Об изъятии и направлении трупного материала и других объектов судебно-медицинской экспертизы для исследования в физико-технические отделения лабораторий бюро судебно-медицинской экспертизы (методическое письмо)

/ Дмитриев И.Б. — 1968.

Об изъятии и направлении трупного материала и других объектов судебно-медицинской экспертизы для исследования в физико-технические отделения лабораторий бюро судебно-медицинской экспертизы : Методическое письмо. - М., 1968.

Письмо подготовлено:

Младшим научным сотрудником физико-технического отдела Научно-исследовательского института судебной медицины Министерства здравоохранения СССР И. Б. Дмитриевым.

ссылка на эту страницу

УТВЕРЖДАЮ
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
Министерства здравоохранения СССР
А.Сафонов


10 сентября 1968 г.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО


ОБ ИЗЪЯТИИ И НАПРАВЛЕНИИ ТРУПНОГО МАТЕРИАЛА И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОТДЕЛЕНИЯ ЛАБОРАТОРИЙ БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

  

Письмо подготовлено: 
Младшим научным сотрудником физико-технического отдела Научно-исследовательского института судебной медицины Министерства здравоохранения СССР И.Б. Дмитриевым. 

 

Обобщение практики экспертиз, выполняемых в физико-технических отделениях лабораторий бюро судебно-медицинских экспертизы республик, краев и областей, дает основание для некоторых методических рекомендаций о целесообразных способах изъятия, консервации, хранения и направления для лабораторных исследований трупного материала и некоторых других объектов. Необходимость таких рекомендаций вызвана тем, что возможности дополнительных лабораторных методов исследования используются еще недостаточно и судебно-медицинские эксперты общего профиля при исследовании трупов зачастую своевременно не изымают ряд весьма нужных объектов, что является в последующем причиной эксгумаций, при которых уже обычно вследствие гнилостных изменений, нельзя получить пригодные для полноценного исследования объекты. В отдельных случаях объекты берутся нерационально, портятся при пересылке, в результате чего лабораторные исследования значительно затрудняются или оказываются безуспешными.

В настоящее время в физико-технических отделениях следует подвергать исследованиям трупный материал и одежду со следами: механического воздействия тупых предметов, колюще-режущих и рубящих орудий, огнестрельного оружия; с электрометками, а также все предметы, которыми предположительно были нанесены повреждения, не ограничиваясь, как до сих пор практикуется, только осмотром и измерениями перечисленных объектов непосредственно в морге.

На лабораторные дополнительные исследования в физико-технические отделения могут быть направлены следующие объекты:

  1. Кожа трупов, фасции, плевральные листки, твердая мозговая оболочка, стенки полых органов с повреждениями.
  2. Мягкие ткани и паренхиматозные внутренние органы с раневыми каналами.
  3. Кости при наличии повреждений.
  4. Хрящи, особенно со следами действия режущих орудий.
  5. Инородные тела, обнаруживаемые в органах и тканях.
  6. Кусочки тканей и фрагменты костей, обнаруженные на месте происшествия, отдельно от трупа.
  7. Орудия, которыми, судя по обстоятельствам дела, могли быть причинены повреждения.
  8. Одежда трупов для исследования повреждений и, в случаях необходимости, установления формы следов веществ, похожих на кров, а также - выявления наличия смазочных масел, металлов, копоти и пр.

Изъятие, консервация и упаковка материала

Материал следует брать во время исследования трупа или непосредственно после его окончания. Во всех случаях объект надо предварительно тщательно изучить на месте визуально или с помощью лупы и описать в протокольной части составляемого экспертом документа (акт, заключение). Повреждения кожных покровов до изъятия их желательно сфотографировать на месте с применением масштабной линейки с миллиметровыми делениями (см. методическое письмо «О правилах фотографирования трупов при судебно-медицинском исследовании в морге», 1958 г.). К изъятым объектам нитками прикрепляются картонные или клеенчатые бирки с надписями простым графитным карандашом, в которых указывается номер акта, фамилия умершего, наименование объекта, его поверхность, край и другие необходимые по мнению эксперта в конкретном случае сведения.

Консервирование объектов может быть произведено общепринятыми растворами, как жидкость Мельникова-Разведенкова, Кайзерлинга и т.п., а при отсутствии их - 40-70 % растворами этилового алкоголя, к которому может быть добавлено 5-10 % глицерина, что осбенно целесообразно для кожи. Можно использовать и слабые (не крепче 2-4 %) растворы нейтрализованного мелом формалина, однако в таком случае объекты следует как можно быстрее доставить в физико-техническое отделение, так как формалин значительно уплотняет ткани и затрудняет их исследование.

