Оценка результатов исследования на железо при механических повреждениях

/ Загрядская А.П., Федоровцев А.Л., Эделев Н.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1974 — №4. — С. 3-4.

Загрядская А.П., Федоровцев А.Л., Эделев Н.С. Оценка результатов исследования на железо при механических повреждениях

УДК 340.624.4:340.67:546.72

Кафедра судебной медицины (зав. — проф. А.П. Загрядская) Горьковского медицинского института имени С.М. Кирова

 

При нанесении травмы предметами, содержащими незначительную примесь железа, и при загрязнении области повреждения некоторыми веществами, результаты исследований могут быть положительными. Даны рекомендации по их оценке в экспертной практике.

ссылка на эту страницу

Для выявления наложений металлов в области механических повреждений широко используются цветные реакции и методы цветных отпечатков. Особенно часто производится исследование на железо, в связи с тем что многие орудия травмы содержат этот металл.

Окисное железо обнаруживают реакцией Перльса, результат которой заключается в темно-синем или сине-зеленом окрашивании (берлинская лазурь) при взаимодействии железа с ферроцианидом калия.

Реакцию проводят в кислой среде, так как щелочи разлагают берлинскую лазурь.

Закисное железо обнаруживают реакцией Тирманна, в ходе которой наблюдают синее окрашивание (турнбулева синь) вследствие взаимодействия железа с железосинеродистым калием.

Методом цветных отпечатков железо определяют по окрашиванию не на объекте, а на фотобумаге-подложке после растворения его в растворе электролита. Проявителями могут служить реактив Перльса, роданистый калий, аммоний и др.

А.Л. Федоровцев и Н.С. Эделев разработали методику, сочетающую реакцию Перльса непосредственно на объекте и метод цветных отпечатков. При положительном результате появляются темно-синее окрашивание на объекте и отпечаток того же цвета на фотобумаге1.

Однако результаты исследований на железо указанными методиками не всегда оценивают должным образом: нередко на основании окрашивания на объекте или фотобумаге высказывают суждение о повреждении орудием, изготовленным из железа или его сплавов.

Подобная трактовка вызывает серьезное возражение, так как она не учитывает два важных момента, а именно широкое распространение соединений железа в природе и очень высокую чувствительность реакций, которые могут оказаться положительными не только при воздействии «железного» орудия, но и любого другого предмета, содержащего даже небольшую примесь этого металла, а также при случайном загрязнении.

Так, В.П. Чуев (1971) отметил положительные результаты реакций Перльса и Тирманна при исследовании силикатных и каменноугольных материалов, гранита и т. п. А.В. Сайковская (1968) обнаружила железо в повреждениях, нанесенных кирпичом и деревянными орудиями. В поставленных экспериментах (250) мы выявляли железо на коже и костях трупов, в области повреждений, причиненных ножом, пилой, молотком и топором. Положительные результаты получены с песком, белым кирпичом, цементом, штукатуркой, каменноугольным шлаком, шифером, землей, пеплом от сигарет. Слабое окрашивание наблюдалось в опытах с красным кирпичом, каменным углем и водопроводной водой. В древесине, дистиллированной воде, 96° этиловом спирте, эфире, хлороформе, бензине, 10% растворе перекиси водорода, приготовленном на дистиллированной воде, железо не определялось. Следовательно, указанные жидкости можно использовать при проведении исследований на железо, не рискуя случайно занести его в объект или на фотобумагу.

Известно, что в тканях животных содержится значительное количество железа. Возникает вопрос о возможности определения этого железа в области повреждений на теле или других объектах, пропитанных кровью животных. Однако такая вероятность исключается в связи с тем, что в крови и тканях тела железо связано с белками (альбуминаты) и без их разрушения (минерализации) не может быть обнаружено. Ни в одном из наших опытов с кровью, мышцами, кожей и костями железо не было выявлено. Концентрация кислоты в использованном реактиве недостаточна для разрушения белковых соединений железа.

В части экспериментов мы исследовали ткани трупа, обугленные и частично озоленные в муфельной печи при 450° в течение 30 мин. В коже и мышцах железо не определялось, следовательно, минерализация белковых соединений еще не наступила. С кровью возникало слабое синеватое окрашивание. При воздействии указанной температуры в течение 1 ч реакция на железо была четко положительной.

Это не позволяет согласиться с выводом Ю.П. Шупика (1972) об отрицательном результате реакции Перльса с кожей, озоленной в муфельной печи при 450° в течение 2 ч.

Мы считаем возможным сделать следующие рекомендации относительно оценки результатов химических реакций и метода цветных отпечатков, при исследовании на железо в области механических повреждений.

  1. Цветными химическими реакциями и методом цветных отпечатков выявляется лишь неорганическое железо и не обнаруживаются его альбуминаты в животных тканях и крови. Поэтому характерное окрашивание, отмеченное при исследовании тканей тела и объектов, пропитанных кровью, следует трактовать как обусловленное неорганическим железом.
  2. Положительный результат цветной химической реакции (метод цветных отпечатков) сам по себе не свидетельствует о том, что орудие травмы состояло из железа. Положительная реакция может быть также при воздействии предмета, содержащего примесь железа, а также при случайном загрязнении водопроводной водой или веществом, содержащим железо (речной песок, земля, шлак и др.). Поэтому необходимо соблюдать чистоту реактивов, посуды и т. д., а также производить соответствующие контрольные опыты.
  3. Выводы о материале, из которого изготовлено орудие травмы, о состоянии его поверхности, механизме действия и т. д. должны основываться на совокупности данных, полученных при всестороннем изучении повреждений с учетом результатов исследования металлизации.

 

1 Вопросы судебной медицины и экспертной практики. Чита, 1973, с. 349.

похожие статьи

Редкий случай травматического проникающего ранения головы, причиненного строительным монтажным пистолетом / Сорокин А.Ю. // Судебная медицина. — 2016. — №3. — С. 35-37.

Летальная травма пищевода и аорты дисковой батареей у ребенка / Кузьмичев Д.Е., Баринов Е.Х., Болдова О.Ш., Скребов Р.В., Чирков С.В., Вильцев И.М. // Медицинская экспертиза и право. — 2017. — №3. — С. 49.

Морфология ушибленных ран, причиненных тупыми твердыми предметами с плоской преобладающей поверхностью в результате неоднократных воздействий / Аулов А.А., Дубровин И.А. // Медицинская экспертиза и право. — 2017. — №1. — С. 42.

Классификация медико-криминалистических ситуационных экспертиз / Нагорнов М.Н., Леонова Е.Н., Ломакин Ю.В., Светлаков А.В., Емелин В.В., Кочоян А.Л. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 4-8.

Практическое применение источника экспертного света «Светоч-Х» в работе медико-криминалистического отделения / Девятериков А.А., Куличкова Д.В., Шаповалова Е.С. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 70-73.

О практике использования в работе медико-криминалистического отдела бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области аппаратно-технического цифрового комплекса Keyence VHX-2000 / Безпалый Ю.Б., Золотенкова Г.В., Романько Н.А., Музипов Э.Р. // Судебная медицина. — 2015. — №1. — С. 39-41.

больше материалов в каталогах

Прочие травмы ТТП

Медико-криминалистические исследования