Критические замечания к методическим рекомендациям «Порядок установления достижения половой зрелости»

/ Дмитриева О.А., Голубева А.В., Гончаренко Д.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2013 — №13. — С. 81-84.

ссылка на эту страницу

Экспертиза половой зрелости – не новый вид судебно-медицинской деятельности. Половая зрелость определялась судебно-медицинскими экспертами единолично на обычном амбулаторном приеме, что было предусмотрено «Правилами судебно-медицинской акушерско-гинекологической экспертизы (1966). С принятием нового УК РФ в 1996 г. установлен возраст согласия – 16 лет. В последующие годы определение половой зрелости законодательно не предусматривалось. Научные исследования темпов полового созревания, которые раньше проводились повсеместно в зависимости от места проживания, национальности, были приостановлены.

29 февраля 2012 г. вступил в силу Федеральный закон РФ № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних». Для оказания помощи следствию и суду в раскрытии и расследовании такого рода преступлений в УК РФ 1 марта 2012 г. вновь внесено понятие о половой зрелости.

С 14.12.2012 г. определение половой зрелости регламентируется нормативным документом, поименованным «Порядок установления достижения половой зрелости (методические рекомендации)», некоторые положения которого спорны или требуют коррекции, например:

  • – «...Экспертиза достижения половой зрелости проводится комиссионно с обязательным участием врачей клинического профиля: акушера-гинеколога, уролога (для лиц мужского пола)…» В необходимых случаях – и рентгенолога, эндокринолога, других необходимых специалистов клинического профиля. На наш взгляд, экспертиза может быть проведена только судебно-медицинскими экспертами, имеющими специальную подготовку по судебномедицинской гинекологии, в отдельных случаях (например, беременность) – с привлечением гинеколога.
  • – «Факт достижения половой зрелости устанавливают только на момент очного экспертного обследования». Согласно нашего опыта, в медицинских документах могут содержаться исчерпывающие сведения для однозначного ретроспективного суждения, учитывая обязательные осмотры детского гинеколога при ежегодных профосмотрах в общеобразовательных школах (например, в случаях прерывания беременности в связи с «физиологической незрелостью»).
  • – «При проведении указанных экспертиз в обязательном порядке берется кровь на наличие ВИЧ, гепатитов В и С, возбудителя сифилиса. Кровь на наличие возбудителей других инфекций, передающихся половым путем, берется при наличии соответствующих показаний… обязательно бактериологическое исследование мазка из шейки матки».

Следует признать, что данные лабораторные исследования не имеют отношения к половой зрелости, могут проводиться в зависимости от конкретных обстоятельств дела (не показаны, например, при некоторых видах развратных действий).

Кроме того, лицу, назначившему экспертизу определения половой зрелости, на момент проведения осмотра необходимо предоставить ортопантомограмму, рентгенограммы (КТ) черепа (прямая и боковая проекции), коленного сустава (прямая и боковая проекции), обеих кистей (ладонная проекция) с захватом лучезапястных суставов, костей таза (при необходимости и других костей посткраниального скелета), где суммарная доза облучения, в зависимости от аппаратуры, может достигать 2,4–3 мЗв (при максимально допустимой годовой нагрузке 5 мЗв).

Судебно-следственными органами нередко ставится вопрос об определении половой зрелости у беременных и кормящих несовершеннолетних, что в данном документе не предусмотрено. В связи с возможным нанесением вреда для здоровья таких лиц проведение комплексного рентгенологического исследования исключается.

По сути, большая часть экспертизы сводится к установлению возраста человека, у которого возраст известен. Она сопровождается вредными для здоровья исследованиями (не менее 7 рентгенограмм) и не имеющими значения в данном случае лабораторными исследованиями (на ВИЧ, гепатиты, сифилис), а также – уничижительными действиями (разметка тела маркером – 17 антропометрических точек). Кроме того, что крайне важно в практической работе, неизбежно возникает вопрос: где и за чей счет должны быть проведены вышеуказанные дорогостоящие обследования (к примеру, ортопантомограмма не производится ни в одном из отдаленных (северных) районов Приморского края). Отсутствует методика интерпретации полученных результатов.

Однако половая зрелость не связана с достижением определённого возраста и более того – не должна стать экспертизой определения возраста. Экспертиза возраста проводится по основаниям, изложенным в п. 5 ст. 196 УПК РФ. Назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

В настоящее время наиболее точной считается рентгенологическая методика определения возраста на основании возрастных изменений костей кисти. У живых лиц точность определения возраста в юношеском периоде исчисляется месяцами и годами, поэтому рентгенологическое исследование может оказаться малоинформативным при экспертизах установления половой зрелости в отношении 14–16-летних субъектов.

Возможно как преждевременное достижение половой зрелости в малолетнем возрасте, так и запоздалое половое созревание, что, как правило, связано с патологией эндокринной системы и генетическими аномалиями. Лица с подобными нарушениями полового созревания внешне могут выглядеть старше или младше своих календарных лет, что весьма важно в плане возможного заблуждения подозреваемого (обвиняемого) относительно возраста своего сексуального партнёра. Например, при патологических процессах в области шишковидной железы, гипоталамуса в гипоталамо-гипофизарной системе наступают изменения, напоминающие таковые при нормальном половом созревании и секреции гонадотропных гормонов гипофиза, что в свою очередь приводит к половому развитию, имитирующему препубертатный и пубертатный периоды (так называемое истинное преждевременное половое развитие как у мальчиков, так и у девочек, которое всегда изосексуальное). При опухолях гонад, опухолях или дисфункции коры надпочечников начинается ложное преждевременное половое развитие: секреция гонадотропинов не усиливается, а чрезмерная продукция половых гормонов корой надпочечников или опухолями гонад не соответствует изменениям, свойственным нормальному препубертатному или пубертатному периодам, гонады остаются инфантильными. У девочек ложное преждевременное половое развитие может быть гетеросексуальным – при адреногенитальном синдроме, или изосексуальным – при опухолях яичников, у мальчиков – изосексуальным.

Следует признать, что предложенный «Порядок…» имеет несомненный научный интерес и должен использоваться в определенных случаях (возраст неизвестен или имеются сомнения в подлинности документов). Для применения его в практике судебно-медицинских экспертных комиссий необходимы принципиальные изменения. В настоящее время проведение экспертиз целесообразно продолжить в соответствии с письмом РЦ СМЭ, т.е. «согласно „Правил судебно-медицинской акушерско-гинекологической экспертизы“ (1966), с учетом современных медицинских знаний и возможностей», основываясь на принятом в судебной медицине определении половой зрелости, доказывая в исследовании и обосновывая в выводах каждый пункт этого определения, например, используя предложенный нами алгоритм.

похожие статьи

Судебно-медицинская оценка повреждений половых органов у детей женского пола, пострадавших от сексуального насилия / Кривохатько А.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 111-114.

Проблема оценки экстрагенитальных повреждений при сексуальном насилии / Кривохатько А.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 108-111.

Анализ генетических исследований абортивного материала / Абдулина Е.В., Зыков В.В., Мальцев А.Е. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2018. — №2. — С. 15-18.

Случай повреждения прямой кишки при сексуальном насилии / Бадяев В.В., Шульга И.П., Терентьев К.Л. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2018. — №17. — С. 29-34.

Половое созревание и развитие вторичных половых признаков у девушек кабардинской и балкарской национальностей (Сообщение I) / Силин Г.А., Пономаренко О.В., Кутимов Ю.И., Славский И.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №1. — С. 25-28.

больше материалов в каталогах

Судебно-медицинская экспертиза половых состояний