К вопросу об установлении направления движения автомобиля по судебно-медицинским данным

/ Моисеев В.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1964 — №2. — С. 14-15.

Моисеев В.М. К вопросу об установлении направления движения автомобиля по судебно-медицинским данным

Харьковское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (нач. — В.М. Моисеев)

Поступила в редакцию 28/VI 1963 г.

УДК 614.86 : 656.13] : 340.62

ссылка на эту страницу

Одним из вопросов, интересующих следствие при автотранспортных происшествиях, является направление движения автомобиля.

В юридической литературе описаны некоторые признаки, позволяющие судить о направлении движения машины. А. Н. Колесниченко и Г. А. Матусовский, И. Г. Маландин, В. И. Попов и др. рекомендуют использовать форму дна следа на рыхлом грунте, расположение пыли по обе стороны следа, форму капель масла и других жидкостей, следы, образующиеся при переезде через лужи, и т. п.

В судебно-медицинской литературе данному вопросу посвящены лишь единичные работы. Так, В. И. Кононенко и М. Г. Кондратов предлагают определять направление движения автомобиля по направлению чешуек эпидермиса, образующихся по краям осадненной поверхности, а М.А. Федорова указывает на определенное смещение внутренних органов при переезде через тело пострадавшего.

Мы изучили (за несколько лет) 456 случаев автомобильных травм со смертельным исходом, из них 291 случай наезда на пешехода (легковыми машинами — 69, грузовыми — 196, автобусами — 26), 27 падений из кузова, 15 падений из кабины, 77 столкновений мотоциклистов и 46 столкновений велосипедистов с транспортными средствами. Анализ материала показал, что для решения вопроса о направлении движения автомашины в основном можно использовать случаи, сопровождавшиеся переездом колесами, если положение трупа на месте происшествия не изменялось. Направление движения можно определять на месте происшествия или после вскрытия трупа с учетом всех данных.

На месте происшествия имеет значение взаимное расположение трупа и окружающих его следов и предметов, а также самого транспортного средства и его частей. Разбитые стекла фар, след торможения, куски грязи, отпавшие от нижней поверхности крыльев, следы крови, волочения, волосы, сорванная обувь, лежащий велосипед, как правило, обнаруживаются перед пострадавшим по ходу движения автомобиля.

При наезде на пешехода передней частью машины пострадавшие иногда сначала падают на капот, а затем после нахождения на нем некоторое время — на дорогу. В этих случаях расстояние между разбитыми стеклами фар и другими предметами и местом нахождения трупа в зависимости от скорости движения машины может оказаться значительным.

При переезде колес через человека на мягком грунте могут обнаруживаться вдавления от различных частей тела в виде углублений, а затем возвышений по ходу движения.

При падении из кабины пострадавший чаще оказывается на правой стороне дороги по ходу движения. Одежда при этом собирается в складки или заворачивается по ходу движения автомашины.

При переезде через тело в направлении от ног к голове голень или стопа иногда ущемляются между двойными скатами, запрокидываются кверху и располагаются по направлению движения колеса. Через разрывы диафрагмы в плевральную полость могут перемещаться желудок, кишечник, селезенка. Вследствие смещения ушной раковины кверху под воздействием движения колеса над ней образуются кровоподтеки, ссадины, точечные кровоизлияния, повторяющие ее изгиб. Иногда возникают надрывы у нижнего края ушной раковины. Если пострадавший был обращен лицом к дороге при горизонтальном положении, то на нижней губе образуется лоскутная рана, лоскут которой отворачивается книзу, т. е. в сторону, противоположную движению автомобиля. Кровь и части головного мозга через раны, отверстия носа и ушные ходы выдавливаются в сторону движения колеса. В этих случаях размозженное вещество головного мозга никогда не обнаруживается в трахее, бронхах и пищеводе. На одежду кровь попадает редко. Наблюдаются случаи полного отрыва затылочной кости от позвоночника. При переезде в направлении от головы к ногам обнаруживаются надрывы ушной раковины у верхнего края на стороне, где действовало колесо. Вещество головного мозга в силу выдавливания его колесами может быть обнаружено в трахее, бронхах, пищеводе и желудке. Кишечник выдавливается через заднепроходное отверстие.

При поперечном переезде через туловище на стороне первоначального контакта образуются более обширные повреждения, чем на противоположной. На поверхности конечностей, соприкасающейся с дорогой, могут образовываться рваные и лоскутные раны, причем один из краев раны, отслоенный от подлежащих тканей, бывает обращен в сторону, противоположную движению машины.

Мы привели лишь несколько признаков. Возможно, что существуют и другие критерии, позволяющие установить направление движения автомобиля.

похожие статьи

Сравнительная характеристика повреждений отдельных частей тела у водителя и пассажиров внутри салона движущегося автомобиля при дорожно-транспортном происшествии / Бычков А.А., Дубровин И.А., Герасимов А.Н., Груховский С.В., Мосоян А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 12-16.

Судебно-медицинские аспекты дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом 2020–2021 / Осипов А.А., Морозов Ю.Е., Стороженко Е.В., Шигеев С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 88-89.

Судебно-медицинские аспекты дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом / Осипов А.А., Морозов Ю.Е., Стороженко Е.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 116-117.

Влияние некоторых факторов на особенности повреждений, возникающих в условиях автомобильной травмы у детей-пассажиров / Савенкова Е.Н., Ефимов А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №1. — С. 4-7.

Характер и локализация повреждений у водителей и пассажиров при несмертельной травме в салоне легковых автомобилей при опрокидывании / Саркисян Б.А., Паньков И.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №6. — С. 42-45.

больше материалов в каталогах

Автотравма