Особенности изменения слизистой дорсальной поверхности языка в постмортальном периоде при гнилостной трансформации

/ Седнева О.А. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005.

Седнева О.А. Особенности изменения слизистой дорсальной поверхности языка в постмортальном периоде при гнилостной трансформации

(Москва)

ссылка на эту страницу

Идентификация личности остается одной из самых актуальных и сложных задач современной судебно-медицинской науки и экспертной практики. И связано это с многочисленными случаями массовой гибели людей вследствие техногенных катастроф, природных катаклизм, военных конфликтов, террористических актов.

В последнее время все чаще возникает необходимость в исследовании фрагментов расчлененных, обгоревших, подвергшихся гнилостной трансформации трупов. Решение этого вопроса затруднено, а в большей части случаев невозможно в связи со значительными посмертными изменениями тела и его фрагментацией. В судебно-медицинской литературе появляются сведения о возможности использования особенностей строения слизистой дорсальной поверхности языка для решения вопроса идентификации личности (Пашинян Г.А. 1994, 1996, 1998).

С возрастом меняется количество и размеры сосочков, сами размеры языка, характер и количество складок. В возрасте старше 65 лет язык становится более плоским и широким, происходит атрофия нитевидных и грибовидных сосочков (С.И. Гажва 2000г). Кроме того отмечено изменение и механосенсорной поверхности языка человека при старении (Т.А.Тарновская, В.В.Ковалев 1999г ).

Выявлена определенная закономерность в морфометрических особенностях языка лиц обоего пола, в частности женские языки чаще имеют листовидную форму, мужские- лопатообразную, женские языки короче, язык длинной более 9,5 см может быть только у мужчины.(Гажва С.В.1998г, Г.А.Пашинян, С.И. Гажва 2001г).

Рельеф слизистой дорсальной поверхности языка несет информацию о характере заболеваний, которыми страдал человек при жизни. Наиболее изучены изменения со стороны языка, возникающие при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и эндокринной системы, в частности при сахарном диабете язык увеличен в размерах, слизистая имеет насыщенно-розовый или свекольный вид, рельеф слизистой может напоминать лакированную поверхность.(С.И.Гажва 1998г, Калитеевский П.Ф.1993г). Изменения со стороны языка возможны и при заболеваниях крови, острых инфекционных заболеваниях (И.Г. Ямашев, М.М.Соловьев 1996г)

В ряде случаев по состоянию сосочков языка можно судить и о фармацевтических препаратах, которыми длительное время пользовался человек при жизни, например, «волосатый» язык наблюдается при дисбактериозе ротовой полости, который может развиться при длительном приеме антибиотиков ( Калитеевский П.Ф.1993г) В литературе описан случай «волосатого черного» языка у больного туберкулезом (Семенцов И.Я.1995г), что подтверждает вышеназванную причину данного изменения со стороны нитевидных сосочков языка, так как лечение больных туберкулезом связано с длительным и массивным применением специфических антибактериальных препаратов, что способствует развитию дисбактериоза ротовой полости.

Определен комплекс критериев, позволяющий установить возрастную и половую динамику изменений рисунка спинки языка, выяснить влияние этнических различий на индивидуальные особенности строения языка, изучить особенности изменений слизистой оболочки языка, возникающих при заболеваниях внутренних органов (Г.А.Пашинян, П.О.Ромодановский 1999г).

Однако, в доступной нам судебно-медицинской литературе не были обнаружены публикации об изучении изменений слизистой языка в постмортальном периоде.

Нами проведено изучение рисунка слизистой дорсальной поверхности языка 70 трупов лиц обоего пола (46 мужчин и 24 женщины) в возрасте от 19 до 90 лет, умерших, как насильственной (32%), так и ненасильственной (68%) смертью.

