Панкреогеморрагический синдром в судебно-медицинском отношении

/ Пузова А.И., Исаев Ю.С. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005.

Пузова А.И., Исаев Ю.С. Панкреогеморрагический синдром в судебно-медицинском отношении

(Иркутск)

ссылка на эту страницу

В прозекторской практике нередкой находкой является кровоизлияние в поджелудочную железу (ПЖ). Однако, конкретное обоснование причин его возникновения зачастую является проблематичным в связи с полиэтиологичностью данного явления. Между тем, геморрагический панкреонекроз и острейшие формы панкреатита являются непосредственной причиной смерти, а другие заболевания этого органа и кровоизлияния в него могут играть роль существенных факторов патотанатогенеза.

Судебно-медицинская оценка выявленного кровоизлияния в ПЖ в первую очередь должна проводиться с позиции возможного травматического генеза данного явления, так как она имеет уголовно-правовую значимость. В тоже время, решение вопроса о конкретном механизме травматического воздействия на ПЖ вызывает значительные затруднения. Это в первую очередь связано с особенностями топографической анатомии ПЖ, которая сравнительно хорошо защищена от прямых внешних воздействий.

На основании анализа секционного и архивного материала за 5 лет по данным ИОБСМЭ, по Иркутскому Областному патологоанатомическому бюро, патологоанатомическим отделениям г. Иркутска изолированная травма встречается крайне редко. Сравнительно чаще при повреждениях живота наблюдаются сочетанные травматические изменения ПЖ совместно с близлежащими органами - желудком, печенью, селезенкой. Причем возможен механизм травматизации ПЖ за счет внешнего воздействия механической энергии на соседние анатомические образования с последующей передачей кинетической энергии на структурные элементы ПЖ.

В зависимости от происхождения и механизма их возникновения повреждения можно разделить на 2 группы:

  1. Прямые повреждения. При этих повреждениях ПЖ бывает непосредственно затронута ранящими предметами, взрывной волной или передачей удара из соседних полостей или других органов при различных открытых ранениях живота. К этой группе следует отнести и повреждения при оперативных вмешательствах.
  2. Индиректные повреждения. В этих случаях, благодаря своему расположению в животе, железа получает травматическое воздействие за счет инерционных сил при травме данной области.

Некоторые авторы разделяют повреждения ПЖ при тупой травме брюшной полости на 4 группы по их тяжести: ушибы, надрывы, разрывы, размятия.

При этом травматические повреждения могут быть как внутриорганными, когда повреждается ткань, без разрыва ее капсулы так и с повреждением капсулы сопровождающиеся истечением панкреатического сока в окружающую зону. В окружающих тканях возникают процессы аутолиза и воспалительной реакции от присоединившейся инфекции. Травма ПЖ очень часто может сопровождаться шоком, так как ПЖ расположена непосредственно в зоне солнечного сплетения, крупных артериальных и венозных сосудах и богатой сети симпатических и парасимпатических нервных волокон.

Имеет значение также и одновременное повреждение кровеносных сосудов, нервных стволов, протоков железы. Повреждения в особенности головки и тела железы, где проходят крупнейшие сосуды, могут вызвать массивные летальные кровоизлияния.

Панкреогеморрагический синдром нетравматического генеза мы рекомендуем представить в виде 3-х отдельных этиопатологических моделей:

  1. Кровоизлияния в ПЖ связаны с патологическими процессами, происходящими непосредственно в ее тканевых структурах.
  2. Кровоизлияния в ПЖ обусловлены кардиопанкреатическим генезом по типу висцеро-висцеральных рефлексов.
  3. Кровоизлияния в ПЖ носят характер вторичных, обусловленных различными внешними и внутренними факторами, как одни из проявлений генерализованной стрессовой реакции организма.

При этом нередко наблюдаются тромбоз внутриорганных вен, возникающий в результате повреждения сосудистой стенки, освобождающимся трипсином и способствует усилению тканевых изменений в виде кровоизлияний и последующего некроза.

Трудности диагностики панкреонекроза обусловлены ранним развитием аутолиза в ПЖ, что в определенной степени нивелирует специфичность морфологических диагностических признаков. В литературе имеются указания, что нормальная гистологическая структура клеток утрачивается почти тот час после смерти. Эти обстоятельства требуют большой осторожности при регистрации клеточных изменений ПЖ трупа.

В заключении следует отметить, что в настоящее время в прозекторской практике нет единого подхода к трактовке панкрегеморрагического синдрома, не разработаны методологические основы и алгоритм действия прозектора при обосновании этиопатогенетических механизмов кровоизлияния в ПЖ.

похожие статьи

Морфологическая диагностика алкогольных поражений печени / Травенко Е.Н., Породенко В.А., Быстрова Е.И., Ильина А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 109-112.

Непредвиденные осложнения у пациента с острым панкреатитом / Ярема В.И., Баринов Е.Х., Осипова И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 130-132.

Смерть от напряженной эмфиземы средостения / Овсянников В.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №3. — С. 49-50.

Формулировка патолого-анатомического диагноза при болезнях органов пищеварения. Класс XI «Болезни органов пищеварения» МКБ-10. Клинические рекомендации / Франк Г.А., Зайратьянц О.В., Кононов А.В., Кактурский Л.В. — 2016.

Образование магнезиальных камней в желудке / Черкавский Н.Б. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1967. — №3. — С. 56-57.

больше материалов в каталогах

Болезни органов пищеварения