Влияние алкогольной интоксикации на динамику активности ряда ферментов при установлении давности наступления смерти

/ Мельников Ю.Л., Мирошник Г.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1977 — №4. — С. 28-31.

Мельников Ю.Л., Мирошник Г.М. Влияние алкогольной интоксикации на динамику активности ряда ферментов при установлении давности наступления смерти

Кафедра судебной медицины (зав. — проф. В.М. Смольянинов) II Московского медицинского института им. Н.И. Пирогова

УДК 340.624.6«401.74» :615.917'262.015.43

ссылка на эту страницу

В большинстве работ, посвященных проблеме установления давности смерти, имеются справедливые высказывания о том, что на формирование признаков, позволяющих решать этот вопрос, большое влияние оказывают как внешние, так и внутренние факторы. Однако конкретных исследований в этом направлении мы, за редким исключением (Г.А. Ботезату, 1973), в доступной литературе не обнаружили. Без подобных исследований предлагаемые разными авторами критерии, ориентирующие на средние показатели, не могут получить широкое применение в экспертной практике. Занимаясь изучением динамики активности ферментов различных органов с целью установления их изменений в различные сроки посмертного периода, мы решили изучить влияние на ферменты острой алкогольной интоксикации. Исследование носило экспериментальный характер, так как прежде чем непосредственно изучать объекты судебно-медицинской экспертизы, необходимо установить биологические закономерности опытным путем.

В качестве биологических объектов были избраны белые беспородные крысы-самцы весом 180—200 г. Эксперимент проводился при 18—-22°С и относительной влажности воздуха 40—60%. Животных забивали, нанося им черепно-мозговую травму. Исследование состояло из 2 серий: 1-я — при отсутствии алкоголя, 2-я — при наличии острой алкогольной интоксикации с точно известной концентрацией алкоголя в крови, которая составляла 1%о. Количественными гистохимическими методами (Р.П. Нарциссов и соавт., 1969) в миокарде и почках изучали лактат-(ЛДГ), сукцинат- (СДГ) и алкогольдегидрогеназы (АДГ) и биохимическими методами (А.А. Покровский и соавт., 1967) в тех же органах исследовали кислую фосфатазу и катепсины. Полученные результаты подвергли статистической обработке, принятой при исследовании объектов биологического происхождения.

Для наглядности результаты иследований представлены графически. Активность ЛДГ, СДГ, АДГ, кислой фосфатазы и катепсинов измеряли в мкМоль/мин/г (М±т), при исследовании катепсинов в почках (в виду их малого количества) в нМоль/мин/г (М±т). Линия ординат соответствует единицам измерений, линия абсцисс — срокам посмертного периода в часах.

Рис. 1. Динамика активности ЛДГ в миокарде.
Здесь и на рис. 2—7: сплошная линия — наблюдения без алкоголя, пунктирная — с алкоголем.

Рис. 2. Динамика активности АДГ в миокарде.

Рис. 3. Динамика активности ЛДГ в почках.

Рис. 4. Динамика активности АДГ в почках.

Рис. 5. Динамика активности катепсинов в миокарде.

Рис. 6. Динамика активности кислой фосфатазы в почках.

Динамика активности ЛДГ в миокарде (рис. 1).

Обращает на себя внимание, что в посмертном периоде у ЛДГ определяется два выраженных пика подъема активности фермента с последующим снижением до исходного уровня. При наличии алкоголя активность ЛДГ значительно ниже по сравнению с «безалкогольным» миокардом и имеет свою присущую этому ферменту динамику.

Колебание активности СДГ, принципиально сходное с динамикой ЛДГ, но выраженное в других цифровых показателях. При воздействии алкоголя активность фермента также подавлена, но имеет свою специфику на различных сроках после смерти.

Динамика активности АДГ в миокарде (рис. 2)

Отмечается незначительное повышение активности АДГ на протяжении всех 48 ч. Под влиянием алкоголя картина колебания активности фермента меняется: отмечается резкое ее повышение к концу 1-х суток и такое же снижение к 48 ч.

