Об изъятии и подготовке остеологического материала к исследованию в отделах экспертизы трупов и физико-технических отделениях

/ Абрамов С.С. — 1986.

Письмо МЗ РСФСР и Бюро главной СМЭ №1341 от 13.06.1986 г. «Об изъятии и подготовке остеологического материала к исследованию в отделах экспертизы трупов и физико-технических отделениях».

Составлено заведующим физико-техническим отделением Бюро Главной судебно-медицинской экспертизы МЗ РСФСР, к.м.н. С.С. Абрамовым

ссылка на эту страницу

В результате систематической проверки работы территориальных бюро судебно-медицинской экспертизы и проведения повторных исследований в Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РСФСР выявлены многочисленные факты нерационального изъятия и некачественной подготовки остеологического материала для последующего исследования в морге или физико-техническом отделении, свидетельствующие о грубых нарушениях и неправильном толковании экспертами методического письма Главного судебно-медицинского эксперта МЗ СССР от 10.09.68г. «Об изъятии и направлении трупного материала и других объектов судебно-медицинской экспертизы для исследования в физико-технические отделения лабораторий бюро судебно-медицинской экспертизы» и письма Главного судебно-медицинского эксперта МЗ РСФСР от 17.10.73 г. «Об изъятии костных объектов и подготовке их к исследованиям в физико-технических отделениях».

Так, почти повсеместно наблюдаются случаи изъятия костей из трупа путем выпиливания их фрагментов в пределах зоны травматизации, небрежного вычленения ребер с помощью пилы или щипцов, секционных распилив черепа через зону переломов, грубого отделения свода молотком и долотом после неполного распила костей черепа при вскрытии эго полости. Это, как правило, приводит к искажению свойств имеющихся повреждений, появлению трудно диагностируемых дополнительных посмертных повреждений и нарушению целости нстравмированных костей.

Часто при небрежном удалении с костей мягких тканей на ранее неповрежденных их поверхностях от применяемых инструментов остаются царапины, надрезы, шлифы, проколы, а на краях повреждений - участки срезов, соскобов, сколов и завальцованности.

Во многих бюро обработку костей производят путем вываривания в воде, вымачивания в щелочных и других разрушающих костную ткань растворах, что нередки вызывает изменения первоначальных свойств объектов, а иногда и полную их утрату (разрушение отобразившихся в следах признаков, деформация, растворение или обугливание костей).

Нередко изъятие и предварительная обработка остеологического материала производится бесконтрольно младшим медицинским персоналом морга и лабораторий, что обуславливает не только перечисленные выше недостатки, но и часто приводит к потере мелких костных фрагментов. В таких случаях при монтаже препаратов в зоне повреждений остаются невосполнимые дефекты - утрачивается ценная информация об объекте исследования.

Фрагменты костей при монтаже препаратов иногда склеивают веществами, не поддающимися впоследствии растворению в воде и других общедоступных растворителях, как правило, в таких случаях под слоем клея оказываются скрытыми важные морфологические признаки повреждений. Это же относится и к приклеиванию выпавших из лунок зубов, которые невозможно изъять для последующего исследования.

Скрепление фрагментов костей металлической проволокой производят иногда небрежно, диаметр просверливаемых отверстий, выбор толщины и жесткости проволоки производят без учета толщины кости. В результате этого соединенные отломки подвижны относительно друг друга, что приводит к стиранию поверхностей изломов и кромок переломов, образованию дополнительных краевых повреждений.

Нередко обработку костей, монтаж препаратов, их маркировку, хранение и пересылку осуществляют без учета возможной необходимости их последующих дополнительных или повторных исследований на выявление следов металлов и других наложений (используют металлические инструменты и скрепляющие материалы; на препаратах делают многочисленные надписи, непосредственно на костях размечают и обводят повреждения карандашами, чернилами, пастой, тушью, добавляют красители в клей, используемый при монтаже препаратов; производят упаковку объектов в газетную бумагу, коробки от фотоматериалов, реактивов и другие загрязняющие металлами и красителями материалы). Иногда костные препараты не маркируются, пересылаются по почте или нарочным небрежно упакованными. В результате этого происходит изменение свойств объектов, разрушение костных препаратов, иногда подмена одних объектов другими, что затрудняет или исключает возможность их дальнейшего исследования.

