Медицинские и юридические аспекты проблемы возмещения морального вреда в связи с повреждением здоровья и причинением смерти

/ Ерофеев С.В., Ерофеева А.С. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005.

Ерофеев С.В., Ерофеева А.С. Медицинские и юридические аспекты проблемы возмещения морального вреда в связи с повреждением здоровья и причинением смерти

(Иваново)

ссылка на эту страницу

Обратиться к проблеме возмещения морального вреда нас заставил анализ судебно-медицинской и судебной практики по гражданским искам в связи с причинением вреда здоровью и жизни. В силу своего процессуального положения судебно-медицинский эксперт получает наиболее полное представление о физических и нравственных страданиях пострадавшего через квалифицированное изучение медицинских документов: о характере травмы, осложнениях, сочетании с фоновыми заболеваниями, возрастными и другими индивидуальными особенностями. Но далеко не всегда суд при назначении компенсации  за моральный вред основывается на экспертной оценке вреда здоровью. И зависит это не только от обоснованности, ясности и полноты экспертных заключений, но и от отсутствия объективных критериев оценки морального вреда, который, если вдуматься, имеет достаточно медицинских признаков.

Но не только медицинские аспекты этой проблемы важны для её разрешения. Мы привлекаем внимание к совершенствованию законодательства в сфере компенсации морального вреда. Именно в совокупности изъяны  юридического и медицинского характера ведут, например, к неоднозначной судебной оценке вреда здоровью, сходного у разных лиц по большинству характеристик: степени тяжести, возрасту, полу, наличию фоновых заболеваний у пострадавшего, механизму травмы и т. д. У многих наших коллег уже, к сожалению, перестала вызывать удивление заниженная оценка морального вреда, которую даёт суд, исходя не столько из сущности и последствий повреждения, сколько из возможностей ответчика по его компенсации.  Рост количества экспертиз по этой категории дел в сочетании с участием членов экспертной комиссии в судебных заседаниях заставляет невольно обращать внимание на отсутствие юридических критериев оценки морального вреда, что ведёт к необъективности судебных решений.

Представляется, что для урегулирования данного вопроса можно найти два выхода. Первый – это законодательно закрепить минимальный размер компенсации морального вреда за причинение вреда здоровью в зависимости от степени тяжести. Второй - закрепить в законе понятие «органического вреда», то есть, вреда здоровью и жизни, и установить обязанность причинителя вреда возмещать его опять же в установленном законом объёме. В этом случае компенсация органического вреда производилась бы непосредственно за вред жизни и здоровью, а возмещение морального вреда – за перенесённые в связи с этим нравственные и физические страдания. Что же касается конкретного размера компенсации, который в любом случае следовало бы установить в законе, то представляется, что наиболее целесообразным было бы определить её размер в величине, кратной прожиточному минимуму, установленному для конкретного региона.

Кроме того, целесообразно было бы с большей точностью учитывать ещё одну особенность: возможности причинителя вреда по его компенсации. Представляется, что в отношении компенсации морального вреда можно было бы воспринять положения административного права (см. ст. 3.5 КОАП РФ) в части разграничения санкций для юридических и физических лиц. Каковы бы ни были доходы гражданина, как правило, его возможности более ограничены, чем у организации, и взыскать с него требуемую сумму, обычно сложнее. Поэтому целесообразно было бы определить минимальный размер компенсации морального вреда за причинение вреда жизни и здоровью отдельно для юридических и физических лиц; для последних, разумеется, в меньшем объёме.

Таким образом, в силу специфики вреда жизни и здоровью, необходимы дополнительные гарантии его возмещения и специальный механизм такой защиты по сравнению с другими нематериальными благами. В настоящее время законодательные положения не позволяют в полной мере обеспечить защиту жизни и здоровья как важнейших нематериальных благ гражданина. Представляется, что способствовать решению данной проблемы могли бы следующие факторы:

  1. более точное определение степени тяжести вреда здоровью и связанных с ним физических страданий, с учётом возможных осложнений, с помощью судебно-медицинских экспертов при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи с повреждением здоровья;
  2. законодательное закрепление минимального размера компенсации морального вреда по таким делам в зависимости от степени тяжести травмы, возможности возникновения осложнений и т. д. в величине, кратной прожиточному минимуму по конкретному региону;
  3. законодательное закрепление минимального размера компенсации морального вреда отдельно для физических и юридических лиц.

похожие статьи

Анализ диссертационных работ по специальности 14.03.05 «Судебная медицина» (2015—2018) / Пиголкин Ю.И., Ачкасов Е.Е., Глоба И.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 54-59.

К проблеме суицидов / Скребов Р.В., Мисников П.В., Кузьмичев Д.Е., Вильцев И.М. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 133-135.

Шкала цветов. Пособие для биологов при научных и научно-прикладных исследованиях / Бондарцев А.С. — 1954.

О жестоком обращении с детьми в Болгарии / Колев Я.Г., Радойнова Д.Д. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 4-10.

Некоторые вопросы судебно-медицинской символики / // Проблемы экспертизы в медицине. — 2007. — №4. — С. 33-36.

больше материалов в каталогах

Разное