Некоторые вопросы судебно-медицинской экспертизы повреждений у трупов, извлеченных из горных рек (предварительное сообщение)

/ Цветков В.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1964 — №1. — С. 8-12.

ссылка на эту страницу

У трупов, извлеченных из горных рек, в большинстве случаев наблюдается много повреждений; механизм их возникновения необычен для других водоемов. В доступной нам литературе мы не нашли работ, касающихся анализа утоплений в горных реках. Лишь в «Основах судебной медицины» под ред. Н. В. Попова (1938) М. И. Райский приводит случай, когда из Терека был выброшен труп утонувшего мужчины (труп был без руки). М. И. Райский отмечает: «Очевидно, труп, уносимый волнами Терека, как-то зацепился крепко рукой за камни и подвижное тело было оторвано силой течения».

Эти соображения побудили нас изучить вопросы судебно-медицинской экспертизы при утоплениях в горных реках на материале Карачаево-Черкесской автономной области. Протекающие здесь реки имеют примерно одинаковую гидрометеорологическую характеристику. Глубина их от нескольких десятков сантиметров до 2—3 м, ширина от нескольких метров до 40—60 м, скорость течения от 0,8 до 4,5 ж/се/с (в среднем 3 м/сек), уровень воды колеблется в пределах до 1,2 м, средняя температура воды в самые жаркие летние месяцы 8—12°, наибольшая не превышает 18°. Берега чаще скалистые, обрывистые, реже отлогие, в основном поросшие кустарником, деревьями. Дно обычно неровное со множеством впадин, покрыто крупным гладким бутовым камнем.

Мы изучали 64 наблюдения за несколько лет. Сроки пребывания трупов в воде следующие: до 2 часов — 7 наблюдений, от 2 до 12 часов— 20, от 12 часов до 2 суток-—28, от 2 д о 5 суток — 6, от 5 до 11 суток — 3 наблюдения.

Гнилостные изменения были выражены лишь в 4 наблюдениях (со сроком нахождения в воде более 4 суток), так как пребывание тела утопленника в холодной чистой воде горной реки тормозит развитие гниения.

В 56 наблюдениях обстоятельства падения в воду были выяснены; это утопления во время купания и другие несчастные случайности, причем в 8 наблюдениях отмечено падение в воду с высоты 2—4 м.

При попытке составить групповые характеристики возникающих повреждений выявлено, что время нахождения трупа в воде влияло в основном на степень трансформирующих изменений, тогда как ведущими моментами в происхождении и характере различных повреждений являлись обстоятельства попадания в воду и расстояние перемещения тела в воде. В связи с этим при составлении табл. 1 признак расстояния перемещения тела в воде мы взяли за основу.

Таблица 1

Общая характеристика повреждений в зависимости от расстояния перемещения тела в воде

* Кровоизлияния под оболочки головного мозга.

 

Из табл. 1 видно, что чаще всего встречаются ссадины, причем с увеличением расстояния перемещения тела в воде частота и количество их несколько нарастают, преобладают множественные ссадины (табл. 2).

Таблица 2

Характер ссадин и кровоизлияний в мягкие покровы головы в зависимости от расстояния перемещения тела в воде

Форма ссадин разнообразна: чаще они были неопределенной формы или в виде неправильных полос; в единичных случаях имелись царапины. Размеры ссадин различны — от мелких до обширных осаднений лба и прилегающих к нему областей головы. Макроскопические признаки прижизненности ссадин часто выражены слабо в виде красноватого окрашивания кожи и подлежащих тканей на разрезе; в редких случаях ссадины покрыты тонкими корочками.

Под кровоизлияниями в мягкие ткани подразумевают кровоизлияния в мягкие покровы тела; они встречались в подавляющем большинстве наблюдений. Такие кровоизлияния на туловище, лице и конечностях внешне представляли кровоподтеки, обычно неправильно овальной формы, размером не более 5x4 см, с различной степенью выраженности (от красноватого окрашивания на разрезе до толстых плотных кровяных свертков).

Особый интерес представляют кровоизлияния в мягкие покровы головы, которые встретились 56 раз; 22 раза они были очаговыми диаметром 3—4 см и толщиной от 0,3 до 0,7 см, рассеянными в глубоких слоях мягких покровов головы; 34 раза обширными, сплошь в виде плаща покрывающими свод черепа и располагающимися в мягких покровах головы со стороны внутренней поверхности, причем обычна на фоне резкого утолщения и студневидного отека мягких тканей. Последний тип кровоизлияний с увеличением расстояния перемещения трупа в воде нарастает и становится преобладающим (см. табл. 2). Интересно отметить, что часто при наличии указанных повреждений (кровоизлияний) на коже волосистой части головы изменения окраски не наблюдалось.