Перечисленные дефекты в изъятии, обработке остеологического материала, изготовлении препаратов и их исследовании, в подготовке к хранению и пересылке наносят непоправимый ущерб качеству судебно-медицинских экспертиз.

В связи с изложенным, предлагаю начальникам бюро судебно-медицинской экспертизы минздравов автономных республик, край- и облздравотделов довести до сведения всех судебно-медицинских экспертов отделов экспертизы трупов и физико-технических отделений содержание настоящего письма и строго контролировать выполнение следующих требований:

1.  Все манипуляции, связанные с изъятием костного материала, должны выполняться непосредственно судебно-медицинским экспертом, производящим исследование трупа.

1.1.  Кости для исследования изымать из трупа целиком, вычленяя их по суставам. В отдельных случаях допускается выпиливание фрагментов длинных трубчатых костей из мест ограниченных повреждений только после полного удаления мягких тканей с кости и осмотра её на трупе. Распилы проводить, отступя не менее 5 см от границ зоны повреждения. Следует помнить, что при выпиливании фрагмента кости края и плоскости переломов могут быть дополнительно травмированы, поэтому при распилах необходимо избегать трения между отломками.

1.2.  В случаях повреждений костей таза необходимо полное вычленение его для последующего исследования связочного аппарата и отдельных костей.

1.3.  При повреждениях костей свода черепа любого характера и площади обязательно изымать весь свод. Секционный распил проводит по возможности избегая мест переломов. При распространении повреждений на боковые стенки свода черепа и на его основание изымать весь череп с прилежащими к нему шейными позвонками (не менее трех).

2.  Не подвергать изъятый материал в недостаточно хорошо оборудованных моргах и иных неприспособленных местах никакой обработке. Перед транспортировкой взятого остеологического материала в оборудованный морг (или лабораторию) объекты высушивать на воздухе или (в условиях низкой температуры) заморозить их, завернуть в вату, марлю или чистую бумагу, упаковать в клеенку или полиэтиленовый пакет. Иные способы консервации и упаковки объектов не применять. Все необходимые надписи делать только простым карандашом на привязанной непосредственно к объектам бирке из клеенки или плотного картона, либо на этикетке, наклеенной на упаковку каждого объекта. Не использовать в качестве бирок и этикеток фотобумагу, бумагу и картон от упаковки фотоматериалов и химических реактивов.

3.  В оборудованных моргах или лаборатории подготовку костей к изготовлению препаратов проводить судебно-медицинскому эксперту либо специально обученному лаборанту морга или

физико-технического отделения под непосредственным контролем эксперта. При этом требуется соблюдение следующих условий:

3.1.  Предварительную очистку от мягких тканей проводить аккуратно, отрезая их или отделяя тупым путем, не касаясь поверхности кости инструментами, выбирая из мягких тканей и сохраняя все мелкие костные отломки.

3.2.  После мацерации в теплой проточной воде в течении 3-5 суток (или в термостате при температуре 30 градусов в течение 1-2 суток) остатки мягких тканей отделять под струей вода с помощью волосяной щетки (зубной или для мытья рук) либо деревянной палочкой с острой кромкой.

В процессе подготовки костей к экспертным исследованиям запрещается их вываривание в воде, а также вымачивание и вываривание в щелочных и других едких растворах, в том числе и с целью отбеливания в растворе перекиси водорода.

Очищенные кости высушивать при комнатной температуре. В виду возможной деформации и растрескивания костей черепа, таза, ребер, лопаток сушить их с помощью вентилятора не рекомендуется.

3.3.  Высушенные костные объекты при необходимости обезжиривают в хлороформе в спиртово-эфирной смеси (1:1). Другие растворители (прежде всего технический бензин) не применять.

3.4.  При необходимости монтажа костных препаратов на легко разрушающихся (например, обугленных) фрагментов, разрешается их консервация путем пропитывания костной ткани расплавленным на водяной бане зуботехническим или пчелиным воском.

4.  Монтаж препаратов костей должен производить только судебно-медицинский эксперт морга или физико-технического отделения. При этом необходимо придерживаться следующих правил:

4.1.  Скрепление костных фрагментов по линиям переломов может производится путем связывания их мягкой тонкой проволокой (в некоторых случаях нитками) через просверленные отверстия, диаметр которых не должен значительно превышать толщину скрепляющей проволоки. Фиксация отломков должна быть плотной, исключающей трение соприкасавшихся поверхностей излома кости. При монтаже препарата следует избегать излишних воздействий инструментов на кости.