Первично языки (в дальнейшем именуемые «объекты») исследовались в день проведения вскрытий, т.е. на вторые сутки после наступления смерти. Комплексное исследование слизистой дорсальной поверхности языка включало в себя фотографирование объекта, проведение макросъемок объекта цифровой камерой «Sony 707», подробное описание объекта, включающее в себя 30 признаков, которые заносились в разработанную на кафедре терапевтической стоматологии и дополненную нами карту регистрации, морфометрия с использованием измерительного устройства, разработанного С.И. Гажва, парадонтального зонда, на рабочей поверхности которого имелась цифровая маркировка, изготовление гипсовых моделей по методике, описанной в работах Фуада Аюба (1998 г.) и С.И. Гажва (2001 г).

В последующем проводилось наблюдение за происходящими изменениями слизистой дорсальной поверхности языка, которые фотографировались и регистрировались в разработанной нами карте динамических наблюдений, включающую следующие признаки: цвет и яркость слизистой, наличие гнилостных пузырей, состояние желобоватых, грибовидных, нитевидных, листовидных сосочков, выраженность терминальной борозды, складок.

На первой неделе постмортального периода изменения фиксировались ежедневно, на 2-4 неделе 1 раз в 7 дней, в течение 2-го месяца- 1 раз в две недели и далее 1 раз в месяц.

Объекты помещались в закрытые пластмассовые контейнеры, где в течение первых двух месяцев окружающая температура воздуха составляла +20-22 градуса, в последующие месяцы +15-18 градусов, относительная влажность воздуха составляла около 60-80%. В данных условиях происходила гнилостная трансформация объектов. Характерным для группы объектов, подвергшихся гнилостной трансформации стало отсутствие гнилостных пузырей, что по всей видимости связано с особенностями строения слизистой оболочки верхней и боковых поверхностей языка, которая плотно сращена с мышечной тканью.

Наиболее значимые и выраженные изменения в данной группе происходили в течение 1 месяца постмортального периода.

1. Цвет слизистой менялся следующим образом: розовый и красный в день исследования, с буроватым оттенком на 3 день постмортального периода; зеленоватый оттенок с 4-5 дня. К концу 1 недели цвет слизистой становился грязно-буро-коричневым с зеленоватым оттенком, у части объектов корень языка приобретал черный цвет и в дальнейшем на протяжении первого месяца наблюдений цвет слизистой существенно не изменялся. Начиная с конца 5 недели цвет слизистой становился грязно-красным или грязно-коричневым, утрачивая зеленоватый оттенок. Слизистая в течение первых 3-х недель постмортального периода оставалась блестящей, у части объектов имела студенистый вид. Начиная с 4 недели слизистая тускнела на небольших участках в области корня и на боковых поверхностях. Начиная с 6 недели исследований у 50% объектов начинается подсыхание слизистой на всей поверхности спинки языка, язык постепенно на протяжении последующих 4 месяцев уплотняется, уплощается. У оставшихся 50% объектов слизистая остается влажной, блестящей на протяжении 4 месяцев, с начала 5 месяца начинается ее подсыхание. Однако, в созданных нами условиях у 12 объектов слизистая оставалась влажной на протяжении 12 месяцев наблюдений.

2. Терминальная борозда, а так же складки сохранялись в течение первых 4-х недель, к концу первого месяца полностью сглаживались.

3. Сосочки: оставались хорошо различимыми в течение первых 4-х недель наблюдений.

