8 Запах алкоголя изо рта

1,1

Пошатывание в позе Ромберга

1,6

Неуверенность походки при поворотах

1,9

Неуверенность при подбирании мелких предметов
2 Неуверенность пальце-пальцевой пробы
2,3 Нечеткая речь
2,7 Шатающаяся походка по прямой

Ле-Мойн Снайдер (Le Moyne Snyder)

Менее 1

Субклиническое состояние опьянения, выявляемое лишь специальными тестами

1—2

Эмоциональная лабильность, легкое нарушение мышечной координации, замедленная реакция. Нельзя вести автомашину

2—3

Спутанность, снижение болевой чувствительности, пошатывание, нечеткость речи

3—4

Ступор, резкое снижение всех реакций, отсутствие координации

4—5

Кома — арефлексия, субнормальная температура, расстройство кровообращения

Более 5

Смерть

Брейтенеккер (Breitenecker)

Более 1 Средняя степень опьянения — неясная речь, нарушение координации и т. п. Нельзя вести автомашину

Вамоши (Vamosi)

0,03—0,2

Физиологическая норма

0,3

Клинически опьянение не выявляется
0,3 —0,5 Легкое нарушение психофизической деятельности (вестибулярной функции и глубокого внимания)
0,5—1 Слабое опьянение. Небольшое нарушение реакций, заметное только специалисту, сонливость, утомляемость, снижение внимания
1—1,5 Умеренное опьянение. Симптоматика характерна для фазы возбуждения, реже — торможения
1,5—2 Средняя степень опьянения (наркотическая стадия), заметная и неспециалисту
2—3 Тяжелое опьянение — ступор, бессознательное состояние, начальные признаки острого отравления алкоголем. Возможен смертельный исход
3—5 Острое отравление, часто со смертельным исходом

Власак и Йирка (Vlasak и Jirka)

0,5 Нижняя граница функциональной реакции

Эльбель (Elbel)
(суммирует данные многих авторов)

0,2—0,7 Нарушение координации мелких привычных движений рук, симптом Ромберга, снижение корнеальных рефлексов
0,7—1,4 Нарушение восприятия и внимания, утомляемость, некоторое нарушение сложной психомоторной деятельности, нарушение остроты зрения, сужение поля зрения, нарушения цветоощущения, слуха
1,8—1,9 Грубое нарушение сложной психомоторной деятельности

 

Таблица 2

Судебномедицинская оценка функционального эффекта

Содержание алкоголя в крови
(в ‰)

Функциональная оценка

Менее 0,1 В пределах физиологической нормы
0,1—0,2 Имел место прием алкоголя в количествах, не дающих функциональных изменений. Свидетельствуемый практически трезв
0,3—0,4 Субклиническое опьянение, выявляемое лишь специальными тестами — очень небольшое ослабление координации мелких точных движений, глубокого внимания и восприятия и т. п. Вождение автотранспорта недопустимо
0,5—0,9 Слабое опьянение — утомляемость, эмоциональная лабильность, некоторое нарушение координации как при мелких, так и при грубых движениях
1—1,9 Опьянение средней степени — значительная эмоциональная неустойчивость, иногда опасная для окружающих, неясная речь, шатающаяся походка, нарушения психики, ориентировки, иногда резкая сонливость
2—2,9 Сильное опьянение — ступор, снижение болевой чувствительности до полной анестезии. Начальные признаки острого отравления алкоголем. Возможен смертельный исход
3—5 Острое отравление алкоголем — кома, опасное, для жизни состояние
Более 5 Обычно наступает смерть

 

Таким образом, если максимальный уровень алкоголя в крови не превышал 1‰, то на другой день, после 8-часового сна, алкоголь в крови не обнаруживался. Если же максимальный уровень алкоголя вечером приближался к ‰, то на следующее утро, после сна, его еще можно было обнаружить в крови в виде следов. Примерно к аналогичным выводам приходят и другие авторы, вычислявшие фактор β60. С.Л.Архангелова определяла бихроматным способом алкоголь в выдыхаемом воздухе. Наибольшие цифры получились в течение 1—2 часов после приема.

