Повреждения селезенки в зависимости от вида тупой травмы

/ Карандашев А.А. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — С. 141-143.

Карандашев А.А. Повреждения селезенки в зависимости от вида тупой травмы

(Москва)

ссылка на эту страницу

Среди случаев закрытой тупой травмы живота в судебно-медицинской практике значительное место занимают повреждения селезенки. При изучении 500 наблюдений тупой травмы живота повреждения селезенки выявлены в 183 случаях (свыше 7з всех наблюдений). Из них в 24 случаях (13,1%) отмечены изолированные повреждения органа, в остальных 159 (86,9%) — разрывы селезенки сочетались с травмой других органов живота (изолированность и сочетанность повреждений рассматривались только в отношении органов брюшной полости, располагающихся как внутри так и забрюшинно). В 81 случае (44,3% от всех наблюдений с травмой селезенки) травма селезенки не сопровождалась каким-либо повреждением наружных покровов живота. В остальных 102 случаях наружные повреждения локализовались на различных поверхностях брюшной стенки, часть из которых располагалась в проекции органа. Морфологически превалировали разрывы селезенки (128 случаев). Подкапсульные повреждения были выявлены в 38, размозжения — в 32, отрывы органа — в 3 случаях. Разрывы селезенки чаще локализовались в области ворот органа. Из поддерживающего аппарата преимущественно повреждалась желудочно-селезеночная связка.

Был изучен характер повреждений селезенки в зависимости от условий тупой травмы: удар тупым предметом с ограниченной поверхностью; автомобильная травма (переезд колесом автомобиля; действие внутренних частей салона автомобиля на водителя; на пассажира; столкновение движущегося автомобиля с человеком; сдавление между частями автомобиля и неподвижными предметами, грунтом; выпадение из движущегося автомобиля); падение с высоты; воздействие тупым предметом с неограниченной поверхностью; гусеничная, мотоциклетная и железнодорожная травмы.

Частота встречаемости морфологических проявлений травмы селезенки и их локализация на органе в зависимости от вида травмы были неоднозначными.

Изолированные повреждения селезенки в основном возникали при автомобильной травме от действия внутренних частей салона автомобиля на водителя — 27,2%. Реже, при аналогичных условиях, у пассажира — 5%.

Травма селезенки без сопутствующих наружных повреждений живота чаще возникала от действия внутренних частей салона автомобиля на водителя — 63,6%, реже — при выпадении из движущегося автомобиля— 14,2%.

Подкапсульные повреждения органа превалировали при выпадении из движущегося автомобиля — 28,5%; надрывы и разрывы— при переезде колесом автомобиля — 82%, при воздействии тупого предмета с ограниченной поверхностью — 72,4%; при действии внутренних частей салона автомобиля на водителя— 72,7% случаев этих видов травм.

Отрывы селезенки были редки и встречались, в основном, при таких видах автомобильной травмы, как травма от действия внутренних частей салона автомобиля на водителя — 9% и столкновение движущегося автомобиля с человеком — 4,5%.

От удара тупым предметом с ограниченной поверхностью по передней и задней поверхности туловища на уровне живота разрывы селезенки чаще возникали в области ворот. При этом виде травмы от воздействия на левую боковую поверхность живота превалировали повреждения нижнего края селезенки. Кровоизлияния в области ворот органа наблюдались лишь при воздействии внешней силы на переднюю брюшную стенку и в проекции селезенки.

При автомобильной травме разрывы селезенки в области ворот чаще возникали от переезда колесом автомобиля с преимущественным травмирующим воздействием на область в проекции органа. При переезде колесом через переднюю поверхность живота разрывы селезенки наблюдались как в области ворот, так и на диафрагмальной поверхности органа. В случаях травмы внутри салона автомобиля и при воздействии травмирующей силы на переднюю брюшную стенку водителя разрывы селезенки наблюдались на всех поверхностях органа, за исключением верхнего и нижнего полюсов. У пассажира же при различных локальных воздействиях травмирующей силы разрывы селезенки наблюдались на всех поверхностях органа. Столкновение движущегося автомобиля с человеком в случаях воздействия травмирующей силы на переднюю и правую боковую поверхность живота чаще приводило к разрыву селезенки с различной локализацией. Такая же морфология наблюдалась при сдавлении между частями автомобиля и неподвижными предметами. Сдавление между частями автомобиля и грунтом при расположении тела передней поверхностью к нему чаще характеризовалось разрывами органа в области ворот. Подобные повреждения возникали в случаях выпадения из движущегося автомобиля с последующим ударом передней поверхностью живота о грунт.

Разрывы селезенки в области ворот при падении с высоты чаще отмечались при ударах о поверхность приземления задней и передней поверхностью туловища.

От воздействия тупого предмета с неограниченной поверхностью на переднюю и левую боковую поверхности живота разрывы селезенки также чаще наблюдались в области ворот.

При гусеничной, мотоциклетной и железнодорожной травмах разрывы селезенки локализовались на различных ее поверхностях без какой-либо четкой зависимости от механизма травмы.

Таким образом, в большинстве своем закрытая тупая травма селезенки сочетается с повреждениями других органов живота. В 1/2 случаев при наличии повреждения селезенки отсутствуют какие-либо повреждения наружных покровов живота. Сочетанность или изолированность повреждений селезенки, их локализация и морфология в своей совокупности отличаются друг от друга при различных видах тупой травмы. В ряде случаев это может быть использовано при дифференциальной диагностике тупой травмы.

похожие статьи

Морфологическая оценка разрыва селезенки для определения количества травмирующих воздействий (случай из практики) / Левандровская И.А., Карандашев А.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 117-120.

Состояние вопроса и перспективы изучения отсроченных повреждений селезенки / Левандровская И.А., Леонов С.В., Пинчук П.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2013. — №4. — С. 7-9.

Макроскопическая диагностика давности повреждения селезенки при двухэтапном течении травматического процесса / Левандровская И.А. — 2015.

Макроскопическая диагностика давности повреждения селезенки при двухэтапном течении травматического процесса / Левандровская И.А. — 2014.

Макроскопическое исследование селезенки при двухэтапном течении травматического процесса в определении давности травмы / Левандровская И.А. // Медицинская экспертиза и право. — 2014. — №2. — С. 59-61.

больше материалов в каталогах

Повреждения селезенки