Об особенностях макро- и микроэлементного (химического) состава волос головы и его дифференциация у представителей народов Азии, Африки и Латинской Америки, не адаптированных и адаптированных к климатогеографическим и экологическим условиям Российской Федерации

/ Павлов Ю.В., Сундуков Д.В., Алисиевич В.И., Павлова А.Ю. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005. — С. 215.

Павлов Ю.В., Сундуков Д.В., Алисиевич В.И., Павлова А.Ю. Об особенностях макро- и микроэлементного (химического) состава волос головы и его дифференциация у представителей народов Азии, Африки и Латинской Америки, не адаптированных и адаптированных к климатогеографическим и экологическим условиям Российской Федерации

(Москва)

ссылка на эту страницу

В.И. Вернадский [1;2;3], создавший новую науку биогеохимию, впервые поднял вопрос о биологической роли микроэлементов как важнейших факторов среды обитания. Было показано, что элементы, скапливающиеся в организмах, извлекаются ими, концентрируются из окружающей среды. Микроэлементы играют весьма многогранную роль в различных физиологических и патофизиологических процессах. Они оказывают интенсивное влияние на рост, развитие и процессы размножения животных, процессы кроветворения, влияют на функции эндокринных желез, нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, на обмен белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных веществ, участвуют в процессах иммунитета [1;2;3;4;5;6;7].

Важное теоретическое и практическое значение для медицины, биологии, сельского хозяйства имеет выдвинутое последователем В.И. Вернадского – А.П. Виноградовым учение о биогеохимических провинциях, сущность которого состоит в том, что от химического элементного состава среды обитания организмов зависит их морфологическая и физиологическая изменчивость, их размножение, рост и развитие. Нарушение баланса химических элементов в среде вызывает как известно, тяжелые патологические изменения в организме человека и животных (уровская болезнь, стронциевый рахит, кариес зубов, флюороз, эндемическая подагра, энтериты, зоб, озена).

В ряде работ освещаются вопросы обмена микроэлементов при различных физиологических и патологических состояниях организма [1;2;3;5;6;7;9;10].

Как известно, проблема взаимоотношений человека и геохимической и экологической среды обитания имеет не только важное общебиологическое и клинико-физиологическое значение, но и судебно-медицинское значение, так как при адаптации организма человека в органах и тканях происходят определенные изменения элементов, что необходимо учитывать при экспертизе сходства волос спектрографическим методом.

В доступной судебно-медицинской литературе нам не встретилось работ по особенностям макро- и микроэлементного (химического) состава волос головы жителей Азии, Африки, Латинской Америки, не адаптированных и адаптированных к климатогеографическим и экологическим условиям Российской Федерации (г. Москва). И дифференцированию волос по элементному составу с помощью спектрографического анализа.

Исследовались волосы головы коренных жителей Ливана, Сирии, Йемена, Бахрейна, Индии, Сьерра-Леона, Кот-д, Ивуара, Руанды, Кении, Судана, Мексики, Эквадора, Боливии, Бразилии, Колумбии, Чили. В качестве контрольной группы волос (стандарты сравнения) анализировались волосы населения Восточной Европы – русских, белорусов, украинцев, проживших в Москве 6 -8 лет.

Общее количество изученных образцов волос составляет 286, в том числе 85 образцов волос лиц, не адаптированных к к климатогеографическим и экологическим условиям Российской Федерации (г. Москва).

В зависимости от длительности проживания в РФ мы условно разделили группы иностранцев на «не адаптированных» лиц (находившихся в Москве всего лишь 7 – 14 дней) и «адаптированных», проживших в Москве 6 – 8 лет.

Цель работы состояла в изучении методом спектрографии особенностей макро- и микроэлементного состава волос головы и его статистически достоверных различий у жителей названных стран, не адаптированных и адаптированных к условиям жизни в РФ (г. Москва).

В задачи работы входило: выявление особенностей элементного состава контрольной группы волос – русских, белорусов, украинцев; установление различий элементного состава волос контрольной группы; установление различий элементного состава волос жителей названных стран, не адаптированных и адаптированных к климатогеографическим и экологическим условиям Российской Федерации (г. Москва).

Навески образцов волос, равные 50 мг, озоленные при температуре 400ºС в муфельной печи в течении 15 мин., смешивались с равным количеством угольного порошка (особой спектральной чистоты) и исследовались на спектрографе ДФС – 13 (сила тока до 18 ампер) по общепринятой методике. Съемка спектров производилась через 10-ступенчатый ослабитель [8]. Ширина щели спектрографа составляла 0,014 мм. Использовались спектрографические фотопластинки (тип – 2, чувствительность 15 единиц ГОСТ). Проявитель метолгидрохиноновый. Расшифровка спектрограмм образцов зольных остатков с угольным порошком и стандартов, приготовленных на основе угольного порошка с введением элементов в виде окислов, производилась на спектрографе ПС – 18. По стандартным образцам строились графики, по которым определялось содержание элементов в различных пробах. При сравнительном исследовании количественных показателей содержания макро- и микроэлементов в анализируемых образцах волос применялся вариационно-статистический анализ [5;11]. Волосы изученных групп представителей народов Азии, Африки, Латинской Америки, не адаптированных и адаптированных к условиям жизни в РФ (г. Москва), а также жителей Восточной Европы дифференцировались по элементному составу с помощью ЭВМ АСВТ М 4030.

