О некоторых механизмах повреждений костей черепа и таза человека

/ Крюков В.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1964 — №2. — С. 11-14.

Крюков В.Н. О некоторых механизмах повреждений костей черепа и таза человека

Кафедра судебной медицины (зав. — доц. В.Н. Крюков) Алтайского медицинского института, Барнаул

Поступила в редакцию 15/V 1963 г.

УДК 616.714 + 616.718.19J-001.514-079.6

ссылка на эту страницу

Для понимания механизмов образования многооскольчатого перелома плоских костей таза или черепа большое значение приобретает анализ причин и последовательности формирования конкретных линий переломов, трещин и костных отломков. В существующей немногочисленной судебно-медицинской и травматологической литературе, посвященной особенностям и характеру повреждений плоских костей человека при травме 1упыми орудиями, имеются лишь общие и подчас противоречивые указания на механизмы переломов костей таза и черепа [М. И. Авдеев; К.И. Барышников; А.С. Игнатовский; Н.И. Напалков; Н.В. Попов; В.М. Смольянинов, К. И. Татиев и В. Ф Черваков; Матти (Matti); Прокоп (Prokop); Вестерборн (Westerborn); Цуппингер (Zuppinger) и др.].


Рис. 1. Схема механизма перелома
плоской кости от сгибания.

Мы изучили повреждения тупыми предметами 105 черепов и 221 таза, сопоставив имевшиеся повреждения костей с данными следствия об обстоятельствах происшествия, и получили некоторые сведения о характере возникновения отдельных ви­дов повреждений плоских костей.

Нарушение целости костей черепа происходит в основном или вследствие сгибания костной пластинки, или при ее разрыве в продольном направлении.

Механизм перелома плоской кости вследствие сгибания сводится к компрессии одной пластинки и растяжению другой. Ввиду большей прочности кости на сжатие, чем на растяжение, происходит деформация от сгибания. При этом разрушение начинается на той стороне, которая подвергается растяжению, а линия перелома стре­мится к распространению в поперечном направлении по отношению к действующей силе. Костная пластинка, в сторону которой происходит сгибание, испытывает усилие на сжатие. Последнее обычно оказывается значительно большим, чем сопротивление кости, что приводит к местной дополнительной деформации в области линии перелома (рис. 1).

 

Рис. 2. Переломы теменной кости от сгибания. По краю линии перелома имеется выкрашивание наружной пластинки.

Эта дополнительная деформация представляется в виде выкрашивания края перелома. Сгибается ли кость в сторону наружной или вну­тренней пластинки, принципиального значения не имеет (рис. 2).

Аналогичные изменения наблюдаются и в области линии перелома плоских костей таза. Механизм повреждения плоских костей от сгибания особенно четко наблюдается в случаях сдавления тела тупыми предметами. Другим довольно частым механизмом нарушения целости плоской кости является усилие на разрыв, что обычно встречается при ударе твердым тупым предметом и реже — при сдавлении. Кость при данном механизме разрушается вследствие растрескивания от вклинения самого повреждающего орудия или же от вклинения костных отломков, возникших в результате удара. Напряжение усилий, которое создается при этом, направлено взаимно противоположно, а кость разрушается в направлении, перпендикулярном к создавшемуся напряжению (рис. 3).

Как видно из рис. 1, разрушение кости совпадает по направлению с действием повреждающего орудия.


Рис. 3. Схема механизма образо­
вания трещины плоской кости от
вклинения тупого предмета при
ударе.

При образовании трещины (или перелома) от вклинения орудия определенное влияние на характер повреждения оказывает структура плоской кости. При таком механизме вследствие неравномерной прочности отдельных участков кости трещина приобретает неровные скошенные мелкозубчатые края, что придает ей вид пилы (рис. 4).

Трещины, возникшие от удара твердым тупым предметом, как было указано, распространяются в направлении действия внешнего насилия. Характер повреждения при этом с достаточной ясностью отображает взаимосвязь между кинетической энергией удара и архитектоникой кости в момент нанесения травмы. При достаточной энергии удара, как это бывает в начальном периоде возникновение повреждения, внешнее насилие предопределяет характер разрушения, и трещина распространяется независимо от отдельных утолщений кости, естественных отверстий и направления швов. В тех же случаях, когда энергия удара незначительно превалирует над прочностью кости, на распространение трещин большое влияние оказывает архитектоника костного вещества.

 

Рис. 4. Пилообразная трещина лобной кости.

Однако и в этих случаях общее направление трещин отображает на правление удара. В процессе деформации кости кинетическая энергия удара постепенно затухает. В связи с этим в месте приложения силы ширина трещины бывает больше, а дальше постепенно сходит на нет. В процессе затухания кинетической энергии при формировании трещины все большую роль приобретает структура кости. Прежде всего это отражается на особенности распространения трещины, которая начинает разветвляться под острым углом, вершина которого всегда оказывается обращенной к точке приложения силы.

При травме плоских костей на распространение трещин может повлиять и вид повреждающего орудия. Так, при ударах тупогранным предметом формирование трещины совпадает не только с направлением удара, но и с продольной осью повреждающей поверхности. При травме головы тупым предметом, сопровождающейся переломами костей свода и основания черепа, нередко страдают и плоские кости лицевого скелета. Характер линий переломов их полностью совпадает с основными признаками повреждений других плоских костей при травмах от удара и сдавления. Таким образом, признаки повреждений плоских костей от удара и сдавления оказываются общими и приобретают важное судебно-медицинское значение при экспертизе механизмов травмы твердыми тупыми предметами.

похожие статьи

Судебно-медицинская экспертиза переломов диафизов длинных трубчатых костей при травме твердыми тупыми предметами / Зорькин А.И., Клевно В.А., Крюков В.Н., Плаксин В.О., Саркисян Б.А., Филиппов М.П., Янковский В.Э. — 1990.

Проблемы судебно-медицинской оценки переломов костей носа / Романов П.Г., Девятериков А.А., Штемпелюк Я.Р. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 103-105.

Особенности повреждения надкостницы от действия механических повреждающих факторов / Ширяева Ю.Н., Журихина С.И., Макаров И.Ю. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 210-213.

Морфология и механика разрушения ребер. 2-е издание. Рецензия на монографию В.А. Клевно / Хохлов В.В. // Судебная медицина. — 2015. — №4. — С. 55-57.

Характер и вид деформаций и разрушения, морфология разрушения кости в зависимости от вида внешнего воздействия / Крюков В.Н., Буромский И.В. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 155.

больше материалов в каталогах

Переломы