Фрактологические особенности трещин, отходящих от входного огнестрельного повреждения на плоских костях черепа

/ Шадымов А.Б. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 118-120.

Шадымов А.Б. Фрактологические особенности трещин, отходящих от входного огнестрельного повреждения на плоских костях черепа

(Барнаул)

ссылка на эту страницу

Целью работы явилось исследование фрактологических свойств дополнительных трещин, возникающих при огнестрельных повреждениях костей свода черепа.

Для этого нами был проведен 201 экспериментальный выстрел из малокалиберной винтовки калибра 5,6 мм, пистолета Макарова калибра 9,0 мм, а также из револьвера «Наган» калибра 7,62 мм в лобную, теменные и височные области (по 10 экспериментов в каждой серии) под углом, близким к 90° и 45°, в первые сутки постмортального периода. Кроме того, 15 выстрелов (в те же области) в изолированные кости сводов черепов и 6 выстрелов в целые черепа с предварительно удаленным головным мозгом.

Поврежденные кости изымали, очищали от мягких тканей, изучали визуально и при помощи непосредственной микроскопии (стереомикроскоп МБС-2, увеличение 8х, 16х,32х, 56х). Поверхность излома оттеняли растворами йода или бриллиантового зеленого.

Исследования показали, что формирование трещин при огнестрельных повреждениях головы имеет сложный механизм и на различных участках обусловливается сменяющимися видами деформации. Все трещины можно разделить на радиальные и концентрические.

В начальных отделах радиальных трещин линии их ровные, почти прямолинейные как на наружной, так и на внутренней компактных пластинках. Края трещин на внутренней пластинке прямоугольные, плотно сопоставляемые друг с другом, поверхности изломов ровные, с хорошо просматриваемой слоистостью. Данный участок по толщине захватывает либо всю компактную пластинку, либо ее часть и имеет разную длину в зависимости от области повреждения. На наружной компактной пластинке плоскость излома направлена косо; поверхность излома в виде косых бороздок на одном отломке и соответственно косых гребешков — на другом. Такая картина свидетельствует о прогибе кости в области входного огнестрельного отверстия с первичным разрывом на внутренней компактной пластинке.

Далее радиальные трещины формируются от растрескивания кости и характер их краев и поверхностей изломов зависит от направления «линий растрескивания», отображающих структурные особенности кости. В тех участках кости, где распространение трещин совпадает с направлением «линии расщепления», края трещины прямолинейные или волнистые, на поверхности изломов видны ровные участки с хорошо просматриваемой сложностью компактных пластинок. При ходе трещины под острым углом к «линиям расщепления» края приобретают «пилообразный» вид, а поверхности изломов — «ступенькообразность» с мелкими чешуйками. В случаях перпендикулярности между «линиями растрескивания» и трещиной плоскости излома имеют грубозернистый или зубчатый характер.

Поскольку костные секторы, образованные радиальными трещинами, в силу гидродинамического эффекта расходятся и отгибаются кнаружи, то в конечной части участка растрескивания на наружной костной пластинке были обнаружены ограниченные участки отщепления поверхностных слоев компакты и косо расположенная плоскость ее излома, свидетельствующие о сжатии наружной костной пластинки. Эта часть радиальной трещины часто располагается в области изменения кривизны кости (теменной и лобный бугры).

Дальнейшее распространение трещины происходит в результате растрескивания, что подтверждается фрактологической картиной поверхности изломов. В своей конечной части радиальные трещины ориентируются вдоль «линий расщепления».

Линии изломов концентрических трещин идут дугообразно (вогнутой стороной к огнестрельному отверстию) и ограничены радиальными трещинами. На внутренней компактной пластинке линия перелома всегда ближе к входному повреждению. Края изломов здесь прямоугольные, плотно сопоставляемые, поверхность излома на большей части ровная, слоистая (зона первичного разрыва). На наружной костной пластинке — края неровные, сопоставляются неплотно, плоскость излома направлена косо относительно компактной пластинки, а его поверхность грубошероховатая, с выраженной террасовидностью.

В экспериментах на отдельных сводах и черепах с удаленным головным мозгом радиальные трещины были короткими, а по длине и своей фрактологической картине соответствовали начальному отделу радиальных трещин в предыдущих сериях. Концентрические трещины в этих случаях не образовывались.

Таким образом, фрактологические исследования показывают, что формирование радиальных трещин при огнестрельных пулевых повреждениях костей свода черепа в начальных отделах обусловлено прогибом кости внутрь с первичным разрывом внутренней компактной пластинки, затем — от растрескивания с одновременным разрывом обеих костных пластинок. В участках изменения кривизны черепа обнаруживаются элементы сжатия наружной костной пластинки, после чего вновь происходит растрескивание кости. Такой сложный механизм обусловлен сочетанием распространения деформационной волны по костям черепа и гидродинамическим эффектом. Концентрические трещины образуются только от действия гидродинамических сил в результате сгибания костных секторов наружу с первичным разрывом внутренней костной пластинки.

похожие статьи

Изменение траектории огнестрельного снаряда при преодолении преграды из триплексного стекла / Сухарева М.А., Леонов С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 139-141.

Method of definition of the mutual disposition of an injured person and an AK-74 submachine gun at the moment of wounding: handbook for forensic medical examiners, criminologists and lawyers / Kozachenko I. — 2019.

Методика определения взаимного расположения пострадавшего и оружия при ранении из автомата AK-74 : Пособие для судебно-медицинских экспертов, криминалистов и юристов. (Авторизованный перевод с английского) / Козаченко И.Н. — 2019.

Возможности виртуальной аутопсии при огнестрельной травме / Клевно В.А., Чумакова Ю.В., Павлик Д.П., Дуброва С.Э. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 33-38.

Редкий случай самопричинения огнестрельного повреждения самодельным стреляющим устройством с последующим возгоранием помещения / Дю Е.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 41-47.

больше материалов в каталогах

Повреждения пулями