Изъятые объекты, обкладываются слоем марли или ваты толщиной до 2-3 см, пропитанным вышеуказанными консервантами и заворачиваются в полиэтиленовые мешочки или пленку, запечатать которые можно нагретым утюгом или открытым пламенем горелки либо спиртовки. В последнем случае узкий край шириной в 1-2 мм зажимается между двумя металлическими пластинками или предметными стеклами и заваривается на пламени. Аккуратная упаковка в два слоя полиэтиленовой пленки допускает пересылку объектов по почте в фанерных ящиках. Мелкие объекты можно поместить в стеклянную банку соответствующей емкости и залить консервантом.

Наконец, кожа и тонкие слои мягких тканей, толщиной до 3-4 см могут быть пересыпаны слоем поваренной соли хорошего качества (марки >Экстра>) толщиною не менее 1 см и увлажненной водой.

Мешочек, пленка, банка и другие упаковки должны быть обвязаны, опечатаны и меть бумажные этикетки с указанием даты и номера акта, фамилии, имени и отчества умершего, перечня содержимого, фамилии судебно-медицинского эксперта, производившего исследование трупа.

Кости, очищенные от мягких тканей или фиксированные в консервантах, высушиваются на воздухе и упаковываются в чистую бумагу. Если предполагается исследование объектов методом эмиссионного спектрального анализа, то объекты не следует подвергать никакой обработке кроме высушивания.

При изъятии костей только для установления механизма перелома (прямой, непрямой и пр.) допускается их вываривание. Для этого вывариваемые кости предварительно помещаются в марлевые мешочки, чтобы сохранить все костные отломки. Кости, изъятые для отождествления орудий, вываривать нельзя, так как это может привести к искажению и разрушению мелких особенностей следов и утрате возможно оставшихся на костях частиц краски, металла и пр.

Документация

Кроме прикрепления к объектам бирок с надписями и этикеток на упаковках, в каждом случае направления объектов на исследование составляется сопроводительный документ. В котором указывается какие именно объекты и по какому делу направляются, кратко излагаются известные эксперту обстоятельства дела и указываются подлежащие разрешению конкретные вопросы из постановления о назначении судебно-медицинской экспертизы трупа или указывается цель необходимого эксперту дополнительного исследования, как например: для установления дистанции выстрела, для определения формы клинка, для обнаружения следов металла или копоти выстрела, для отождествления орудия (какого именно?) и т.п.

Отдельное постановление о назначении экспертизы требуется только в тех случаях, когда предстоит разрешать вопросы, не поставленные перед судебно-медицинским экспертом, вскрывавшим труп. Во всех случаях вместе с объектами в физико-техническое отделение препровождается копия протокольной части акта экспертизы трупа (заключения).

  

Рекомендации по изъятию отдельных видов объектов

Кожа. Следует брать участки со следами действия тупых орудий - гаек, молотков, обуха топора, протектора колес, зубов человека или животных; колото-резанные ранения; входные и выходные огнестрельные отверстия; при необходимости - следы скольжения каких-либо орудий в виде царапин, ссадин или загрязнений.

При изъятии кожи с колото-резанными повреждениями большое значение имеет сохранение их абсолютной формы и размеров. Поэтому предварительно описываются их размеры по длине в миллиметрах, в том виде как они обнаружены и со сведенными краями. Измерения следует производить только жесткими измерительными приборами: штангенциркулем или измерительным циркулем, пластмассовой или не имеющей ржавчины металлической линейкой. Мягкая измерительная лента для таких измерений не пригодна. Подлежащий исследованию участок иссекается, отступя на 5-6 см от границ повреждения. До иссечения его следует накрыть соответствующего размера листком целлулоида (отмытой рентгенпленки) или специально склеенной из плексигласа или другой пластмассы рамкой и подшить по краям к этому листку или рамке. Только после этого кожа иссекается и подвергается фиксации. При таком изъятии кожи сохраняется форма и размеры повреждения и оно может быть подвергнуто в лаборатории непосредственному исследованию. Подкожно-жировой слой в морге можно тщательно не удалять, а если в нем имеются инородные тела, как например дробинки, куски стекла или зерна пороха, то подкожно-жировой слой следует иссекать вместе с кожей для направления на исследование. Распространенная методика предварительного иссечения кожи с последующим расправлением на кусках картона или стеклах нецелесообразна, так как кожа при отсепаровывании сокращается и форма и размеры повреждения оказываются измененными.

Фасции и твердая мозговая оболочка, а иногда и плевра обладают способностью отображать некоторые признаки формы клинка колюще-режущего орудия и задерживать дополнительные следы выстрела, в связи с чем следует иссекать участки с такими повреждениями, закрепив их нитками на кусках целлулоида. На прикрепленной бирке указывается поверхность и края иссеченного участка.

