Группы Gm, Gc и Ag в сыворотке

/ Прокоп О. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1963 — №2. — С. 28-32.

Прокоп О. Группы Gm, Gc и Ag в сыворотке

Институт судебной медицины (дир. — проф. О. Прокоп) Университета имени Гумбольдта, Берлин

Поступила в редакцию. 15/ ... 1963 г.

Доложено на конференции судебных медиков Москвы, созванной Научно-исследавательским-инситутом судебной медицины Министерства здравоохранения СССР 14/XII 1962 г.

ссылка на эту страницу

В течение последних лет многие исследователи обращали внимание на полиморфизм групповых свойств в человеческих сыворотках. Гаптоглобины человека в настоящее время, по-видимому, изучены достаточно полно. Были открыты многочисленные особые типы, но это обстоятельство не имело особого практического значения, поскольку их генетическая характеристика в ряде случаев осталась неизвестной. Новым этапом на пути изучения гаптоглобинов явилось подразделение гаптоглобина-!. По мнению Коннеля, Диксона и Смитиса (Connell, Dixon, Smithies, 1962), его можно подразделить на Hp-Is2 и Hp-If3. Этого удается достигнуть путем слабокислого гидролиза в крахмальном геле, насыщенном мочевиной. В настоящем сообщении мы рассмотрим группы Gm и Gc, поскольку здесь открываются совершенно новые аспекты.

В 1953 г. в Институте судебной медицины в Бонне мы обнаружили, что эритроциты, подвергшиеся нагрузке неполными антителами Rh, агглютинируются некоторыми человеческими сыворотками с таким титром, какой обычно бывает у сывороток Кумбса. Эти сыворотки были получены от беременных женщин и поэтому мы предположили, что тут оказывает какое-то особое влияние беременность.

В 1956 г. Уоллер и Воган (Waller, Vaughan) обнаружили в сыворотках людей, страдающих ревматизмом, особый фактор, который усиливал агглютинацию эритроцитов, подвергшихся нагрузке. А в 1958 г. Унгер, Винер и Кац (Unger, Wiener, Katz) нашли, что примерно у 0,6% всех здоровых людей в сыворотке содержится подобная субстанция, напоминающая антитело.

В том же году независимо от них Мильгром, Дубиски и Вочничко (Milgrom, Dubiski, Woczniczko) опубликовали работу на ту же тему, в которой указывали, что данная реакция может задерживаться вследствие содержания в человеческих сыворотках анти-антитела. Одновременно появились работы Грубба (Grubb) о задержке реакции особым тормозящим веществом, которое присутствует в человеческих сыворотках и связано с гаммаглобулиновой фракцией.

Грубб статистически доказывает, что в сыворотках людей, страдающих полиартритом (особенно тех, у кого проба Ваалер-Роузе оказывается положительной), содержится агглютинирующий фактор и что в этих сыворотках наступает задержка при добавлении сывороток здоровых людей. Эту задержку вызывают даже те человеческие сыворотки, в которых нет задерживающей субстанции, если только их добавить в достаточной концентрации.

Особенно важна передача задерживающего фактора по наследству.

Его назвали сначала «Gm», потом — «Gma». Он встречается приблизительно у 50% европейского населения. Первое время считалось, что имеется родство между ревматическим и агглютинационным фактором. В подтверждение этого приводились следующие доводы.

  1. Сыворотки, в которых проба Ваалер-Роузе оказывается отрицательной, почти никогда не содержат агглютинирующего начала.
  2. Ревматический и агглютинационный факторы обладают одинаковой константой осаждения.

Однако вскоре сам же Грубб выдвинул ряд аргументов в пользу того, что между обоими факторами существуют различия.

1. Исследованиями Райманна (Reimann) доказано, что ревматический фактор не представляет собой единой гаммаглобулиновой молекулы. Грубб полагает, что возможное их родство выражается лишь в том, что ревматический фактор в пробе Ваалер-Роузе может фигурировать или в качестве самостоятельной молекулы, или в комплексе с задерживающим у-глобулином. Благодаря комплексному связыванию исчезает способность к агглютинации с сенсибилизированными Rh-эритроцитами, в то время как сенсибилизированные бараньи эритроциты могут агглютинироваться и дальше. Отсюда следует, что ревматический фактор не является чем-то единым, а может варьировать у разных людей в зависимости от содержания в комплексном соединении различных количеств у-глобулина [Сван (Swahn) и Грубб, 1958].

После обработки сульфгидрильными соединениями ревматический фактор утрачивает свои агглютинирующие свойства. Как известно, сульфгидрильные группы разрушают дисульфидные связи у макроглобулинов [Дейч и Мортон (Deutsch, Morton)], поэтому можно сделать вывод о том, что агглютинационная способность ревматического фак: тора зависит от макромолекулы, содержащей дисульфидные связи. Что же касается других белковых структур, реагирующих с у-глобулином (как, например, комплемент или конглютинин), то с ними ревматический фактор не имеет ничего общего.

