Организация судебномедицинской экспертизы в ГДР

/ Белов А.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1963 — №4. — С. 37-40.

Белов А.П. Организация судебномедицинской экспертизы в ГДР

Поступила в редакцию 5/V 1963 г.

ссылка на эту страницу

В дополнение к тому, что было уже написано А.К. Тумановым о судебной медицине в ГДР 1 , нам хотелось бы поделиться своими впечатлениями.

Специальной сети судебномедицинской экспертизы, аналогичной той, которая есть в СССР, в ГДР не существует. Вся практическая, научно-исследовательская и учебная работа, за исключением освидетельствования живых лиц, выполняется кафедрами судебной медицины трех медицинских академий и шестью институтами судебной медицины, которые одновременно являются кафедрами судебной медицины при соответствующих университетах.

На 2-й конференции судебных медиков ГДР в Лейпциге в 1962 г. ведущие специалисты Дюрвальд (Diirwald) и др. высказывали свои соображения об организации судебномедицинской экспертизы, подобно нашей.

Освидетельствования живых лиц в ГДР производятся не судебными медиками, а лечащими врачами. Психиатрическая экспертиза не отделена от судебномедицинской, и каждому судебному медику, как и любому психиатру, может поручаться психиатрическая экспертиза.

Медицинские академии дислоцируются в Дрездене, Магдебурге и Эрфурте, а институты судебной медицины — в Берлине [директор — проф. Прокоп (Prokop)], Лейпциге [директор — проф. Дюрвальд (Diirwald)], Галле [директор — п роф. Вамоши (Vamosi)] 2, Грейсвальде [директор — проф. Шейбе (Scheibe) ], Иене [директор — проф. Ханзен (Hansen)] и Ростоке [директор — проф. Херальд (Herald)].

Берлинский институт при Университете имени Гумбольдта является ведущим среди других, поэтому мы ограничимся освещением его работы, тем более что структура и оборудование остальных институтов аналогичны.

Возглавляет его крупный специалист в области серологии проф. О. Прокоп, который за плодотворную научно-практическую деятельность в 1961 г. был награжден Национальной премией ГДР II степени Берлинский институт возник на базе основанного в 1832 г. по инициативе Вагнера (Wagner, 1793—1846) учреждения, в котором впервые начали преподавать так называемую медико-полицию, объединявшую» судебную медицину и общественную гигиену. Таким образом, Вагнера можно считать первым руководителем кафедры судебной медицины в Германии. Преемником его стал ученый судебный медик Каспер (Casper, 1796—1864), основавший в 1852 г. журнал «Vierteljahrschrift fur gerichtliche Medizin», который с 1922 г. по настоящее время называется «Deutsche Zeitscrift fur die gesamte gerichtliche Medizin».

Последователем Каспера стал Лиман (Liman, 1818—1892). Руководимое им учреждение вошло в состав Университета имени Гумбольдта и в 1886 г. было преобразовано в Институт судебной медицины, в котором позднее работали видные судебные медики — Штрассманн (Strassmann), Френкель (Frenkel), Пуппе (Рирре), Мюллер-Хесс (MiiUer-Hess) и др.

При Штрассманне (1858—-1940) институту было предоставлено право использовать практический секционный материал для научных разработок, экспериментов и преподавания. Поэтому не случайно Берлинский институт под руководством Штрассманна с 1894 по 1926 г. стал центром судебномедицинской науки в Германии. Штрассманн организовал подготовку специалистов по судебной медицине не только в институте, но и на курсах усовершенствования и в Академии гигиены Берлин — Шарлотенбург.

В 1904 г. под председательством Штрассманна в Германии было создано объединение врачей—судебных медиков, а в 1905 г. — Общество судебномедицинских экспертов, на заседаниях которого разбирали практические вопросы и осуществляли обмен опытом.

Штрассманна сменил Френкель, а с 1930 г. — Мюллер-Хесс. После смерти Мюллера (1949) с 1950 по 1957 г. Берлинский институт возглавляли проф. Ханзен (дважды), директор Патологоанатомического института Андерс и директор Института гигиены Естерли. Частая смена- руководителей не могла не сказаться отрицательно на работе учреждения. Лишь с 1957 г., когда директором института стал проф. Прокоп, работа значительно оживилась. Вскоре он опять завоевал себе репутацию ведущего института.

Институт судебной медицины занимает большое трехэтажное здание. В морге 2 секционных зала, в которых одновременно можно производить 7 секций.

Акты вскрытия подписываются двумя врачами. Повреждения или какие-либо особенности, как правило, хорошо иллюстрируются фотоснимками (в морге имеется специальная фотоустановка). Ни одно- вскрытие не проходит без контроля со стороны проф. Прокопа, а в случае его отсутствия — старшего врача. Ежедневно до начала вскрытия оба они обходят секционные залы, знакомятся с каждым случаем смерти и каждый обдуцент получает необходимые указания.

