Результаты микроскопического исследования волос кошки домашней

/ Башкирева Е.А. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005.

Башкирева Е.А. Результаты микроскопического исследования волос кошки домашней

(Москва)

ссылка на эту страницу

Основу настоящего исследования составило изучение шерсти кошек шести пород: ангорская, персидская, сиамская, корниш-рекс, скоттиш-фолд или шотландская вислоухая, метис ангорской и персидской пород. Волосы для исследований были изъяты от самцов и самок в возрасте от 2-х до 7-ми лет. Взятие образцов шерсти производили в осенне-весенний период.

Исследование позволило разделить все изученные нами породы Кошки домашней на длинношерстных (персидская, ангорская породы и метисы ангорской и персидской пород), длина остевых волос которых составляет от 30 мм до 102 мм, и короткошерстных (сиамская, шотландская вислоухая и корниш-рекс), длина волос которых – от 8 мм до 45 мм (у корниш-рекса длина волос – 2-16 мм).

Измерения толщин остевых волос кошек показали, что средняя толщина остевых волос в средней трети у ангорской и персидской пород примерно равная, а у метисов же остевые волосы толще. В группе короткошерстных кошек остевые волосы у сиамской кошки толще, чем у шотландской вислоухой.

При анализе соотношения коркового и мозгового вещества остевых волос оказалось, что у длинношерстных пород кошка ангорской породы существенно отличается от кошки персидской породы и метисов (у ангоры – до 90% всей толщины волоса; у персидской породы – до 71,4%; у метисов – до 73,5%;), а персидская породы и метисы отличаются между собой по толщине волос (в среднем, у метисов – 33 мкм, у «ангоры» и «персов» - 48,3 и 48,7 мкм соответственно).

В группе короткошерстных корниш-рекс значительно отличается тем, что эта порода вообще не имеет остевых и переходных волос, форма стержня пушковых волос этой породы представляет собой множественные веретена, сердцевина – до 83,3%, а в волосах, растущих на лапе, сердцевина может отсутствовать или быть очень тонкой – до 12,5%. У кошек же сиамской и шотландской вислоухой пород наибольшие различия наблюдаются по толщине волос (средняя толщина остевых волос у сиамской кошки в верхней трети – 55,9 мкм, в средней трети – 57,3 мкм, в нижней трети – 42,2 мкм; у шотландской вислоухой – 38,9 мкм, 52,9 мкм, 35,7 мкм соответственно).

При изучении кутикулы с помощью световой и фазово-контрастной микроскопии оказалось, что рисунок кутикулы в верхней и средней третях остевых волос длинношерстных пород имеет некольцевидную, лентовидную форму; у метисов и кошек ангорской породы рисунок кутикулы в нижней трети также имеет некольцевидную, лентовидную форму; рисунок кутикулы остевых волос в нижней трети у персидской породы имеет вид кедровой шишки. У кошек же сиамской, шотландской  вислоухой пород рисунок кутикулы остевого волоса на всем своем протяжении некольцевидный, лентовидный. У кошек породы корниш-рекс рисунок кутикулы пушкового волоса имеет кольцевидную форму.

При исследовании рисунка кутикулы с помощью растровой электронной микроскопии было установлено, что тип рисунка остевых волос у кошек персидской породы и метисов относится к упрощенному; у ангорской породы – к смешанному.

У метисов и кошек ангорской породы число линий кутикулы примерно одинаковое: у метисов – 36-41, у  ангорской породы – 37-43, число линий кутикулы  у кошек персидской породы 22-27.

У кошек  сиамской породы тип рисунка относится к сложному, у  шотландской вислоухой и корниш-рекса (рисунок кутикулы пушковых волос) – к упрощенному; число линий кутикулы на единицу длины у сиамской 40-45, у шотландской вислоухой 22-26, у корниш-рекса – 16-34.

Таким образом, проведенные исследования морфометрических, морфологических и растровых электронно-микроскопических особенностей остевых волос таксона Кошки домашней и обработанные методом кластерного анализа открывают возможность дифференцировать между собою такие породы кошки домашней, как персидская, ангорская, шотландская вислоухая, сиамская, корниш-рекс и метисы, что в свою очередь может быть представлено, как допустимое доказательство.

похожие статьи

Особенности разрушения волос и микроволокон при ударе тупым твердым предметом по голове / Мальцев А.Е. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 136-137.

Развитие в СССР судебномедицинской экспертизы волос (Исторический очерк) / Гаркави А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966. — №2. — С. 33-35.

О возможности судебно-медицинского исследования потожировых выделений и волос на мужских расческах / Лукаш А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965. — №2. — С. 22-24.

Реакция абсорбции — элюции при определении групп системы АВО в волосах / Стегнова Т.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1977. — №2. — С. 34-37.

О возможности выявления обработки волос шампунями / Татаренко В.А., Манжела В.И., Дликман И.Б., Чернявская М.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1978. — №2. — С. 34-36.

больше материалов в каталогах

Экспертиза волос