Субстанция Cm, указывает Грубб, т. е. задерживающий фактор, содержится в уг-глобулине. Она устойчива к температурным влияниям (63°), щелочам, сульфгидрилам и трипсину; разрушается папаином, пепсином и фицином.

2. В 1960 г. Ропарц, Ленуар, Хемет и Риват (Roparz, Lenoir, Hemet Rivat) установили, что сыворотки анти-Gm встречаются и у здоровых людей и притом нередко. В дальнейшем научились дифференцировать эти сыворотки и выяснили, что они существенным образом отличаются друг от друга. В настоящее время различают два типа сывороток:

  • 1) сыворотки SNAGG. Получаются от здоровых людей и практически не задерживаются сыворотками Gm (а—). У носителей этих сывороток проба Ваалер—Роузе отрицательная;
  • 2) сыворотки RAGG (Rheumaagglutinierende Seren). Весьма часто обладают необычайно высоким титром. У носителей этих сывороток проба Ваалер—Роузе положительная. Сыворотки RAGG нередко дают задержку в начальной фазе, а также проявляют полиспецифичность.

В связи с открытием Gm-антител возникает ряд весьма существенных вопросов, связанных с их природой. Мы видим, что здесь приходится иметь дело с двумя категориями антител, как и в отношении групп крови, — с полными и неполными антителами первого и второго порядка, иначе говоря, со спонтанными4 и иммунными антителами. Каждая из этих двух категорий обладает своими характерными особенностями. Однако сейчас уже приходится признать, что наши прежние взгляды на спонтанные антитела значительно поколебались. Все более утверждается точка зрения, что и изоагглютинины представляют собой антитела иммунного типа.

В 1953 г. мы совместно с Ноем (Neu) проводили исследования в Институте судебной медицины при Боннском Университете по вопросу пероральной иммунизации. Результаты этой работы представлены в докторской диссертации, апробированной Эльбелем (Ellbel). У людей, получивших в облатках значительные количества свиного желудочного муцина, отмечается некоторое, хотя и не очень значительное, повышение уровня антител. В связи с этим приходится считаться с возможностью пероральной иммунизации. Шпрингер (Springer), а в дальнейшем Мушель и Изеки (Muschel и Iseki) убедительно доказали, что в бактериях содержатся вещества, сходные с групповыми факторами крови. Так, Шпрингер наблюдал, что у цыплят, выращиваемых в стерильных условиях, появлялось свойство анти-В лишь тогда, когда к их корму примешивали Е. coli О 86. Петтенкофер, Маассен и Биккерих (Pettenkofer, Maassen и Bickerich) иммунизировали кроликов группы анти-А и группы А различными штаммами кишечной палочки и обнаружили, что эти бактерии обладают антигенным действием в отношении групп А и В. Кернер (Кеrner), Маассен и Петтенкофер провели массовое обследование детей в возрасте от 1 до 6 месяцев и установили, что те из них, у которых в кишечнике имелся В. coli, обладали значительно более высоким уровнем антител, чем те, у которых имелся В. bifidus. Аналогичные результаты получили Шпрингер с сотрудниками при введении бактерий с пищей.

Даже в отношении антител системы Rh теперь можно считать спорным, являются ли они действительно вновь образовавшимися иммунными антителами или же представляют собой спонтанные антитела, титр которых повысился в результате иммунизации. Мы часто находили Rh-антитела (в том числе и холодовые) там, где не удавалось выявить какой-либо стимуляции. Особенно часто нам попадались антитела типа анти-С и анти-Е. Дар и Кнюппель (Dahr, Kniippel) обнаружили спонтанное свойство анти-D.To же установили Симмонс (Simmons) и другие исследователи. Таким образом, как видно, подтверждается сформулированное еще Гиршфельдом (Hirszfeld) в 1929 г. положение: «Нормальные антитела представляют собой спонтанно созревшую клеточную или сывороточную функцию, а образование иммунных антител является развитием и усилением генотипически обусловленного свойства клеток». Далее Гиршфельд указывает, что «Реактивность (ответ) организма развивается по заранее предопределенным путям».

Иногда приходится слышать, что иммунный характер Rh-антител подтверждается их активностью при 37°. Это соображение, возможно, в какой-то мере и справедливо, однако отнюдь не для всех случаев. Большинство исследователей, в том числе и мы, не наблюдали заметных различий в активности свойств анти-Rh при комнатной температуре и при 37°. Это относится также и к неполным Rh-антителам.

Как же применить эти данные к системе Gm?

Согласно данным Гиршфельда и Мино (Mino, 1924), активность

сыворотки представляет собой в основном функцию от ее титра. Этот факт наглядно подтверждается на примере слабых «спонтанных» нерегулярных экстраагглютининов человеческой сыворотки, причем независимо от того, являются ли они полными или нет. В пользу этого свидетельствуют, в частности, следующие данные.