Согласно ст. 69 УПК ГДР, все судебномедицинские вскрытия должны производиться двумя врачами в присутствии прокурора, при чем один из врачей обязательно должен состоять на государственной службе.

Нередко (в 25%) вскрытия производятся в городских или район- ных больницах. Для производства их выезжают два врача, машинист ка и технический помощник — он же ведет автомашину. Наличие в институте достаточного числа сотрудников и автотранспорта позво- ляет осуществлять выезды весьма оперативно.

В институте имеются хорошо оборудованные гистологическое, серо логическое, химическое и медико-биологическое отделения, а также фотолаборатория, библиотека, мастерские и гараж.

Здание Берлинского института судебной медицины.

Серологическое отделение за последнее время непрерывно расширяется. В него входят отдельные лаборатории по исследованию гапто глобина, сывороточных свойств крови Ag, Gm, Gc (определяются иммуноэлектрофорезом), фито-агглютининов, групп крови АВО и Rh. Особенно широко производятся исследования жидкой крови на предмет исключения отцовства и материнства. В практической работе используются все 6 сывороток анти-Rh, а также Kell, MN, анти-Ai и анти-Аг. Научные исследования обеспечены всеми имеющимися сыворотками: новых систем крови. Исследование кровн в пятнах производится край- не^редко, притом не в пробирках и на чашках Петри в условиях водя- ной бани, а на пластинках с дорожками (в желатиновой среде).

Химическое отделение института размещено в 10 комнатах 3.

Штат института состоит из 62 человек, из которых 12 врачей, 3 химика, 47 лаборантов и технических помощников. Таким образом, на каждого врача и химика по существу приходится по 4 человека обслуживающего персонала.

Институт выполняет большую практическую и научно-исследовательскую работу. Первое место среди секций занимают вскрытия трупов лиц, умерших скоропостижно, второе — погибших от несчастных случаев, среди которых преобладают транспортные травмы, на третьем- месте стоят самоубийства и на последнем — убийства. В порядке выполнения текущей работы за год производится не менее 1000 исследований групп крови. В это число входят исследования на гаптоглобин и Gm. Кроме того, ежегодно с научной целью производится не менее 10 000 исследований групп крови, 3100 определений факторов Р, S, К, Cw , Gm, 2050 исследований слюны на наличие групповых субстанций и титра изоагглютининов и др. В химическом отделении ежегодно производится не менее 3000 исследований, из которых половина —- на алкоголь. Сотрудники института только за 1962 г. выполнили и напечатали 41 научную работу и 5 монографий. Составлен и принят к печати судебномедицинский атлас с 2500 хорошо выполненными фотоиллюстрациями.

Преподавательская работа. На изучение студентами-медиками судебной медицины на последнем курсе отведено 110 часов. Однако практические занятия программой не предусмотрены. Лекции читает профессор всему курсу 2 раза в неделю по 2 часа, сопровождая их демонстрацией вскрытия трупа. Таким образом, с методикой судебномедицинского исследования трупа и составлением акта вскрытия студенты знакомятся лишь на лекциях. По окончании курса лекций они сдают экзамен.

Специалистов — судебномедицинских экспертов готовят институты судебной медицины в течение 4 лет. За это время 1 год на соответствующей кафедре изучают патологическую анатомию, 8 месяцев —психиатрию, 2 года занимаются непосредственно в Институте судебной медицины, после чего 4 месяца курсанты производят судебномедицинские вскрытия в больнице. По окончании специализации и сдачи экзаменов врач получает право самостоятельно работать судебномедицинским экспертом.

В настоящее время ГДР испытывает недостаток в судебных медиках для практической и преподавательской работы. В результате этого в 2 из 3 медицинских академий кафедрами судебной медицины заведуют патологоанатомы и в одной — судебный медик по совместительству. Поэтому перед институтами судебной медицины поставлена задача подготовить в ближайшее время необходимое число судебных медиков для практической работы и преподавания.

 

1 Судебномеднцинская экспертиза, 1960, № 4, стр. 31.

2 Ранее работал в Чехословакии.

3См. Судебномедицинская экспертиза, 1963, № 3.

похожие статьи

Условия и характер работы медицинского персонала моргов Великобритании: вопросы охраны здоровья, обеспечения инфекционной безопасности и снижения рисков заражения / Шигеев С.В., Фетисов В.А., Минаева П.В., Гусаров А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 54-58.

Рефераты №1 1968 / Ачеркан Н.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 49-54.

Некоторые пути преодоление недостатков назначения судебно-медицинской экспертизы в Белоруссии / Ефимов Л.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 19-20.

Судебная медицина Китайской Народной Республики, от истоков до наших дней / Клевно В.А., Назаров Ю.В. // Судебная медицина. — 2018. — №4. — С. 44-48.

Стандарты проведения судебно-медицинского вскрытия / Петерсон Г.Ф., Кларк С.К. — 2006.

больше материалов в каталогах

Судебная медицина в других странах