Структура повреждений водителя и пассажира переднего сидения внутри салона автомобиля с правым рулевым управлением

/ Коцюба А.Е. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005.

Коцюба А.Е. Структура повреждений водителя и пассажира переднего сидения внутри салона автомобиля с правым рулевым управлением

(Владивосток)

ссылка на эту страницу

Как сообщает пресс-служба ГУ МВД РФ по Дальневосточному федеральному округу, по числу автопроисшествий традиционно лидирует Приморский край.

Удельный вес ДТП с «участием» иномарок в Приморском крае и, особенно, в его краевом центре - г. Владивостоке, который чрезвычайно насыщен автомашинами японского производства, с правым рулевым управлением,  резко превышает количество происшествий с отечественными автомобилями [2].

Высокая аварийность и особенности дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в этом регионе обусловлены рядом факторов, связанных со значительным увеличением количества эксплуатируемых «иномарок» с высокими скоростными и иными техническими характеристиками; с передвижением по автотрассам со значительным скоростным режимом; с неудовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием улиц и дорог (данный фактор был отмечен при оформлении почти трети ДТП); со слабым контролем за дорожным движением со стороны местных органов власти, вследствие чего на дорогах появляются неисправные транспортные средства под управлением лиц, не имеющих прав и навыков управления, находящихся в состоянии алкогольного опьянения [4], пренебрегающих ремнями безопасности и т. д.

Причинами смерти водителей и пассажиров при травме внутри салона автомобиля, в большинстве случаев  являются черепно-мозговая травма, несовместимые с жизнью повреждения внутренних органов, острая массивная кровопотеря и тяжелый травматический шок. Особенностью автомобильных травм является большая частота множественных и сочетанных повреждений, что усугубляет тяжесть течения травмы и нередко приводит к смерти пострадавших [1].

Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения и обобщения уголовных дел  (81) содержащих "Заключения эксперта" и "Акты судебно-медицинского исследования трупов" в отношении водителей (57) и пассажиров переднего сидения (24) погибших при травме внутри салона автомобилей иностранного производства типа седан (Тайота Марк-II, Тайота Карина, Тайота Карона и др.), с правосторонним управлением.

В обстоятельствах ДТП со смертельной травмой в салоне автомобиля, значительно  преобладали столкновение автомобиля с неподвижным препятствием (световая опора, дерево, стена) (50,6%) и встречные столкновение автомобилей (38,2%). За ними следовали  опрокидывания транспортного средства – 11,1%.

Из 57 погибших водителей, 5 (8,7%) составили лица женского пола в возрасте от 20 до 37 лет, и 52 (91,2%) - мужского пола в возрасте от 18 до 73 лет. Среди пассажиров переднего сидения было 15 (62,5%) женщин в возрасте от 18 до 79 лет, и 9 (37,5%) мужчин в возрасте от 14 до 76 лет.

PRIVATE "TYPE=PICT;ALT="Пик смертности среди водителей и пассажиров переднего сидения, как мужчин, так и женщин, приходится на самый работоспособный возраст от 20 до 37 лет, что было отмечено и другими исследователями  [3].

В 52% в крови погибших лиц управлявших автотранспортом, был обнаружен этиловый спирт, при этом мужчины значительно чаще, чем женщины находились в состоянии алкогольного опьянения в момент получения ими травмы.

Наиболее часто у погибших водителей (89,4%) и пассажиров переднего сидения (75,0%) отмечались повреждения головы (рис.1). При этом  у водителей изолированный перелом костей свода черепа встретился в 42,0% случаев, перелом основания черепа в 52,6%, перелом свода и основания черепа в 21,0%. Перелом костей лицевого черепа  так же отмечен в 21,0% случаев, сочетанный перелом свода, основания и лицевого отдела черепа в 8,7%. Черепно-мозговая травма без повреждения костей черепа наблюдалась в 28,0%.  У пассажиров переднего сидения эти показатели были соответственно: 29,1, 41,6, 29,1, 12,5, 16,6, 4,1, 25,0%. Повреждения головы часто сочетались с множеством ссадин, кровоподтеков и ран головы и лица.

Далее по частоте среди водителей и пассажиров следует травма грудной клетки. Переломы ребер у водителей были отмечены в 49,1% (в 12,0% справа, в 10,5% слева, в 26,3% с обеих сторон), а у пассажиров в 45,7% (8,3% справа, 20,8% слева и 16,6% с обеих сторон). Переломы грудины наблюдались в сочетании с переломами ребер в 10,5% у водителей, и в 12,5% у пассажиров. Травма грудной клетки у водителей сопровождалась повреждением легких в 36,8%, сердца в 12,3%, аорты в 8,7%, у пассажиров переднего сиденья процентное соотношение повреждений этих органов было соответственно: 33,3, 12,5 и 8,3%.