Раны обнаружены приблизительно в половине наблюдений. Как  правило, они располагались на голове, имели преимущественно неправильную линейную, извитую или звездчатую форму с признаками, присущими ушибленным ранам. Длина их в большинстве наблюдений до 5 см. В краях ран и особенно в окружающих мягких тканях обычно хорошо выражены кровоизлияния.

Из повреждений костей скелета встретились лишь переломы костей черепа и шейного отдела позвоночника. В одном наблюдении у мальчика 7 лет на теменной кости имелась трещина длиной 4, 5 см. В другом наблюдении имелся перелом между V и VI шейными позвонками при падении в воду с высоты 2 м. В остальных наблюдениях обстоятельства попадания в воду остались неизвестными, но нельзя было исключить падения на камни берега или дна реки. Характер повреждений костей скелета в этих наблюдениях следующий: в одном случае — трещина чешуи височной кости и перелом между V и VI шейными позвонками, во втором — множественные переломы костей свода и основания черепа с субдуральный и субарахноидальным кровоизлиянием, в третьем — тонкие трещины решетчатой кости и крыльев основной кости, в четвертом — перелом между I и II шейным позвонком. При- жизненность повреждений костей скелета не вызывала сомнений, так как в мягких тканях соответственно были резко выражены кровоизлияния.

Из кровоизлияний под оболочки мозга одно сочеталось с переломами костей черепа и отмечено выше, второе (Субарахноидальное кровоизлияние) встретилось в случае падения в воду с лошади. Повреждений других внутренних органов мы не наблюдали.

Обращает на себя внимание сравнительно малая частота повреждений, внешне похожих на посмертные, которые были выражены в виде небольших поверхностных осаднений. Более грубых повреждений (раны, переломы костей, повреждения внутренних органов) мы не встретили, за исключением одного случая разрыва грудино-ключичного сочленения. Казалось бы, что при перемещении тела в воде бурного горного потока должны возникнуть множественные и разнообразные посмертные повреждения, однако в наших наблюдениях этого не обнаружено.

Распределение повреждений по областям тела приведено в табл. 3

Таблица 3

Распределение повреждений по областям тела

Подавляющее большинство повреждений с признаками прижизненных обнаруживается на голове; на втором месте в этом отношении стоят конечности. Повреждения, внешне похожие на посмертные, распределяются по областям тела довольно равномерно, встречаясь несколько чаще на конечностях (особенно на коленях и тыльной стороне кистей) и на лице.

Выводы

1. При исследовании трупов лиц, извлеченных из горных рек, как правило, обнаруживаются ссадины и кровоизлияния в мягкие покровы тела; почти в половине наблюдений — ушибленные раны. Повреждения эти локализуются главным образом на голове, их количественная и качественная характеристика зависит преимущественно от расстояния перемещения тела в воде.

Следует особо отметить встречающиеся в половине всех случаев обширные кровоизлияния в мягкие покровы головы с резким студневидным отеком последних; частота и выраженность таких кровоизлияний нарастают с увеличением расстояния перемещения тела в воде.

2. Более грубые повреждения (переломы костей черепа и шейного отдела позвоночника, кровоизлияния под оболочки мозга) встречаются редко, образование их, по-видимому, зависит в основном от падения в воду, а не от перемещения тела в воде горных рек. Повреждений костей туловища и конечностей, а также повреждений внутренних органов (кроме указанных кровоизлияний под оболочки мозга) в наших наблюдениях не встретилось.

похожие статьи

Диагностическое значение наличия и объема жидкости в клиновидной пазухе при утоплении / Недугов Г.В., Шарафуллин И.Т. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 24-28.

Значение планктона в диагностике утопления (Обзор) / Эйдлин Л.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №2. — С. 18-21.

Модификация метода изготовления препаратов для микрологического исследования / Анисимов Л.П., Девятериков А.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2017. — №16. — С. 7.

О возможности выявления факта перемещения трупа из прибрежной морской полосы с последующим его погребением / Пономарев Д.Ю., Никитаев А.В., Курч А.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2015. — №1. — С. 13-17.

Аспирация крупных инородных тел при утоплении / Витер Н.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966. — №2. — С. 49.

больше материалов в каталогах

Утопление