Нам кажется, что судебномедицинский эксперт в своей практической деятельности может считать фактор β60 равным приблизительно 0,1—0,15%о, иначе говоря, при оценке данных количественного определения алкоголя в крови следует прибавлять 0,1—0,15%о на каждый, час, прошедший от интересующего следствие события до момента взятия крови для исследования.

Если, вопрос касается экспертизы трупа, то фактор β60 надо исчислять с учетом промежутка времени между событием и смертью. Разумеется, заключение и в этих случаях не должно быть абсолютно категоричным — оно должно учитывать возможность индивидуальных отклонений. И, наконец, при судебнохимическом исследовании трупного материала необходимо иметь в виду, что вследствие гниения и брожения в нем могут образоваться как этиловый спирт, так и другие вещества, влияющие на результаты количественного определения алкоголя. В связи с этим наблюдается резкое завышение определяемых количеств спирта. По данным Д. Г. Берман, это завышение может достигать 1,75‰, а других авторов—до 4‰ (!).

Поэтому можно рекомендовать подвергать исследованию на алкоголь трупную кровь и другие подобные объекты, хранившиеся при температуре не выше 18—19° в герметически закрытых, наполненных доверху сосудах не более 5 дней (включая дни, прошедшие от наступления смерти до вскрытия трупа).

ЛИТЕРАТУРА

  • — Архангелова С.Л. Лабораторная практика, 1934, № 9, стр. 21.
  • — Балякин В.А. Оценка результатов количественного определения алкоголя в крови в комплексном освидетельствовании живых лиц. Материалы X расширенной конференции Ленинградского отделения Всесоюзного научного общества судебных медиков и криминалистов. Л., 1958, стр. 96.
  • — Деньковский А.Р. и Козлова-Лавриненко Т.Е. Экспертиза алкогольного опьянения. Сборник научных работ сотрудников кафедры и судебных медиков г. Ленинграда, 1957, в. 10, стр. 184.
  • — Вгеitеnecker L., Wiener klinische Wochenschrift, 1958, B. 68, N. 24, S. 493.
  • — Elbel H., Blutalkohol. Die wissenschaftlichen Grundlagen der Beurteilung von Blutalkoholbefun- den bei Strassenverkehrsdelikten. Stuttgart. Thieme, 1956, 2, Aufl.
  • — Le Moyene Snyder , Homicide investigation, Springfield, Illinois, 1945, 2-nd Printing.
  • — Varaosi М., Zistovanie a posudzovanie opilosti. Bratislava, 1955.
  • — Vlasak J., Jirka М., Vojenske zdravotnicke listy, Praha, 1956, N. 1, 17. — Wi dm ark E., Die theoretischen Grundlagen unci die praktische Verwendbarkeit der gerichtlich-medizinischen Al- koholbestimmung. Berlin—Wien, Urban u. Schwarzenberg, 1932.
  • — Zysk J., Wiadomosci lekarskie. Warszawa, 1955, N. 9,1. 385.

 

1 Падение количества алкоголя в крови за 1 час принято обозначать β60.

похожие статьи

Морфологические маркеры функциональной активности печени при алкогольной интоксикации / Морозов Ю.Е., Породенко В.А., Травенко Е.Н., Горностаев Д.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 37-41.

Алкоголь-ассоциированные причины смерти и посмертная этанолемия / Чижикова И.О., Шигеев С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 144-147.

Динамика морфометрических изменений нейронов III и V слоя коры головного мозга при острых отравлениях азалептином в сочетании с этиловым спиртом / Баширова А.Р. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 22-23.

Методические рекомендации по судебно-медицинской экспертизе отравления алкоголем / Клевно В.А., Максимов А.В., Кучук С.А., Григорьева Е.Н., Заторкина О.Г., Кислов М.А., Крупина Н.А., Лысенко О.В., Романько Н.А., Тарасова Н.В., Плис С.С. // Судебная медицина. — 2020. — №1. — С. 51–59.

К вопросу трактовки результатов судебно-химического определения концентрации этанола / Хрусталева Ю.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 141-144.

Судебно-медицинская оценка степени алкогольной интоксикации при смерти от переохлаждения : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Югов К.М. — 2003.

больше материалов в каталогах

Острое отравление алкоголем

Алкогольное опьянение, определение степени алкогольного опьянения