О повреждениях трупов животными

/ Прозоровский В.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1978 — №3. — С. 52-53.

Прозоровский В.И. О повреждениях трупов животными

Научно-исследовательский институт судебной медицины (дир.— проф. В.И. Прозоровский) Министерства здравоохранения СССР, Москва

УДК 340.624.6:614.618.514.36

POSTMORTEM INJURIES INFLICTED BY ANIMALS

V. I. Prozorovski

A case report. Injuries caused by leeches simulating manual strangulation marks or etched scars were observed in the face and neck of a drowned corpse recovered from stagnant water.

ссылка на эту страницу

Где бы ни находился труп — в лесу, в поле, в воде, в закрытых помещениях и т. д. — на него часто нападают различные пожиратели — насекомые и животные (мухи, муравьи, тараканы, птицы, рыбы, раки, пиявки, различные грызуны, кошки, свиньи, собаки, лисицы, волки и многие другие), нанося порой серьезные повреждения. Определить происхождение таких повреждений иногда бывает затруднительно. Кроме того, они могут затруднять определение причины и давности наступления смерти и идентификацию личности трупа, поскольку уничтожаются признаки прижизненности повреждений, а также особенности трупа, используемые для его опознания. К тому же животные и насекомые в агональном состоянии или непосредственно после смерти нередко наносят повреждения, которые трудно бывает отличить от повреждений, наносимых преступником.

Нужно отметить, что раздел о повреждениях трупов животными мало изучен. В учебниках этому вопросу уделяется всего несколько абзацев, в основном речь идет о повреждениях мухами. Линней (1736) писал, что «три мухи так же скоро пожирают труп, как лев». Несколько строк учебников посвящается тараканам и лесным муравьям.

В зарубежных учебниках этому вопросу уделяется также недостаточное внимание. В основном описываются виды мух, развитие их личинок и некоторые другие виды насекомых. В некоторой степени исключением является последнее издание руководства Ргокор.

При описании разнообразных следов на трупах от повреждений животными эксперты часто употребляют выражения — «края повреждений фестончатого вида». При исследовании подобного трупа эксперт может допустить грубые ошибки, ведущие к конфликтам. Мы располагаем некоторыми подобными примерами. Приведем один поучительный случай.

В сентябре за околицей деревни был обнаружен труп гр-на К., 31 года, лежащий вниз лицом в канаве с водой. Глубина канавы в этом месте была 1,5 м, на 0,5 м она была заполнена водой. Откосы канавы имели уклон до 40°, заросли грубой травой. На месте происшествия оказалась фельдшер, которая по поручению следователя осмотрела труп. Впоследствии она показала: «Я обнаружила только поверхностные небольшие ссадины на лице и расплывчатые багрово-розовые пятна в области гортани — оставленные пальцами рук какого-то человека при удушении гр-на К-Я пришла к выводу, что смерть наступила только от удушения при сдавлении жизненно важных кровеносных сосудов без повреждения кожных покровов».

Следствие было направлено по данной версии. При судебно-медицинском исследовании трупа в области лба, носа, щек, подбородка, боковых и передней поверхностей шеи было найдено 34 неглубоких ссадины, покрытые красной корочкой. Ссадины округлой, некоторые неопределенной формы, в большинстве диаметром 0,3 см, а некоторые были большего размера. При разрезе кожи в этих местах в глубине отмечаются кровоизлияния. Других повреждений не обнаружено. При внутреннем исследовании трупа отмечена характерная картина асфиксии.

Следователь поставил перед экспертом вопросы: «Какие имеются на теле гр-на К. телесные повреждения. Какими орудиями они нанесены, нанесены ли они руками человека. Являются ли они прижизненными. Имеются ли на теле гр-на К. следы самообороны. Употреблял ли гр-н К. незадолго до смерти спиртные напитки. Причины смерти гр-на К»

Судебно-медицинский эксперт ответил, что на лице и шее обнаружено множество ссадин с кровоизлияниями, эти ссадины могли возникнуть от действия тупого твердого предмета с ограниченной ударяющей поверхностью, являются прижизненными и возникли незадолго до наступления смерти. На вопрос: «От действия какого же тупого твердого предмета образовались указанные повреждения?» — судебно-медицинский эксперт сообщил, что «дать ответ на этот вопрос не представляется возможным до представления предполагаемого предмета. Каких-либо следов самообороны на теле гр-на К. не обнаружено. Судебно-химическим путем в вещество головного мозга обнаружено 1,64%о алкоголя. Смерть последовала от механической асфиксии в результате закрытия дыхательных путей водой».

Данное заключение не удовлетворило следственные органы, и была назначена повторная экспертиза в составе представителей областного бюро судебно-медицинской экспертизы и кафедры судебной медицины. Этой комиссии также были поставлены вопросы: «Каким предметом или механизмом причинены на лице и шее 34 поверхностных ссадины. Не могли ли они быть нанесены кислотой, щелочью, не могли ли возникнуть при падении на стерню ржи, клевера, жесткую траву — осоку или при ударах о таковую, при падении на шоссе на мелкий гравий или при ударах?»