Из органов живота у водителей чаще всего травмируется печень (33,3%), затем селезенка (15,8%), кишечник, брыжейка тонкой кишки и большой сальник (11,75%). У пассажиров на первом месте стоит повреждение селезенки (29,1%), затем печени (20,8%), брыжейки тонкой кишки, кишечника и большого сальника (20,7%). Повреждение почек у водителей было отмечено в 24,3%, из них правая почка  травмировалась в 5,0% случаев, левая в 3,5%, обе почки в 15,8%. У пассажиров в 20,8% случаях наблюдалось только двустороннее повреждение почек.

Повреждения позвоночного столба преобладали у пассажиров (33,3%) по отношению к водителям (14,0%), при этом повреждения шейного отдела наблюдались в 10,5% у водителей и в 29,1% у пассажиров, а грудного – соответственно 3,5% и 4,1%.

Со стороны плечевого пояса у водителей имели место переломы ключиц, в 8,7% слева и в 1,75% с обеих сторон, переломов лопаток отмечено не было. У пассажиров переломов костей плечевого пояса не выявлено.

Переломы плечевых костей чаще наблюдались у пассажиров (20,8%) слева, у водителей (12,2%) преимущественно справа (8,7%), реже слева (3,5%). Переломы костей предплечья наоборот чаще встречались у водителей (10,5%), в 7,0% справа, и в 3,5% слева. У пассажиров в 8,2% отмечались переломы костей только левого предплечья. Со стороны кистей рук переломов костей не наблюдалось.

Повреждения таза были констатированы в 19,0% случаев у водителей и в 29,1% у пассажиров, при этом переломы в большинстве своем сочетались с разрывами крестцово-подвздошных сочленений и симфиза.

Среди переломов костей нижних конечностей у водителей значительно преобладали переломы бедренных костей (34,8%), по сравнению с пассажирами (12,4%). Перелом только правой бедренной кости у водителей отмечался в 17,5%, только левой - в 5,0%, обеих бедренных костей - в 12,3%. У пассажиров изолированного перелома правой бедренной кости не наблюдалось, левой - было отмечено в 8,3%, обеих - в 4,1%. Переломы костей голени также преобладали у водителей  - 27,5%, (в 17,5% - справа, в 5,0% - слева и в 12,3% с обеих сторон). У пассажиров переломы костей голени отмечались в 8,2%, по 4,1% пришлось на левую голень и на обе голени. Повреждений костей только правой голени  не наблюдалось. Повреждения области коленного сустава наблюдались лишь у водителей (6,0%), при этом перелом надколенника в 1,75% отмечались только справа.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. При сравнении признаков травматизации у водителей и пассажиров обращает на себя внимание преобладание у водителей правосторонних переломов, а у пассажиров переднего сидения левосторонних.
  2. При повреждении органов живота у водителей чаще наблюдаются разрывы печени, а у пассажиров - селезенки.
  3. Конструктивные особенности автомобилей иностранного производства с правым расположением руля, несут определенные изменения механизма и характера повреждений у водителя и пассажира переднего сидения, что обусловлено преимущественным расположением травмирующих предметов у водителя справа, а у пассажира слева.
  4. Морфологическая и количественная информативность повреждений водителей выше, чем травмы пассажиров.
  5. Выявленные морфологические и статистические особенности повреждений  позволяют дифференцировать повреждения водителя и пассажира переднего сидения между собой и от ряда других повреждений при ДТП.

Рис.1. Процентное соотношение повреждений скелета водителя (А) и пассажира переднего сидения (Б)

похожие статьи

Сравнительная характеристика повреждений отдельных частей тела у водителя и пассажиров внутри салона движущегося автомобиля при дорожно-транспортном происшествии / Бычков А.А., Дубровин И.А., Герасимов А.Н., Груховский С.В., Мосоян А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 12-16.

Судебно-медицинские аспекты дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом 2020–2021 / Осипов А.А., Морозов Ю.Е., Стороженко Е.В., Шигеев С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 88-89.

Судебно-медицинские аспекты дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом / Осипов А.А., Морозов Ю.Е., Стороженко Е.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 116-117.

Влияние некоторых факторов на особенности повреждений, возникающих в условиях автомобильной травмы у детей-пассажиров / Савенкова Е.Н., Ефимов А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №1. — С. 4-7.

Характер и локализация повреждений у водителей и пассажиров при несмертельной травме в салоне легковых автомобилей при опрокидывании / Саркисян Б.А., Паньков И.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №6. — С. 42-45.

больше материалов в каталогах

Автотравма