Рефераты №4 1964

/ Левченков Б.Д. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1964 — №4. — С. 55-58.

Левченков Б.Д. Рефераты №4 1964

УДК 340.6 (048).

ссылка на эту страницу

Patterson D. О некоторых источниках ошибочных показаний свидетелей при идентификации цвета предметов. (Some sources of error in eye witness identification of colours). J. forens. sc. soc., 1961, 2, 1, 47—50 (англ. — Великобритания).

Восприятие человеческим глазом цвета одного и того же предмета может быть, различным в зависимости от того, как освещен предмет: белым или цветным светом. Это обстоятельство может служить источником ошибочных показаний свидетелей. Так, при желтом свете раскаленных натриевых паров многие ярко окрашенные предметы кроме желтых и белых, будут казаться черными. Особенно часто искаженное восприятие цвета сказывается при попытке идентифицировать предметы (одежду, окраску автомобиля и т. п.), виденные раньше при свете ртутных и газосветных ламп, широко применяемых для рекламы. Это обстоятельство приобретает особое значение при оценке показаний свидетеля, опознающего тот или иной предмет, который он видел ранее в вечернее время в условиях оживленной улицы современного города, изобилующей светящимися неоновыми и аргоновыми рекламными стендами, освещенными витринами и т. п. В таких случаях в целях установления истины рекомендуется проводить следственный эксперимент, воссоздавая по возможности первоначальные условия освещения. Другим источником ошибок может служить недостаточная освещенность объекта, виденного свидетелем, например, в сумерках. При этом иногда наблюдается так называемый эффект Пуркинье — извращенное восприятие сравнительной яркости окраски предметов. Что же касается цвета как такового, то его человеческий глаз в сумерках вообще не воспринимает. И, наконец, могут иметь значение индивидуальные дефекты зрения: искаженное восприятие или невосприятие определенных цветов (дальтонизм). Работа иллюстрирована графиками. Библиография: 2 названия.

Knight В. Британская академия судебных наук (Die Britische Akademie ffir forensische Wissenschaften). Dtsch. med. Wschr., 1962, 87, 40, 2042—2043 (нем.—ФРГ).

Название в данном случае не соответствует нашему пониманию «академии» как постоянно функционирующего научно-исследовательского учреждения с постоянным штатом сотрудников. Фактически «Британская академия судебных наук» представляет собой обычное научное общество. Она была учреждена в 1959 г. Инициатором ее создания явился Ф. Кэмпе — доцент судебной медицины Лондонского университета, В «академии» имеются 3 секции: медицинская, научно-техническая и юридическая.. Председателем академии избран Л. Радзивич — профессор криминалистики Кэмбриджского университета. «Академия» издает весьма интересный квартальный журнал «Medicine, science and the law». На первом конгрессе, состоявшемся в 1960 г., обсуждалось современное состояние судебных наук в стране, вопросы преподавания, организации научных исследований и организационные вопросы практической работы. Второй конгресс (1961) был посвящен вопросам предупреждения и расследования преступлений и пенитенциарным мероприятиям. На третьем конгрессе (1962) обсуждались, несчастные случаи на дорожном транспорте.

Оllivier Н., Vui11е F., Quiсkе J. Идентификация орудия убийства по текстильным волокнам (Determination de l’arme d’une tentative de meurtre grace a l'iden- tification de fibres textiles). Ann. med. leg., 1962, 42, 165—167 (франц.—Франция).

На экспертизу поступило предполагаемое орудие убийства — сапожный нож, покрытый засохшей кровью. На лезвии имелись небольшие зазубрины, в которых с помощью микроскопа удалось обнаружить приставшие волокна двух видов серой шерсти. При сравнении их с волокнами, взятыми из шерстяной жакетки, надетой на трупе, обнаружено полное сходство как структуры, так и окраски.

Вlumberg J., Johnston E. Судебный медик и нераспознанное при жизни ино­родное тело (The forensic patho.ogist and the unsuspected foreign body). J. forens. sci., 1963. 8, 231—249 (англ. — США).

Авторы приводят ряд интересных секционных случаев из практики.

