Биологические преграды, их роль в отложении дополнительных продуктов выстрела с дальней дистанции

/ Мовшович А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1974 — №2. — С. 14-15.

ссылка на эту страницу

Изучали влияние биологических преград, в первую очередь кожи, на характер отложения дополнительных продуктов выстрела в начальном отрезке раневого канала. Выстрелы производили из автомата с дистанции 4 м в ткани передней стенки живота и груди, изъятые от трупов. Произведено 24 эксперимента.

Для сохранения формы раневого канала ткани охлаждали в холодильнике от температуры +2 до —5°. При этом не происходит обесцвечивания тканей и на них хорошо видна копоть, исключается возможность удаления фиксирующей жидкостью неплотно приставших частиц. Охлажденные блоки изучали на поперечных и продольных срезах. Отмечено конусовидное расширение раневого канала в подкожно-жировой клетчатке, особенно отчетливое при толщине подкожно-жирового слоя более 1 см. Это расширение нередко превышало в два и более раза размеры входного отверстия. Основание конуса всегда направлено к выходному отверстию. Далее, в фасции отверстие было примерно таким же, как на коже, а в мышце, располагавшейся за фасцией, раневой канал вновь расширялся. Это подтверждает аналогичные наблюдения Н.Н. Семенова (1954).

На обратной стороне кожи по краям раневого канала обычно был виден черный налет. По ходу раневого канала в жировой клетчатке отмечены лишь мелкие черные полоски или точки. Только при слабо развитом подкожно-жировом слое (до 0,5—0,7 см) черный налет виден виде прерывистой каймы шириной 0,2—0,4 см, без четких наружных почти на всем протяжении этого отрезка раневого канала, до фасции.

На фасции и подкожно-жировой клетчатке непосредственно у фасции виден черный налет, располагавшийся со стороны входной раны в виде прерывистой каймы шириной 0,2—0,4 см, без четких наружных границ.

Таким образом, при достаточной подкожно-жировой клетчатке отмечены две зоны черного налета по краям входного отверстия — на обратной стороне кожи и на фасции.

Под стереомикроскопом видно, что налет состоит из большого числа черных частиц разной величины. Химическим исследованием установлено, что в состав этих частиц входит медь.

По-видимому, как и предполагал Л.М. Эйдлин (1963), такое отложение черного налета есть не что иное, как феномен Виноградова. В этом случае кожа играет роль первой преграды, а фасция — второй. За счет бокового действия пули между ними образуется пульсирующая временная полость, которая является тем самым промежутком между слоями мишени, который необходим для образования феномена Виноградова.

Для проверки этого предположения произвели эксперименты. В части экспериментов исследовали черный налет по ходу раневого канала и на фасции после выстрелов в объекты с удаленной кожей. В другой группе отделенную кожу помещали как преграду на расстоянии 3—4 см от подкожно-жировой клетчатки, т. е. между ними создавали дополнительную воздушную прослойку.

При выстрелах непосредственно в подкожно-жировой слой по краям входного отверстия отмечался выраженный черный налет. Имелся он и по ходу раневого канала в клетчатке. На фасции налет был довольно интенсивным, но располагался в виде узкой полосы по краям пулевого отверстия.

При выстрелах через кожу, отделенную от подкожной клетчатки воздушной прослойкой, по ходу раневого канала были видны мелкие черные частицы, а на фасции их удавалось выявить лишь под стереомикроскопом.

Наши эксперименты показали, что удаление кожи существенно сказывается на картине отложения черного налета по ходу в начальной части раневого канала. Меняется также характер и количество налета при поражениях через кожу, отделенную от остальных слоев преграды воздушной прослойкой достаточной толщины.

Полученные данные позволяют считать, что именно кожа как биологическая преграда определяет характер и особенности отложения содержащих металл дополнительных продуктов выстрела в начальной части раневого канала. Отложение происходит по тому же механизму, что и при феномене Виноградова.

похожие статьи

Изменение траектории огнестрельного снаряда при преодолении преграды из триплексного стекла / Сухарева М.А., Леонов С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 139-141.

Method of definition of the mutual disposition of an injured person and an AK-74 submachine gun at the moment of wounding: handbook for forensic medical examiners, criminologists and lawyers / Kozachenko I. — 2019.

Методика определения взаимного расположения пострадавшего и оружия при ранении из автомата AK-74 : Пособие для судебно-медицинских экспертов, криминалистов и юристов. (Авторизованный перевод с английского) / Козаченко И.Н. — 2019.

Возможности виртуальной аутопсии при огнестрельной травме / Клевно В.А., Чумакова Ю.В., Павлик Д.П., Дуброва С.Э. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 33-38.

Редкий случай самопричинения огнестрельного повреждения самодельным стреляющим устройством с последующим возгоранием помещения / Дю Е.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 41-47.

больше материалов в каталогах

Повреждения пулями