  • 3.1.Желобоватые сосочки оставались хорошо различимыми в течение первых 4 недель постмортального периода. К концу 4 недели сосочки приобретали вид темных буро-коричневых кругов с просветлениями в центре и в дальнейшем в 33% случаев оставались слабо заметными до 8 недели наблюдений, а в 67% случаев с 5 недели постмортального периода становились неразличимыми за счет выраженного студенистого набухания слизистой. С конца 2 месяца наблюдений желобоватые сосочки у большинства объектов не дифференцировались. У 6 объектов можно было рассмотреть контуры части желобоватых сосочков на протяжении 12 месяцев наблюдений.
  • 3.2.Листовидные сосочки к концу 2 недели приобретали вид грязно-коричневых слегка возвышающихся валиков на боковых поверхностях языка. К концу 3 недели определялись в виде чередующихся грязно-коричневых и грязно-бурых полос. К концу 5 недели и на протяжении последующего периода наблюдений листовидные сосочки у большинства объектов становились неразличимыми.
  • 3.3.Нитевидные сосочки в течение 1 месяца были хорошо различимы, налет не определялся, с 3 недели нитевидные сосочки имели вид «манной крупы», с начала 5 недели вследствие набухания слизистой становились неразличимыми. В данной группе нами наблюдался случай «волосатого» языка, который был взят от трупа умершего ненасильственной смертью мужчины, 72 лет, причина смерти- острая сердечная недостаточность вследствие ишемической болезни сердца, кроме того при аутопсии выявлены жировая дистрофия печени, липоматоз поджелудочной железы, пневмосклероз. Выяснить чем страдал потерпевший при жизни и какими лекарственными препаратами он пользовался не представилось возможным. В задних отделах тела языка ближе к терминальной борозде выделялся ромбовидной формы участок гипертрофированных нитевидных сосочков, которые представляли собой коричневые тонкие нити, длинной до 1,5 см. В ходе дальнейших наблюдений за данным объектом установлено, что отдельные гипертрофированные сосочки в виде грязно-коричневых нитей были хорошо заметны в течение 5 месяцев, а сам ромбовидный участок так же хорошо определялся в течение всего периода наблюдений за счет более темной окраски по сравнению с окружающими тканями.
  • 3.4.Грибовидные сосочки хорошо определялись в течение первых 4 недель. На 5-8 неделе оставались различимы наиболее крупные сосочки в задних отделах спинки языка, ближе к терминальной борозде. К концу 2-ого месяца наблюдений грибовидные сосочки становились неразличимы.

В группе, подвергшейся гнилостной трансформации выделился один объект, у которого на протяжении 5 месяцев наблюдений оставались совершенно неизменными анатомо-морфологические элементы слизистой дорсальной поверхности языка. Единственное, что объединяло его с другими объектами группы это однотипное изменение цвета слизистой. К концу 4 месяца наблюдений на боковых поверхностях в области корня данного языка появились небольшие участки, покрытые белыми нитями плесени, к концу 5 месяца плесень в виде корочки покрыла всю дорсальную поверхность спинки языка. Однако данная корочка легко разламывалась и снималась с помощью пинцета, обнажая неповрежденную и неизмененную слизистую дорсальной поверхности языка, сохранившую все свои особенности.

Выявленная в ходе исследований возможность регистрации отдельных анатомо-морфологических элементов слизистой спинки языка в отдаленные сроки после наступления смерти может быть использована в дальнейшем для более полного и объективного подхода к проблеме идентификации неопознанных трупов. Регистрируемые однотипные изменения рельефа слизистой дорсальной поверхности языка в определенные временные промежутки постмортального периода у большинства объектов определяют теоретическую возможность использования данных изменений, наряду с другими общепринятыми признаками, для решения вопроса о давности наступления смерти. Полученные на начальных этапах работы и изложенные в данной статье результаты свидетельствуют о перспективности исследований в данном направлении.

похожие статьи

Значение стертости зубов в судебно-медицинской практике / Манин А.Н., Манина Е.И., Баринов Е.Х., Ромодановский П.О. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 100-102.

Особенности профессиональной деятельности человека и изменения зубов. Исторические аспекты / Баринов Е.Х., Борисенко К.А., Иорданишвили А.К., Манин А.Н. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 20-22.

Посмертные изменения цвета и прозрачности зубов и их судебно-медицинское значение / Манин А.И., Баринов Е.Х., Ромодановский П.О. // Судебная медицина. — 2019. — №1. — С. 16-18.

Исследование особенностей строения слизистой оболочки твердого неба у жителей Респулики Армения с целью идентификации личности / Пашинян Г.А., Бишарян М.С. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №3. — С. 46-47.

Расчет и оценка погрешностей параметров идентификации личности методом контрастного контурирования ятрогенных вмешательств на цифровых ортопантомограммах / Костенко Е.Я., Клевно Р.В., Гончарук-Хомин // Судебная медицина. — 2015. — №3. — С. 21-24.

больше материалов в каталогах

Идентификация личности по стоматологическому статусу