  1. Ребенок аспирировал сырой бобовый плод (семя). Лечащий врач приписал на­ступившее удушье приступу астмы. Смерть наступила через 2 часа.
  2. Находившаяся в желудочно-кишечном тракте рыбья кость послужила причи­ной гнойно-расплавленного тромба в воротной вене и множественных абсцессов печени. Истинный характер страдания не был распознан при жизни, несмотря на пред­принятую лапаротомию, в ходе которой был удален желчный пузырь.
  3. Куриная кость, застрявшая в пищеводе, вызвала перфорацию последнего и узуру аорты со смертельным кровотечением. При рентгенографии грудной клетки ино­родное тело не было обнаружено.
  4. Пациент, аспирировавший небольшую спиральную пружинку, обратился к вра­чу лишь через 2 года но поводу сильного кашля. Пружинка в течение этого времени сильно заржавела и вызвала развитие множественных абсцессов легких и бронхопневмонию.
  5. Деревянный рыболовный поплавок был введен в прямую кишку самим потерпевшим. Врачам он об этом сначала не сказал. В связи с появившимися болями проведена аппендэктомия, через 6 дней после которой последовала смерть от перитонита. На вскрытии трупа обнаружена перфорация прямой кишки; поплавок находился в полости параректального абсцесса.
  6. При вскрытии трупа шизофреника в двенадцатиперстной кишке обнаружены 3 сильно заржавленных раскрытых перочинных ножа, расположенных рядом друг с другом. Острия ножей перфорировали кишечную стенку и внедрились в печень. Необычен и тот факт, что в данном случае не было перитонита; смерть последовала от сепсиса и бронхопневмонии. За месяц да смерти была сделана рентгенография грудной клетки; обнаруженную у края снимка тень от инородных тел в то время объяснили техническими дефектами съемки.
  7. Два судорожных приступа у больного лечащие врачи объяснили сначала опухолью мозга, а потом эпилепсией. При вскрытии трупа обнаружен абсцесс над верхлей стенкой глазницы, в котором находился заостренный кончик графита от карандаша, проникший, видимо через стенку глазницы.

Библиография: 30 названий.

Hadersdorfer Н. Новые данные к экспертизе ранений дробью (Neue Erkenntnisse zur Beurteilung von Schrotschiissen). Arch. Kriminol., 1Э62, 129, 68—70. Ref. Dtsch. Z. ges. gerichtl. Med., 1963, 53, 4, 345 (нем. — Зап. Берлин)

Выстрелом из дробового ружья с расстояния 37 м был убит мальчик. На груди слева имелась входная рана размером 7X8 мм; в сердечной сорочке обнаружено 8 дробин калибра 3 мм. Возникла мысль о том, что в момент выстрела эти дробины «спеклись» в один конгломерат. Патроны были домашнего снаряжения. Автор провел серию выстрелов из этого оружия такими же патронами и убедился, что каждый раз образовывались комки из «спекшихся» и частично расплавленных дробин. Некоторые из этих комков содержали до 11 дробин и пробивали доску толщиной 20 мм с расстояния 37 м. Причиной «спекания» дробин он считает совокупность следующих моментов; 1) ссохшийся вследствие длительного хранения пыж, не обеспечивающий достаточной герметичности, вследствие чего происходит прорыв раскаленных пороховых газов и воздействие их непосредственно на дробины, а это в свою очередь приводит,к частичному оплавлению последних; 2) слишком агрессивный порох, дающий мгновенное развитие очень высокого давления; 3) слишком крутой или слишком длинный переход от патронника к цилиндрической части канала ствола, благодаря чему происходит торможение и скучивание дробин. При стрельбе фабричными патронами из того же оружия «спекания» дробин не отмечено.

Somerville W. Водитель и его здоровье (The driver and his health). Med., sc. a. law., 1962, 3, 1, 423—427 (англ. — Великобритания).

За последние 11 лет в Лондоне было 10 случаев острой сердечно-сосудистой недостаточности на почве коронарного тромбоза у водителей автобусов в момент нахождения их за рулем. Некоторые случаи сопровождались тяжелыми авариями. Многие из этих водителей ранее не жаловались на заболевание сердца. Автор связывает это с тем, что сам процесс вождения автомобиля может создавать тяжелую, а подчас и непосильную нагрузку для патологически измененной сердечно-сосудистой системы. Библиография: 7 названий.

Coe J., Peterson R. Скоропостижная смерть младенцев и сенсибилизация к молоку (Sudden unexpected death in infancy and milk sensivity). J. lab. clin, med., 1963, 62, 477—481. Ref. Med. leg. J., 1964, 32, 2, 97 (англ.—США).

