К вопросу о значении выявления скрытых следов деталей автомобиля на одежде потерпевшего при транспортной травме

/ Владимиров-Клячко С.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1964 — №1. — С. 45-47.

Владимиров-Клячко С.В. К вопросу о значении выявления скрытых следов деталей автомобиля на одежде потерпевшего при транспортной травме

Центральная судебно-медицинская лаборатория (нач. — член-корр. АМН СССР проф. М.И. Авдеев)

Поступила в редакцию 15/XI 1963 г.

ссылка на эту страницу

При автомобильной травме на одежде пострадавшего нередко остаются характерные отпечатки рисунка протектора или следы удара передней частью автомобиля (фары, радиатор и др.), которые можно использовать при экспертизе для идентификации. Эти следы обычно заметны уже при предварительном осмотре одежды. Однако отсутствие их не должно останавливать эксперта. Каждое из имеющихся на одежде загрязнений и повреждений должно быть предметом глубокого изучения с использованием физико-технических, химических и других методов исследования. При этом могут быть выявлены ценные данные, позволяющие судить о механизме травмы.

Нам пришлось проводить исследование одежды для выявления следов автомобиля, в результате чего удалось уточнить ряд важных деталей происшествия.

Гр-н Е., управляя автомобилем «Победа», совершил наезд на гр-на К. Свидетели видели, что К. незадолго до происшествия, будучи сильно пьяным, шатаясь, переходил проезжую часть улицы. Е. утверждал, что ехал со скоростью около 50 км в час, в сумерках он не видел К., но, почувствовав сотрясение от переезда через какой-то предмет, сразу затормозил. Тормозной путь составлял 12 м. После остановки машины он обнаружил труп К., лежавший головой вправо от линии движения автомобиля, правая голень была прижата к правому заднему колесу. Следствие установило, что до Е. на К. мог наехать автомобиль марки «Волга». На трупе К. найдены множественные ссадины и кровоизлияния в различных областях тела, разрывы межреберных мышц, трещина черепа, множественные переломы ребер, разрывы легких и сердца, т. е. повреждения, характерные для сдавления тела при переезде и последующем волочении. Однако по этим повреждениям нельзя было установить марку автомобиля, направление его движения и положение тела К. в момент наезда.


Рис. 1. Пятна и помарки
на брюках.

Эти необходимые данные удалось получить путем тщательного изучения его одежды. Была назначена экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о механизме происхождения отпечатков и повреждений на одежде и о положении тела К. в момент наезда.

На брюках имелись множественные разрывы и пятна-помарки, последние давали в ультрафиолетовых лучах голубовато-серое свечение. В результате химического исследования и исследования контактно-диффузионным методом установлено, что пятна образованы минеральными маслами с примесью железа. Для более точного выявления очертания загрязнений брюки фотографировали на инфрахроматические пластинки со светофильтром КС-19. Оказалось, что основная масса загрязнений представляла собой широкую полосу с неровными складчатыми краями (рис. 1). В некоторых местах эта полоса состояла из отдельных изолированных пятен различной величины и неправильной формы.

Учитывая, что пятна образованы минеральными маслами, можно было предположить, что они образованы густо смазанным» деталями автомобиля. Известно, что примесь, железа может попадать в смазку в процессе' срабатывания поверхностей трущихся деталей. Обращали на себя внимание контуры пятна в области правого кармана. Оно напоминало неполный отпечаток какого-то правильного шестиугольника. По краю пятна имелось 2 повреждения материала с признаками разреза. Рядом располагался вертикальный разрыв материала и подкладки длиной 11,5 см. При осмотре автомобиля «Победа» оказалось, что контуры резьбовой втулки нижнего рычага передней подвески напоминали очертания исследуемого пятна на брюках. Эта деталь расположена впереди других деталей переднего моста. У автомобиля «Волга» подобной детали обнаружено не было. Все ходовые части переднего моста оказались обильно смазанными и загрязненными. Интересующая нас деталь автомобиля «Победа» была взята для дальнейшего исследования.

Оказалось, что кольцевидное расширение конца нижнего рычага передней подвески и вмонтированная в него шестиугольная гайка резьбовой втулки с пресс-масленкой имеют острые грани (рис. 2). В результате совмещения фотоснимка конца нижнего рычага передней подвески с фотоснимком пятна и повреждений брюк в этом месте, сделанным в отраженных ультрафиолетовых лучах, обнаружено полное совпадение в деталях сравниваемых объектов, причем острые грани гайки, пресс- масленки и кольцевидного расширения рычага совпадали с разрезами на ткани брюк, расположенными по краю пятна (рис. 3). Это подтвердило вывод, что исследуемое пятно является отпечатком указанной детали автомобиля «Победа».

Сопоставление полученных данных позволило решить вопрос о положении тела пострадавшего при наезде и о механизме происхождения повреждений на его теле и одежде. Гр-н К. лежал на левом боку под- некоторым углом к линии движения автомашины. В момент наезда ноги его находились под передними колесами, а грудная клетка против правого колеса. В месте удара конца правого рычага передней подвески но правому бедру образовались разрывы на правой штанине брюк и отслоение кожи с подкожной клетчаткой. Остальные повреждения произошли при последующем переезде и волочении. Эти данные были подтверждены следственным экспериментом.

Рис. 2. Деталь автомобиля «Победа». Рис. 3. Фотосовмещение детали автомобиля и отпечатка ее на брюках.

 

Таким образом, тщательное исследование загрязнений и повреждений одежды с применением лабораторных исследований позволило обнаружить отпечаток деталей переднего моста и тем самым установить марку автомобиля, положение тела пострадавшего и механизм образования повреждений.

Следует отметить, что подобные случаи обнаружения отпечатков деталей ходовых частей автомобиля на одежде представляют известную редкость. Среди других причин, на наш взгляд, это можно объяснить недостаточно полным исследованием экспертами одежды пострадавшего, вследствие чего некоторые из имеющихся на ней следов могут оставаться невыявленными.

похожие статьи

Сравнительная характеристика повреждений отдельных частей тела у водителя и пассажиров внутри салона движущегося автомобиля при дорожно-транспортном происшествии / Бычков А.А., Дубровин И.А., Герасимов А.Н., Груховский С.В., Мосоян А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 12-16.

Судебно-медицинские аспекты дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом 2020–2021 / Осипов А.А., Морозов Ю.Е., Стороженко Е.В., Шигеев С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 88-89.

Судебно-медицинские аспекты дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом / Осипов А.А., Морозов Ю.Е., Стороженко Е.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 116-117.

Влияние некоторых факторов на особенности повреждений, возникающих в условиях автомобильной травмы у детей-пассажиров / Савенкова Е.Н., Ефимов А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №1. — С. 4-7.

Характер и локализация повреждений у водителей и пассажиров при несмертельной травме в салоне легковых автомобилей при опрокидывании / Саркисян Б.А., Паньков И.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №6. — С. 42-45.

больше материалов в каталогах

Автотравма