К медико-социальной оценке алкогольных опьянений в происхождении бытовых травм

/ Борзенков И.В., Касаткин Б.С., Клепче И.К. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 50-54.

Борзенков И.В., Касаткин Б.С., Клепче И.К. К медико-социальной оценке алкогольных опьянений в происхождении бытовых травм

(Пермь)

ссылка на эту страницу

В последние годы количество травм, происхождение которых связано с алкогольным опьянением пострадавших, не имеет тенденции к снижению (Б. Л. Жуков, А. П. Ромаданов). Случаи черепно-мозговых травм, полученных в алкогольном опьянении, составляют от 33% до 70% от общего числа пострадавших при данном виде травматизма (С. У. Уалиев, С. А. Дашкова, М. С. Гершкович и др.). При этом ошибки в диагностике ЧМТ, возникших на фоне алкогольного опьянения, составляют 42—50%I что в 4,2 раза превышает ошибочность диагнозов при других видах повреждений.

Это объясняется тем, что алкогольное опьянение, независимо от степени интоксикации, значительно изменяет клинику ЧМТ. По нашим данным судебно-медицинских аутопсий переломы свода и основания черепа наблюдались в 50,2% случаев нейротравм у потерпевших, находившихся в алкогольном опьянении, при этом в 24% случаев переломы костей черепа своевременно клинически не были распознаны.

Алкогольная интоксикация, в свою очередь, может имитировать синдромы травматического повреждения мозга, и, вместе с тем, наблюдающиеся у больных при ЧМТ общемозговые и очаговые симптомы нередко оцениваются как признаки алкогольного опьянения (С. А. Дашкова, М. С. Гершкович).

Нами были подвергнуты изучению истории болезни лиц, пострадавших при травмах и поступивших на лечение в хирургические стационары г. Перми: отделение экстренной хирургии ОКБ (1982—83 гг.) и нейротравматологическое отделение МСЧ № 1 (1980—85 гг.).

По данным отделения экстренной хирургии из 780 больных, прошедших лечение в 1982 г., 208 пострадавших (26,7%) направлены на стационарное лечение в состоянии алкогольного опьянения, из них 50 человек умерло (24% к общему числу госпитализированных при травмах).

Из 67 пострадавших, поступивших в отделение с различными травмами в январе-феврале 1983 г. — 28 человек госпитализированы в алкогольном опьянении (11 женщин, 17 мужчин).

Установлено, что несмотря на тяжесть повреждений, пострадавшие обращались за медицинской помощью в среднем лишь через 13 часов с момента получения травмы. Если же* не учитывать больных, доставленных в стационар непосредственно с места происшествия, то выясняется, что половина больных обратились за медицинской помощью, в среднем, через 23 часа после травмы, что значительно превышает допустимые сроки начала оказания квалифицированной медицинской помощи. Одной из причин позднего обращения пострадавших за медицинской помощью было стремление больных и их родственников скрыть факт алкоголизации и получить вместо «алкогольной» справки больничный лист. В части случаев пострадавшие преследовали цель скрыть обстоятельства получения травмы (избиения, ножевые ранения и др.).

В приводимой таблице 1 содержатся данные о пострадавших, получивших нейротравмы в состоянии алкогольного опьянения и поступивших на лечение в нейротравматологическое отделение в 1980—85 гг.

Как следует из таблицы, смертность при ЧМТ у лиц, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, значительно выше, чем среди трезвых.

Нами подвергнуто клиническому анализу 185 пострадавших, получивших травмы головного мозга в состоянии алкогольного опьянения и госпитализированных в данное нейротравматологическое отделение в 1983—84 гг. Из них мужчин—152 человека (82,2%), женщин — 33 чел. (17,8%). Больных в возрасте до 20 лет было 10 человек, 20—29 лет — 49; 30—39 лет — 54; 40—49 лет—36 м; 50 лет и старше — 36 человек, т. е. преобладали лица молодого и среднего возраста. Большинство больных поступили в больницу в первые часы после травмы, однако 20 пострадавших обратились за медицинской помощью в более поздние сроки (24—48 часов). У таких больных травма была диагностирована несвоевременно, в связи с чем несмотря на надлежащее лечение она отличалась более тяжелым течением.

Представляют медико-криминалистический интерес данные об обстоятельствах получения травмы: 1. избиение (родственниками, собутыльниками, неизвестными лицами — 87 человек); 2. падение с высоты, в том числе с высоты собственного роста— 28 человек (15,1%); 3. автомобильная травма — 24 человека; 4. железнодорожная травма — 2 человека. У части больных обстоятельства получения повреждений выяснить не удалось. Возможно, что некоторые больные сознательно скрывали эти обстоятельства. С другой стороны, у больных с ЧМТ наблюдаются ретро- и антероградная амнезии, и поэтому у некоторого числа больных могли не сохраниться в памяти события, связанные с травматизацией.

Таблица 1

Данные о количестве пострадавших, получивших ЧМГ в состоянии алкогольного опьянении и госпитализированных в нейротравматологическое отделение в МСЧ №1 (1980—1985 гг.)