Анализировались следующие параметры: средние арифметические сравниваемых величин, отклонения от средних, сумма квадратов отклонений, среднеквадратические ошибки, достоверность различия в концентрации данного элемента в волосах жителей названных стран и континентов.

Анализ элементного состава волос населения названных стран, не адаптированного к климатогеографическим и экологическим условиям РФ (г. Москва), показал, что среди представителей народов Азии – Ливана, Сирии, Бахрейна, Йемена, Индии – волосы различаются статистически достоверно по содержанию: алюминия, железа, магния, цинка ( р варьирует от 0,001 – 0,05).

Волосы жителей Африки – Съерра-Леоне, Кот-д´Ивуара, Руанды, Кении, Судана дифференцируются по концентрации: кремния, алюминия, кальция, магния, натрия, цинка, висмута ( р – от 0,001 – 0,05).

Среди обследованных групп населения Латинской Америки – Мексики, Эквадора, Боливии, Бразилии, Колумбии, Чили, не адаптированных к климатогеографическим и экологическим условиям РФ, статистически достоверно волосы различаются по следующим элементам: кремнию, алюминию, железу, магнию, натрию, цинку (р – от 0,001 – 0,05).

Подвергался анализу и элементный состав волос групп населения выше названных стран, адаптированных к климатогеографическим и экологическим условиям РФ (г. Москва) и проживших в данном регионе 6 – 8 лет. Установлено, что среди представителей народов выше упомянутых стран Азии волосы различаются по содержанию в них кремния, железа, кальция, магния, меди, натрия (р – от 0,001 – 0,5).

Волосы обследованных нами групп коренных народов вышеназванных стран Африки различаются по концентрации кремния, алюминия, марганца, магния, натрия, цинка (р – от 0,001 – 0,05).

Волосы жителей вышеупомянутых стран Латинской Америки различаются по концентрации кремния, алюминия, железа, кальция, магния, натрия, меди (р – от 0,001 – 0,05).

Анализировался также элементный состав контрольной группы волос (стандарты сравнения) населения Восточной Европы – русских, белорусов, украинцев, находившихся в средней полосе РФ в течение 6 – 8 лет. В волосах представителей этих народов определяются статистически достоверные различия в содержании кремния, алюминия, титана, железа, натрия, магния, цинка, меди, хрома (р – от 0,001 – 0,05).

Таким образом, сравнительное исследование особенностей макро- и микроэлементного (химического) состава волос жителей вышеназванных стран, не адаптированных и адаптированных к климатогеографическим и экологическим условиям РФ (г. Москва) показало что в волосах представителей этих народов обнаруживаются по десяти основных элементов – кремний, алюминий, титан, марганец, железо, кальций, магний, натрий, цинк, медь. Кроме перечисленных выше элементов у населения этих стран выявляются и другие элементы, зависящие от климатогеографических и экологических особенностей данного региона и являющихся характерными для последнего.

Анализ элементного состава волос населения этих континентов, не адаптированного к климатогеографическим и экологическим условиям РФ (г. Москва), показал, что по ряду элементов волосы жителей Азии отличаются статистически достоверно от волос населения Африки, Латинской Америки, РФ.

Исследование элементного состава волос представителей народов названных стран, адаптированных к условиям жизни в РФ, позволило установить, что по некоторым элементам волосы аборигенов Азии дифференцируются с волосами населения Африки, Латинской Америки, РФ. Установлено, что волосы представителей народов Восточной Европы – русских, белорусов, украинцев по ряду элементов отличаются от волос населения вышеупомянутых континентов.

При адаптации к климатогеографическим и экологическим условиям РФ у обследованных нами групп жителей Ливана, Бахрейна, Судана, Бразилии, Чили наблюдается появление элементов, характерных для данного региона, что свидетельствует о содержании в земной коре, биосфере характерного, специфичного для данного региона элементного состава.

Вариационно-статистический анализ элементного состава волос представителей народов названных стран и континентов показал статистически достоверное различие по ряду элементов.

похожие статьи

Применение ИК-спектрометрии в производстве медико-криминалистических экспертиз для решения идентификационных задач бюро судебно-медицинской экспертизы / Зорин Ю.В., Лузанова И.С., Светлолобов Д.Ю., Шигеев С.В. // Судебная медицина. — 2019. — №2. — С. 42-48.

Применение спектроскопии комбинационного рассеяния при судебно-медицинских баллистических исследованиях следов выстрела / Макаров И.Ю., Кондратова И.В., Самоходская О.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 139-142.

Спектрографическое дифференцирование археологических костных материалов от современных погребений / Рубежанский А.Ф. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 14-17.

Исследование странгуляционной борозды методом эмиссионного спектрального анализа / Ананьев Г.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 8-12.

Дифференцирование выделений человеческого организма путем эмиссионного спектрального анализа / Барсегянц Л.О. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1967. — №4. — С. 30-34.

больше материалов в каталогах

Спектральный анализ веществ (эмиссионный, масс-спектральный)