Существует мнение, что скоропостижную смерть младенцев при отсутствии убедительных секционных данных можно связывать с повышенной чувствительностью к белкам молока и аспирацией небольших количеств его во время сна; совокупность этих двух факторов может привести к смертельным расстройствам в легких. Авторы оспаривают эту точку зрения, указывая, что она базируется лишь на опытах, поставленных на морских свинках. Известно, что это животное особенно подвержено анафилактическим реакциям, гораздо больше, чем человек. Авторы исследовали 33 трупа младенцев в возрасте от 1 до 11 месяцев, умерших внезапно во время сна. Признаки механической асфиксии не обнаружены, заболеваний дыхательного аппарата в анамнезе не отмечено. Из свежих трупов брали кровь, центрифугировали, полученную сыворотку испытывали в реакции с сывороткой кролика, иммунизированного коровьим молоком. Титр сывороточных антител против коровьего молока оказывался примерно таким же, как и у здоровых живых детей. Поскольку в сыворотке большинства детей содержатся антитела к коровьему молоку, нет оснований приписывать им какое-либо, патогенетическое значение. Работа иллюстрирована. Библиография: 12 названий.

Fontaine G. К вопросу о скоропостижной смерти младенцев. Сенсибилизация белками молока (A l’etude de la mort subite du nourisson: la sensibiiisation aux proteins du lait). Ann. med. leg., 1963, 43, 262—267 (франц. — Франция).

У 220 детей в возрасте от 2 месяцев до 6 лет, госпитализированных по поводу различных заболеваний, исследовали сыворотку крови по методу Ouchterlony. Реакцию ставили в желатине с различными растворами антигенов: сырым и кипяченым коровьим молоком, сывороткой рогатого скота, |5-лактоглобулином, казеином. У 2 детей, выздоравливавших после острого гастроэнтерита, выявлена отчетливая преципитация с сырым коровьим молоком, {5-лактоглобулином и коровьим казеином. Автор считает, что при желудочно-кишечных заболеваниях крупные молекулы белка могут проникать через кишечную стенку и вызывать сенсибилизацию организма.

Grosser Q. Судебно-медицииское значение гиалиновых мембран в легком новорожденного (Die gerichtsmedizinische Bedeutung der hyalinen Membranen in der Neugebor- nenlunge). Acta med. leg. soc., 1963, 16, 29—31 (нем. — Бельгия).

По мнению автора, гиалиновые мембраны представляют собой специфическое органное проявление медленной асфиксии. Сами по себе они не вызывают каких-либо клинических симптомов и могут быть диагностированы только на вскрытии. Автор отвергает аспнрационную теорию и объясняет их происхождение транссудацией вследствие физиологического или патологического повышения проницаемости капилляров и сложными процессами приспособления к самостоятельному легочному дыханию. Наличие гиалиновых мембран может косвенно свидетельствовать о живорожденности, но не является показателем длительности внеутробной жизни.

Brittain R. Гидростатические и подобные им пробы на живорожденность (The hydrostatic and similar tests of live birth). Med. leg. j., 1963, 31, 4, 189—194 (англ. — Великобритания).

Статья представляет собой исторический обзор проб на живорожденность, предложенных различными авторами. Описаны легочные и желудочно-кишечные гидростатические пробы, а также иные признаки живо- и мертворожденности в легких. Автор подчеркивает прогрессивное значение введения проб на живорожденность в качестве доказательства в судебную практику. До этого единственным средством «установления истины» являлась пытка, которой подвергали мать, заподозренную в детоубийстве. Библиография: 49 названий.

Wеinig Е., Lautеnbасh L. Оценка результатов определения алкоголя в трупной крови (Die Beurteilung von Alkoholfunden in Leichenblutproben). Blutalkohoi, 1962, 1, 222—233. Ref. Dtsch. Z. ges. gerichtl. Med., 1963, 53, 4, 356 (нем.—Зап. Берлин).

Авторы интересовались, как изменяется содержание алкоголя в крови у живых, умирающих, в трупе, а также во время хранения изъятой крови и пересылки ее. Они пришли к следующим выводам. Кровь надо брать у трупа только из вен бедра. Пробирку следует заполнять кровью доверху. Исследовать кровь следует быстрее во всех случаях, в том числе и тогда, когда она консервирована фтористым натрием. Если между смертью и взятием крови прошло не более 12 часов, можно ограничиться определением по методу Видмарка и по АДГ. При этом полученные цифры оказываются обычно несколько ниже, чем в момент смерти (это падение может доходить до 10%). Если кровь берут в более поздние сроки, то всегда следует считаться с воз­можностью образования алкоголя в трупе. Показателем этого процесса является об­разование сивушного масла (высших спиртов), обнаруживаемых посредством реакции с m-нитробензальдегидом и газовой хроматографии. При положительной реакции на сивушное масло количественное определение по АДГ может иметь лишь ориентировочное значение: в таких случаях получаемые цифры обычно бывают завышенными. Эта реакция достигает максимума через 1—2 недели после смерти, возрастая на 0,2—0,5‰, а при особо благоприятных условиях брожения — до 1‰ . В дальнейшем содержание алкоголя снова падает. При этом следует иметь в виду, что при утоплении концентрация алкоголя вследствие разжижения крови может уменьшиться на 10% и более, однако инфицирование крови может привести к новому бурному образованию алкоголя.