Динамика активности катепсинов в моче.

Рис. 7. Динамика активности катепсинов в моче.

 

Динамика активности ЛДГ в почках (рис. 3)

При анализе изменений активности ЛДГ отмечаются 2 пика повышения активности фермента. При алкогольной интоксикации активность ЛДГ значительно ниже, без какой-либо четко определяющейся специфики.

Динамика активности СДГ в почках сходна с обнаруженной при исследовании ЛДГ, но резко отличается по цифровым показателям. Под действием алкоголя активность СДГ значительно ниже и имеет маловыраженные колебания.

Динамика активности АДГ в почках (рис. 4).

Динамика активности АДГ при наличии и отсутствии алкогольной нагрузки практически не отличается. Однако определяется некоторое подавление активности АДГ под влиянием алкоголя.

Обобщая полученные результаты, следует отметить, что алкоголь оказывает резко подавляющее действие на активность ферментов группы дегидрогеназ, за исключением АДГ в миокарде.

Активность кислой фосфатазы в миокарде практически находится на одном уровне в пределах 48 ч. Под влиянием алкоголя ее активность незначительно снижается к 6 ч, затем повышается и постепенно падает к 48 ч.

Динамика активности катепсинов в миокарде (рис. 5).

Характерны изменения активности катепсинов в миокарде, которые выражаются в резком ее повышении к 18 ч и еще в более резком падении к 24 ч с последующим выравниванием показателей по сравнению с первоначальными величинами. При воздействии алкоголя происходит резкое первоначальное повышение активности фермента с последующим прогрессивным снижением к концу 2-х суток.

Динамика активности кислой фосфатазы в почках (рис. 6).

Отмечается нерезко выраженное колебание активности фермента при отсутствии алкоголя. При алкогольной интоксикации активность почти на всем протяжение значительно выше по сравнению с «нормой» и имеет хорошо выраженную специфику.

Динамика активности катепсинов в почке (рис. 7).

Активность катепсинов в почках имеет тенденцию к резко увеличивающемуся двухэтапному повышению с последующим снижением к 48 ч. При воздействии алкоголя отмечается резкое повышение активности фермента сразу после наступления смерти (в 21/2 раза), затем снижение к 6 ч, резкий подъем к 12 ч и последующее постепенное снижение к концу 2-х суток.

Алкогольная интоксикация в противоположность ферментам группы дегидрогеназ резко активизирует деятельность протеолитических ферментов.

Результаты исследования показывают характерные изменения динамики активности ряда микросомальных и лизосомальных ферментов, специфические для каждого срока посмертного периода. При установлении давности смерти необходимо комплексное определение активности нескольких ферментов в различных органах, так как только на основании сопоставления особенностей их можно делать соответствующие выводы.

Под влиянием алкогольной интоксикации резко изменяется активность ферментов, определяется своя выраженная специфика динамики активности ферментов. Влияние алкогольной интоксикации необходимо (изучать в этом отношении и учитывать при установлении давности наступления смерти.

похожие статьи

Современное состояние и пути дальнейшего совершенствования установления давности наступления смерти / Буромский И.В., Сидоренко Е.С., Ермакова Ю.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 59-62.

Установление давности наступления смерти методом спиновых зондов в отдаленные сроки посмортального периода с использованием языка и почки / Резников И.И., Саакян Л.В., Степанян Т.М. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №5. — С. 35-37.

Суправитальная зрачковая реакция / Гладких Д.Б. — 2012.

Морфологические маркеры функциональной активности печени при алкогольной интоксикации / Морозов Ю.Е., Породенко В.А., Травенко Е.Н., Горностаев Д.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 37-41.

Алкоголь-ассоциированные причины смерти и посмертная этанолемия / Чижикова И.О., Шигеев С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 144-147.

Динамика морфометрических изменений нейронов III и V слоя коры головного мозга при острых отравлениях азалептином в сочетании с этиловым спиртом / Баширова А.Р. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 22-23.

больше материалов в каталогах

Давность наступления смерти

Острое отравление алкоголем