Раневые каналы в мягких тканях и паренхиматозных органах могут быть использованы для определения направления выстрела, а также для установления формы клинка колющего и колюще-режущего орудия. При огнестрельных повреждениях целесообразно иссекать стенки раневого канала у входного и выходного отверстий. Колото-резанные каналы по возможности иссекаются в массе окружающих тканей или орган берется целиком.

Кости могут быть использованы для отождествления орудия по оставшимся на них следам и для установления механизма травмы (направление действовавшей силы, сжатие или растяжение, характер перелома и пр.), поэтому, следует считать правилом изъятие костей со следами действовавших орудий в виде разрезов, разрубов, проколов, вдавленных и террасовидных переломов, сквозных огнестрельных ранений и пр. В сложных случаях желательно брать поврежденные кости и при транспортной травме, особенно если механизм возникновения повреждений не ясен.

Участки костей со следами разруба или сохранившие какие-либо признаки действовавшего орудия, выпиливаются в пределах неповрежденной части кости, а если возможно, то поврежденная кость берется целиком. Мягкие ткани удаляются таким образом, чтобы не изменить имеющиеся следы или повреждения на кости, либо не нанести дополнительные. Для этого мягкие ткани обрезаются маленькими кусочками при помощи ножниц. Ни коем случае нельзя отскабливать мягкие ткани от кости каким-либо инструментом. Если возникает опасность повреждения следов, то лучше взять кость с мягкими тканями. Особое внимание следует уделять мелким фрагментам костей, стараясь собрать их наиболее полно. Для установления механизма повреждения кости извлекаются целиком, путем вычленения по суставам.

Хрящи с колото-резанными и резанными повреждениями иссекаются в пределах неповрежденной части таким образом, чтобы не изменить подлежащего исследованию поврежденного участка. Бирка с пояснительной надписью прикрепляется к тому концу хряща, который был перерезан при изъятии.

Инородные тела, обнаруженные в органах и тканях, собирают по возможности полностью, застрявшие в костях - выпиливают вместе с костью, остальные извлекают пальцами, без помощи инструментов, во избежании причинения дополнительных следов.

Кусочки тканей и фрагменты костей, обнаруженные на месте происшествия (отдельно от трупа) направляются согласно вышеприведенным указаниям.

Орудия, которыми, судя по обстоятельствам дела, могли быть причинены повреждения, направляются в обычном порядке.

Одежда трупов направляются на исследование в соответствие с Инструктивным письмом «Об изъятии и направлении одежды для исследования в физико-технические отделения», 1968 г.

Дополнительные указания

Запрещается производить непосредственное сопоставление, каких бы то ни было предполагаемых орудий преступления с повреждениями на исследуемых трупах, так как это делает непригодными для исследования повреждения и орудия.

Судебно-медицинские эксперты физико-технических отделений, получив для исследования те или иные объекты, вправе запрашивать у следственных органов, через начальников бюро судебно-медицинской экспертизы, необходимые им дополнительные материалы (образцы для сравнения, орудия преступления и пр.), при наличии достаточного количества объектов и других мате6риалов обязаны произвести надлежащее исследование их в объеме используемых в отделении методов и составить соответствующие документы о результатах исследования.

Судебно-медицинские эксперты, исследовавшие труп, в случаях направления ими каких-либо объектов на дополнительное лабораторное исследование, дают заключение по разрешаемым вопросам после получения результатов исследования в физико-техническом отделении.

Объекты по окончании исследования возвращаются по принадлежности, а при невостребовании их по каким-либо обстоятельствам уничтожаются или оставляются в лаборатории в соответствии с «Правилами хранения и уничтожения вещественных доказательств в судебно-медицинских лабораториях бюро судебно-медицинской экспертизы».

  

Главный судебно-медицинский эксперт
Министерства здравоохранения СССР
профессор

В.И. Прозоровский

похожие статьи

Классификация медико-криминалистических ситуационных экспертиз / Нагорнов М.Н., Леонова Е.Н., Ломакин Ю.В., Светлаков А.В., Емелин В.В., Кочоян А.Л. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 4-8.

Практическое применение источника экспертного света «Светоч-Х» в работе медико-криминалистического отделения / Девятериков А.А., Куличкова Д.В., Шаповалова Е.С. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 70-73.

О практике использования в работе медико-криминалистического отдела бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области аппаратно-технического цифрового комплекса Keyence VHX-2000 / Безпалый Ю.Б., Золотенкова Г.В., Романько Н.А., Музипов Э.Р. // Судебная медицина. — 2015. — №1. — С. 39-41.

Развитие физико-технических отделений в системе судебно-медицинской экспертизы / Пашкова В.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1967. — №3. — С. 11-14.

Апробация модификации метода цветных отпечатков с использованием тонкого целлофана вместо фотобумаги / Девятериков А.А., Нестеров А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2017. — №16. — С. 18-24.

больше материалов в каталогах

Медико-криминалистические исследования