Burger Е. В какой мере сыворотка гемолизированной крови влияет на определение алкоголя (Inwieweit beeinflufit ein hamolytisches Serum die Blutalkoholbestimmung). Dtsch. Z. ges. gerichtl. Med., 1963, 53, 4, 195—200 (нем.—Зап. Берлин).

Метод Видмарка в его первоначальном виде рассчитан на исследование цельной крови. В настоящее время чаще прибегают к определению алкоголя в сыворотке крови. При этом приходится вносить соответствующий поправочный коэффициент. Однако в случаях, когда кровь подверглась гемолизу и сыворотка окрашена гемоглобином, требуются дополнительные поправки, величина которых зависит от степени гемолиза. Для определения последней автор предлагает разработанную им методику. Он приводит составленную им поправочную таблицу для пересчета на цельную кровь содержания алкоголя в гемолизированной сыворотке. Точность таблицы проверена автором на большом материале. Библиография: 7 названий.

Eerola R., Alha А. Синергизм алкоголя и успокаивающих средств (Synergismus von Alkohol und Beruhigungsmitteln). Dtsch. Z. ges. gerichtl. Med., 1963, 54, 4, 201—210 (нем. — Зап. Берлин).

На основе литературных данных и собственных многочисленных наблюдений авторы (Хельсинки, Финляндия) показывают, что назначение успокаивающих и снотворных средств (барбитураты, морфин, скополамин) даже в терапевтических дозах лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, сопряжено с большой опасностью и может привести к быстрому смертельному исходу. При этом содержание алкоголя в трупе может оказаться относительно невысоким. Оценивая результаты количественного определения алкоголя в подобных случаях, эксперт должен считаться с синергизмом спирта и принятых лекарственных средств. Работа иллюстрирована таблицей. Библиография: 32 названия.

Constandoulakis М., Кау Н. Антигены А и В и эритроцитах человеческих плодов (А and В antigens of the human foetal erythrocyte). Brit. j. haemat., 1962, 8, 57—63. Ref. Dtsch. Z. ges. gerichtl. Med., 1963, 53, 4, 366 (англ. — Великобритания).

Авторы сравнивали снижение титра в разведенных сыворотках анти-А и анти-В, вызываемое соответствующими эритроцитами плодов и взрослых. В отношении эритроцитов группы В различий установить не удалось. Эритроциты группы А от 4 плодов (из 39) вызывали резкое снижение титра. Титр сывороток анти-А и анти-В, абсорбированных равными количествами эритроцитов плода и взрослого, в первом случае почти не снижается, а во втором резко падает. В ходе опытов применяли различные абсорбционные и нейтрализационные пробы.

Sachs V., Gunschera Н. Расширенное исключение отцовства по системе MNSs (Die erweiterte Ausschliefiung im MNSs—System). Dtsch. Z. ges. gerichtl. Med., 1963, 53, 4, 230—235 (нем. — Зап. Берлин).

В случаях, когда исключение отцовства по группам и типам оказывается невозможным, его удается осуществить путем выяснения генотипической характеристики матери и предполагаемого отца (посредством определения изосерологических свойств их родителей). До сих пор этот способ так называемого расширенного исключения практиковался только в отношении систем АВО и резус. Что же касается системы MNSs, то ее не удавалось использовать вследствие трудности получения специфических сывороток анти-s. В настоящее время эти сыворотки стали достаточно доступными для практической экспертизы. Авторы составили таблицу, позволяющую производить расширенное исключение отцовства по системе MNSs. Библиография 15 названий.

похожие статьи

Условия и характер работы медицинского персонала моргов Великобритании: вопросы охраны здоровья, обеспечения инфекционной безопасности и снижения рисков заражения / Шигеев С.В., Фетисов В.А., Минаева П.В., Гусаров А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 54-58.

Рефераты №1 1968 / Ачеркан Н.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 49-54.

Некоторые пути преодоление недостатков назначения судебно-медицинской экспертизы в Белоруссии / Ефимов Л.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 19-20.

Судебная медицина Китайской Народной Республики, от истоков до наших дней / Клевно В.А., Назаров Ю.В. // Судебная медицина. — 2018. — №4. — С. 44-48.

Стандарты проведения судебно-медицинского вскрытия / Петерсон Г.Ф., Кларк С.К. — 2006.

больше материалов в каталогах

Судебная медицина в других странах