Общее количество госпитализированных больных

По годам

1980 г.

1981 г.

1982 г.

1983 г.

1984 г.

1985 г.

2232

2109

2269

2269

2148

1867

В состоянии алкогольного опьянения

Всего

649

570

629

605

569

518

в % к общему кол-ву б-х

29,5%

29,1%

29,9%

28.1%

28%

26%

Умерло от травм

Всего

78

109

88

94

85

62

в % к общему кол-ву б-х

3,5%

4,7%

3,9%

4,1%

3,9%

3,3%

Из них умерло больных, поступивших в состоянии алкогольного опьянения

Всего

52

44

,46

42

38

22

в % к общему кол-ву пост, б-х в алк. опьянении

896

7,7%

7,3%

6,9%

6,7%

4,1%

в % к общему кол-ву б-х

66%

40%

51,2%

44,7%

40,2%

35,4%

 

Представляется, что сбор первичной информации об обстоятельствах механической травмы при поступлении больных в нейрохирургическое отделение и в ближайшее время (беседы с родственниками потерпевшего, работниками ГАИ и уголовного розыска и т. д.) может иметь существенное значение как для установления правильного диагноза, так и для последующих оперативно-следственных мероприятий.

У 19 больных после травмы развился алкогольный психоз, что затруднило диагностику и лечение. В 9 случаях ко времени травмы и в последующее время наблюдался алкогольный делирий. У большинства лиц, получивших нейротравму в состоянии алкогольного опьянения, наблюдались явления сотрясения головного мозга, реже (в 25% случаев)—диагностировались ушибы головного мозга, субарахноидальные кровоизлияния, внутричерепные гематомы, повреждения позвоночника и спинного мозга, переломы костей свода и основания черепа.

Изучение алкогольного анамнеза показало, что большинство пострадавших страдало бытовым привычным пьянством (70%), реже — лица, страдающие алкоголизмом (20%), число лиц, эпизодически употребляющих алкогольные напитки, составило 10%.

Представляют определенный интерес данные о материальном ущербе, причиняемом государству (бюджету здравоохранения) в связи с обеспечением стационарным и амбулаторным лечением больных при нейротравмах.

Анализ затрат на такое лечение только по отделению нейротравмы МСЧ-1 г. Перми показал, что если стоимость одного койко-дня составляет 8 рублей, а средняя продолжительность пребывания в больнице таких больных составляет 24 дня, то общая сумма затрат только по изучаемому контингенту больных составила 679 650 рублей. В данном случае речь идет не только о моральном, но и материальном ущербе, который наносится нашему обществу и экономике при смерти больных, их инвалидизации, необходимости лечения в специализированных лечебницах, санаториях, выплат из бюджета органов социального обеспечения и т. д.

Здесь возникает важный в морально-правовом аспекте вопрос — обязана ли наша государственная система здравоохранения приносить в жертву огромные суммы тем гражданам, которые сознательно приводят себя в состояние «добровольного сумасшествия» (по меткому выражению Ф. М. Достоевского) с последующими несчастными случаями, суицидальными действиями или при иных сходных криминальных ситуациях.

Действительно, у нас в стране медицинская помощь осуществляется бесплатно, что и закреплено в Конституции.

Однако, учреждения здравоохранения не выдают больничные листы, а профсоюзы не оплачивают их, если травма или заболевание связаны с алкоголизацией. Почему же этот принцип, ни в какой мере не затрагивающий конституционных устоев и законные права граждан, не распространяется на стоимость пребывания в стационарах и суммах, изымаемых из бюджетов больниц на осуществление лечения лиц, травмированных в нетрезвом состоянии?

Борьба с пьянством и алкоголизмом, активно осуществляемая в стране, диктует необходимость включить все возможные, в том числе и экономические рычаги, которые могут содействовать борьбе с пьянством и алкоголизмом и его профилактике.

Мы считаем, что пришло время внести коррективы в законодательство по здравоохранению, предусмотрев в нем указание, что расходы на больничное лечение пострадавших, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, должны компенсироваться самими потерпевшими в соответствий с больничными расценками медицинской помощи на всех этапах лечения.

похожие статьи

Морфологическая диагностика алкогольных поражений печени / Травенко Е.Н., Породенко В.А., Быстрова Е.И., Ильина А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 109-112.

Морфометрия в диагностике скоропостижной смерти при хронической ишемической болезни сердца и сочетание ее с алкоголем / Травенко Е.Н., Породенко В.А., Быстрова Е.И., Ильина А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 112-115.

Алкоголь-ассоциированные причины смерти и посмертная этанолемия / Чижикова И.О., Шигеев С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 144-147.

Патоморфологические изменения внутренних органов при сочетанной интоксикации алкоголем и наркотиками / Гиголян М.О., Штарберг А.И., Черемкин М.И. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 58-61.

Изменения структур внутренних органов и головного мозга при терминальных состояниях, обусловленных интоксикацией алкоголем и его суррогатами, судебно-медицинское и клиническое значение / Павлов А.Л. — 2014.

больше материалов в каталогах

Алкоголизм, хроническая алкогольная интоксикация