Экспертная комиссия подтвердила, что смерть гр-на К- наступила от асфиксии вследствие закрытия дыхательных путей водой. Однако 34 поверхностных повреждения для экспертов явились «загадочными». Ответ комиссии в этой части представляет особый интерес, и мы его приводим полностью.

«Обнаруженные при исследовании трупа множественные мелкие ссадины на коже лица и шеи не являются результатом действия кислоты или щелочи. Нет оснований рассматривать эти ссадины как следствие падения на гравий, так как расположение ссадин на различных поверхностях лица и шеи, их форма и размеры, а также отсутствие кровоподтеков на лице и шее свидетельствуют против такого предположения, форма, размеры и расположение этих ссадин, обнаруженных на коже гр-на К., не являются характерными также и для сдавления шеи пальцами рук человека. Об этом свидетельствует и отсутствие каких-либо кровоизлияний и повреждений в мягких тканях и органах шеи. Точно так же ссадины, обнаруженные на коже лица гр-на К., не позволяют говорить о закрытии отверстий рта и носа твердым предметом, в частности рукой человека.

Нельзя исключить вместе с тем, что некоторые из ссадин, обнаруженных на коже шеи гр-на К., в частности наиболее крупные из них, могли возникнуть от действия пальцев рук другого человека во время борьбы, не сопровождавшейся, однако, сколько-нибудь значительным сдавлением органов шеи.

В свете имеющихся обстоятельств дела следует думать, что ссадины на коже шеи и лица гр-на К. скорее всего могли быть причинены стерней ржи, осокой и скошенной травой при одном из неоднократных падений потерпевшего на землю».

Ввиду того, что и повторная комиссия не смогла дать ответа с достаточной конкретностью на поставленные вопросы и, в частности, на вопрос о механизме образования 34 «ссадин», что особенно интересовало следователя, последний обратился в Научно-исследовательский институт судебной медицины Министерства здравоохранения СССР.

Ознакомившись с материалами дела и с фотографиями «ссадин» на голове и лице гр-на К-, мы рекомендовали следователю обратиться в биологическое учреждение с целью установления наличия пиявок в вышеуказанной канаве.

Научные сотрудники кафедры гидробиологии биолого-почвенного факультета Московского государственного университета, осмотрев место происшествия, сообщили, что в воде канавы найдены крупные ложноконские пиявки, которые и могли нанести обнаруженные на трупе повреждения.

Мы дали заключение, что смерть гр-на К. наступила от асфиксии вследствие закрытия дыхательных путей водой. Описанные в акте судебно-медицинского исследования трупа повреждения в виде 34 «ссадин» причинены крупными ложноконскими пиявками, обитающими в канаве с водой, в которой погиб гр-н К.

Свое заключение о повреждениях пиявками мы основывали не только на основании исследования биологов и представленных фотоснимков, но и на основании акта вскрытия трупа, где указано, что «некоторые ссадины красного цвета, покрыты красной корочкой, а при разрезах кожи в области ссадин отмечаются кровоизлияния».

Как известно, пиявки при укусах выделяют из слюнных желез гирудин, препятствующий свертыванию крови, поэтому в коже образуется кровоизлияние, а на поверхности ее — красная корочка. У пиявок имеются специальные приспособления для нападения на добычу. Так, медицинские пиявки имеют 3 челюсти с многочисленными «зубами». При укусах образуется неглубокий треугольный дефект кожи размером 0,5 см с ровными краями.

Ложноконские и медицинские пиявки обитают в пресных стоячих водоемах, в болотах, прудах, канавах и питаются кровью млекопитающих, находящихся в воде. В данном случае гр-н К-, в состоянии алкогольного опьянения попав головой в канаву с водой, вызвал волновой эффект, на который немедленно «отозвались» пиявки и напали на него. При извлечении трупа из воды на нем не оказалось пиявок. Это объясняется тем, что труп находился в воде около 12 ч с хорошо выраженным трупным окоченением; пиявки же насытились кровью и отпали.

похожие статьи

Редкий случай травмы шеи при извлечении тела из воды / Виндгассен М., Ресслер Л., Тсокос М., Эстерхельвег Л. // Судебная медицина. — 2019. — №4. — С. 32-33.

Роль иммуногистохимического исследования в установлении прижизненности и выраженности огнестрельных повреждений мягких тканей / Богомолов Д.В., Федулова М.В., Шай А.Н., Павлова А.З., Збруева Ю.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №6. — С. 46-47.

Морфологическая характеристика коры мозжечка при ожоговой травме / Морозов Ю.Е., Дорошева Ж.В., Горностаев Д.В., Колударова Е.М., Пиголкин Ю.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 24-27.

Некоторые характеристики повреждений кожного покрова, образующиеся при агрессии хищного животного / Баранова А.В., Власюк И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 16-20.

Случай повреждения клыком домашнего племенного кабана / Кулеша Н.В., Егоров К.Е., Гиголян М.О., Мусиенко А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 85-89.

Некоторые статистические данные агрессии животных в отношении детей / Баранова А.В., Власюк И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 126-130.

больше материалов в каталогах

Прижизненность образования повреждений

Повреждения животными