4.2.  Наряду с монтажом проволокой, допустимо склеивание костных фрагментов (мелких и легко разрушающихся) водорастворимым клеем (костным, казеиновым, поливинилацетатным - ПВА), удаляя при этом излишки клея с краев переломов ватным тампоном. Запрещается использовать иные клеящие вещества и добавлять в клей красители. Исключение составляют случаи консервации с помощью воска фрагментов костей, тогда склеивание производится расплавленным воском.

Отломки ребер скрепляют с помощью клея, нанизывая их на заостренные концы тонких деревянных палочек (например, спичек). Фрагменты трубчатых костей соединяют аналогичным образом, используя в необходимых случаях деревянные стержни, изготовленные по диаметру мозгового канала.

4.3.  Выбор способов монтажа препарата костей производить с учетом возможной необходимости производства исследований на металл контактно-диффузионным или спектральными методами, либо демонтажа препарата для последующего изучения поверхностей переломов костей. В некоторых случаях исследование на металл целесообразно проводить до скрепления отломков в зоне повреждения.

5.  На препаратах, изготовленных для экспертных исследований, запрещается обводить красящими веществами контуры повреждений, окрашивать поверхности следов и плоскости разломов, покрывать кости лаком или иными веществами, размечать признаки повреждений и производить иные действия, изменяющие свойства повреждений и костной ткани.

6.  Маркировку изготовленных препаратов производить на привязанных к ним бирках из клеенки или картона только простым графитовым карандашом, указывая: наименование учреждения, отдела, отделения, № и дату «Заключения» или «Акта», фамилию и инициалы трупа, анатомическое наименование препарата.

7.  Маркированные препараты костей хранятся в архиве бюро упакованными в чистую бумагу или полиэтиленовый пакет. При необходимости их заворачивают в вату, помещают в картонную коробку или иную тару, которую заклеивают или перевязывают, снабжая се этикеткой с полным перечнем вложения, паспортными данными (см.п.6), подписью эксперта, исследовавшего препараты, и опечатывают печатью отделения или Бюро. В таком же виде препараты передают в органы следствия или суда, пересылают по почте ценной посылкой.

8.  Способы и условия обработки остеологического материала, технику монтажа костных препаратов и характеристику скрепляющих материалов эксперты обязаны подробно излагать в тексте исследовательской части «Заключения» (Акта).

9.  Принять к сведению, что вопросы изъятия и направления мягких тканей, костей и внутренних органов трупа на спектрографическое исследование подробно изложены в соответствующих Методических указаниях (1972), изданных Главным судебно-медицинским экспертом Минздрава СССР.

10.  Считать утратившим силу письмо Главного судебно-медицинского эксперта МЗ РСФСР от 17.10.73 г. «Об изъятии костных объектов в подготовке их к исследованиям в физико-технических отделениях».

 

Главный судебно-медицинский эксперт

В.О. Плаксин.

похожие статьи

Классификация медико-криминалистических ситуационных экспертиз / Нагорнов М.Н., Леонова Е.Н., Ломакин Ю.В., Светлаков А.В., Емелин В.В., Кочоян А.Л. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 4-8.

Практическое применение источника экспертного света «Светоч-Х» в работе медико-криминалистического отделения / Девятериков А.А., Куличкова Д.В., Шаповалова Е.С. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 70-73.

О практике использования в работе медико-криминалистического отдела бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области аппаратно-технического цифрового комплекса Keyence VHX-2000 / Безпалый Ю.Б., Золотенкова Г.В., Романько Н.А., Музипов Э.Р. // Судебная медицина. — 2015. — №1. — С. 39-41.

Развитие физико-технических отделений в системе судебно-медицинской экспертизы / Пашкова В.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1967. — №3. — С. 11-14.

Апробация модификации метода цветных отпечатков с использованием тонкого целлофана вместо фотобумаги / Девятериков А.А., Нестеров А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2017. — №16. — С. 18-24.

больше материалов в каталогах

Медико-криминалистические исследования