  1. Крофорд, Кэтбуш и Моллисон (Crawford, Cutbush, Mollison) находили во всех сыворотках неполные Н-антитела холодового типа.
  2. Встречающиеся с определенной закономерностью слабые свойства анти-Р являются активными на холоду.
  3. Спонтанные свойства анти-М и анти-N, как и анти-Le, обладают низким титром, но действуют на холоду.
  4. Нередко встречающееся полное свойство анти-Н также активно на холоду, даже если считать, что его возникновение (равно как и возникновение изоагглютининов по отношению к свойству Н) обусловлено бактериями К.

Таким образом, если допустить, что свойство анти-Gm принадлежит к спонтанным антителам указанной категории, то можно было ожидать, что его температурный оптимум будет низким. Так оно и оказалось на самом деле, когда было произведено исследование ряда сывороток анти-Gm типа SNAGG и определена их температурная амплитуда (табл. 1).

На основе результатов исследований можно допустить, что антитела-Gm типа SNAGG имеют спонтанную природу. В пользу этого, по-видимому, свидетельствует и следующее.

Таблица 1

Реагирование 10 сывороток анти-Сma при 4 различных температурах

 

Примечание. N - не испытывались.

1. Совместно с Ирро и Фюнфхаузеном (Irro и Fiinfhausen, 1962) мы проиммунизировали 20 Сmа -негативных людей. Им многократно1 вводили углобулин, но антитела против Gm у них не образовывались. Так же ведут себя и другие холодовые «нерегулярные антитела».

2. Мы гораздо чаще находили антитела против Gm у детей раннего возраста, чем у взрослых. Наши сотрудники — Фюнфхаузен и Шнеевейс (Scheeweiss) проверили и подтвердили это обстоятельство. Поскольку у детей раннего возраста антитела вообще образуются хуже, чем у взрослых, это свидетельствует об их спонтанном характере. При этом поражает аналогия с нерегулярными антителами анти-Lеь , анти-Lеа , анти-М и анти-N, которые также встречаются чаще у детей [сводные данные Прокопа и Уленбрука (Prokop и Uhlenbruck)].

Все это относится к сывороткам SNAGG. А как же обстоит дело с сыворотками RAGG? Обратимся к таблице Подлящука (Podliachouk) с сотрудниками (1962), которые работали только с сыворотками RAGG (табл. 2).

Таблица 2

Таким образом, видно, что сыворотки проявляют следующие иммунные свойства: 1) вызывают начальную задержку; 2) проявляют свойства аутоантител. Об этом свидетельствует тот факт, что у людей с сывороткой типа Gmb может возникнуть, например, агглютинин aHTH-Gmb ; 3) по данным авторов, они с трудом насыщаются антигеном (это аналогично тому, что мы наблюдаем у изо- и иммунных агглютининов анти-А).

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Сыворотки анти-Gm типа SNAGG представляют собой нормальные антитела (если на сегодняшний день вообще можно говорить о- таковых). Сыворотки анти-Gm типа RAGG, наоборот, — иммунного происхождения, продуцирование антител в них стимулируется ревматическим, заболеванием:; при этом, возможно, пробуждается способность к образованию антител, которая обычно приводит к возникновению полных свойств типа RAGG. Еще одним доводом в пользу иммунной природы антител типа RAGG является то, что они должны быть «неполными», поскольку явно не реагируют с антигеном, одновременно содержащимся: у лиц, страдающих ревматизмом.

(Окончание в следующем номере):

 

  • 2 От английского слова «slow» (медленный).
  • 3 От английского слова, «fast» (быстрый).
  • 4 Термин автора.
  • 5 Последнее не является доказанным.

похожие статьи

Определение групповой принадлежности изолированных клеток влагалищного эпителия / Локтева Р.В., Локтев А.И., Шишкина Ж.А., Курзин Л.М. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 78-82.

Использование методики окрашивания препаратов раствором акридинового оранжевого при определении групповой принадлежности изолированных клеток с помощью реакции смешанной агглютинации / Локтева Р.В., Королева М.В., Панасенко С.В., Курзин Л.М. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 73-78.

Метод избирательной абсорбции при определении кровяных групп в кровяных пятнах / Серебряников П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М.: Изд-во Наркомздрава, 1928. — №8. — С. 3-7.

Судебно-медицинские экспертизы и исследования вещественных доказательств биологического происхождения в России (по материалам 2003—2017 гг.) / Ковалев А.В., Куприна Т.А., Самоходская О.В., Кондратова И.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №6. — С. 29-32.

Обнаружение эклипсных антигенов в трупной крови / Локтева Р.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 127-131.

больше материалов в каталогах

Судебно-биологические исследования