Об установлении последовательности нанесения ранений двум лицам при одном выстреле

/ Игнатенко А.П., Бастуев Н.В., Филиппенко В.М., Бубликов В.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1978 — №1. — С. 43-44.

Игнатенко А.П., Бастуев Н.В., Филиппенко В.М., Бубликов В.Н. Об установлении последовательности нанесения ранений двум лицам при одном выстреле

Чимкентское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (нач. В.М. Филиппенко) и Прокуратура Чимкентской области (прокурор А.Д. Мызников)

УДК 340.624.1:617-001.45-079.66

ссылка на эту страницу

В доступной литературе мы не встретили описания случая, когда одним выстрелом из охотничьего ружья было последовательно ранены два человека. Поэтому приводим наше наблюдение.

Гр-на К. подозревали в умышленном убийстве жены С. (выстрелом в грудь из двуствольного охотничьего ружья 16-го калибра патроном, снаряженным картечью диаметром 5—7 мм) и имитировании попытки самоубийства (причинением себе сквозного огнестрельного ранения мягких тканей левого плеча из этого же ружья). Гр-н К. отрицал это и заявил, что с целью самоубийства приставил стволы заряженного ружья к груди слева, но в это время к нему сзади слева неожиданно подбежала жена и ухватилась левой рукой за стволы ружья, в результате чего изменилось направление выстрела и заряд картечи, пройдя через левое плечо гр-на К., смертельно ранил его жену.

Была назначена комиссионная судебно-медицинская экспертиза для решения вопроса о возможности причинения ранений при обстоятельствах, указанных гр-ном К. Для этого представлены рубашка гр-на К., а также джемпер и кофточка гр-ки С., двуствольное ружье и патроны, изъятые у гр-на К., 4 картечины, извлеченные из трупа гр-ки С.

При первичной экспертизе на передней поверхности одежды и грудной клетки трупа гр-ки С. было обнаружено одиннадцать повреждений картечью на площади 12x17 см без видимых следов дополнительных факторов выстрела. Направление раневых каналов спереди назад, обнаружены повреждения средней и нижней долей правого легкого, сердца, печени, правой почки. Картечь извлечена из мягких тканей поясничной области. Эксперт дал заключение о выстреле «из охотничьего оружия с неблизкого расстояния».

При освидетельствовании гр-на К. установлено сквозное огнестрельное ранение мягких тканей левого плеча с входным отверстием на передневнутренней поверхности и выходным на задненаружной, у входного отверстия и на коже грудной клетки слева с переходом на подмышечную область имелось два участка поверхностных ожогов с наложением копоти. Эксперт дал заключение о выстреле в гр-на К. «почти с близкого расстояния в пределах действия дополнительных факторов выстрела» и указал на невозможность установить, «мог ли гр-н К. одним выстрелом ранить себе руку и убить жену».

На картечинах, изъятых из трупа гр-ки С., под стереомикроскопом МБС-1 выявили мелкие кусочки ткани одежды, внедрившиеся в металл и находившиеся среди наложений крови, из которых приготовили препараты и провели сравнительное исследование по методике А.П. Загрядской с препаратами волокон рубашки гр-на К. и одежды гр-ки С. При этом установили их сходство по строению, цвету, толщине, свойствам поляризации и т. д. На джемпере и кофточке гр-ки С. следов дополнительных факторов выстрела не выявили; с помощью стереомикроскопии в области повреждений ткани картечью обнаружили кусочки ткани одежды голубого цвета, которые при сравнительном исследовании по указанной выше методике оказались сходными с волокнами в препаратах из образцов рубашки гр-на К.

На левом рукаве рубашки гр-на К. обнаружили входное, с признаками выстрела с близкого расстояния и выходное огнестрельные отверстия, что не было установлено при первичной экспертизе.

Для решения вопроса, поставленного перед экспертизой, произвели экспериментальные выстрелы из ружья, изъятого у гр-на К., патронами, снаряженными аналогичной картечью. Выстрелы производили в трупы, прикрытые материалом, аналогичным одежде гр-ки С., гр-на К. при условиях, приближенных к тем, на которые указывал гр-н К. Во всех случаях на теле и «одежде» «первых» трупов обнаружили сквозные огнестрельные ранения мягких тканей плеча с признаками близкого выстрела в области входных отверстий. При расстоянии между трупами до 50—60 см на «одежде» и теле «вторых» трупов образовывались огнестрельные повреждения картечью с площадью рассеивания близкой к таковой на трупе гр-ки С. без признаков дополнительных факторов выстрела. На ткани «одежды» «вторых» трупов (имитирующих одежду гр-ки С.), в повреждениях картечью обнаружили кусочки тканей и волокна из материала, имитирующего одежду на «первом» трупе. При вскрытии трупов установлены слепые ранения картечью с локализацией, аналогичной на трупе гр-ки С., а при исследовании извлеченной картечи обнаружены волокна из материалов, имитирующих «одежду» «первых» трупов.

Для уточнения направления выстрела на месте происшествия с участием гр-на К. произвели следственный эксперимент, результаты которого не противоречили показаниям гр-на К.

похожие статьи

Современное состояние судебно-медицинской экспертизы и экспериментальных исследований запреградной огнестрельной травмы / Гусенцов А.О., Кильдюшов Е.М., Туманов Э.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 61-66.

Судебно-медицинская характеристика повреждений тела и одежды человека, причиненных выстрелами из охотничьего оружия 12-го калибра многоэлементным снарядом в цилиндрическом контейнере / Суворов А.С., Макаров И.Ю. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2013. — №13. — С. 182-184.

Особенности огнестрельных повреждений, причиненных связанной картечью / Нагорнов М.Н., Емелин В.В., Баринов Е.Х., Кузнецов А.Б. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2009. — №6. — С. .

больше материалов в каталогах

Повреждения картечью