К вопросу определения ртути при судебнохимическом анализе печени и почек человека

/ Крылова А.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965 — №1. — С. 29-33.

Крылова А.Н. К вопросу определения ртути при судебнохимическом анализе печени и почек человека

УДК 616. 36+616. 61]-008. 924. 9-079. 6

Научно-исследовтельский институт судебной медицины (дир. — проф. В.И. Прозоровский) Министерства здравоохранения СССР, Москва

Поступила в редакцию 15/VIII 1964 г.

ссылка на эту страницу

При судебнохимическом исследовании органов человека на ртуть наиболее надежным способом изолирования ее из биологического материала является деструктивный метод разрушения тканей органов с последующим осаждением на йодид меди. В судебнохимических лабораториях нашей страны пользуются этим методом в модификациях Васильевой и Крыловой. Чувствительность метода Васильевой составляет 0,008—0,01 мг ртути в 100 г органа; в 100 г органа определяется 40—100% ртути. Чувствительность метода Крыловой составляет 0,002 мг ртути в 100 г органа. При содержании 0,1—20 мг ртути в 100 г органа определяется 92—100% ее, а при содержании 0,002—0,1 мг в 100 г — 84—100%. Метод позволяет определять не только введенную, но и естественно содержащуюся ртуть.

Чувствительность метода может быть ограничена таким образом, чтобы при анализе не определять постоянно естественно содержащуюся ртуть. Этого можно достигнуть путем ограничения используемого для осаждения объема деструктата (а следовательно, и соответствующей навески органа) до необходимой величины. Для разработки варианта метода, позволяющего исключать обнаружение естественно содержащихся количеств ртути, необходимо иметь данные о границах содержания ее в естественном состоянии в органах человека, которые чаще подвергаются судебнохимическому исследованию. Такими объектами при отравлении ртутью являются почки, печень, содержимое и стенки толстого кишечника и прямой кишки, мозг, а в случаях быстрого наступления смерти -— желудок с его содержимым. При неясно выраженной патоморфологической картине и отсутствии наводящих указаний объектами исследования обязательно служат печень, почки и содержимое желудка. В естественном состоянии ртуть откладывается главным образом в почках и печени.

В литературе нет единого мнения о границах содержания ртути в печени и почках человека. А.О. Войнар приводит естественное содержание ртути у человека: в почках — 0, 002 (до 5, 62) мг, в печени — 0, 002 (до 0, 76) мг и в мозгу — 0, 0002 (до 0, 019) мг. Однако он оговаривается, что отдельные высокие пределы могут относиться к случаям, где имело место неучтенное попадание ртути в виде лечебных препаратов. Вместе с тем при заведомых отравлениях ртутью различные авторы определяют ее в органах человека в количествах, нередко укладывающихся в пределах, указанных А.О. Войнаром как естественно содержащихся. Schmunn у женщины, принявшей несколько граммов сулемы, определил 6, 3 мг ртути в печени и 2, 5 мг в почках. В другом случае отравления в 100 г почек он нашел 1, 89 мг ртути, а в печени — 1 мг. Gascord и Вапсе у человека, умершего через 25 дней после приема сулемы, в одной почке нашли 1 мг, в другой — 0, 6 мг ртути.

С.И. Ашбель и В.А. Третьякова в случае смерти рабочего на 51-й день после прекращения контакта с парами ртути и ее соединениями в 100 г печени нашли 3, 58 мг, в 100 г почек — 3, 36 мг ив 100 г головного мозга — 2, 82 мг ртути.

Из немногих примеров, встретившихся нам в литературе, видно, что вопрос о естественном содержании ртути в органах человека и количествах ее, обнаруживаемых при отравлении, освещен неполно и противоречиво. Использовать эта данные как критерии в разработке метода анализа на ртуть, исключающего определение естественно содержащейся ртути, для судебномедицинской оценки результатов анализа невозможно.

Мы поставили перед собой задачу определить границы содержания ртути у людей в естественном состоянии. Для этого мы исследовали органы 70 трупов людей, умерших от травмы или заболеваний, лечение которых не включает препараты ртути трупа. Среди исследованных было 23 трупа лиц женского пола в возрасте от 17 до 85 лет, 24 трупа мужчин от 25 до 82 лет и 23 трупа детей от 1 дня до 11 лет.

Ртуть определяли деструктивным методом разрушения с последующим осаждением ее йодидом меди по разработанной нами методике. Исследовали почки и печень. В зависимости от веса органов исследование проводили параллельно в 2—4 навесках; заключение о содержании ртути делали по среднему из 2—4 определений. Исключение составляли лишь те случаи, когда    вес органов был слишком мал (детские трупы).

Опыты показали, что содержание ртути в почках и печени не зависит от возраста и пола. В подавляющем большинстве случаев она определена в очень незначительном количестве в печени и в несколько большем в почках (табл. 1 и 2). В 73% случаев (51    труп) содержание ртути в почках составляло    от    0 до 0, 038 мг на    100 г    органа, в печени — от 0 до 0, 01 мг. В 22, 3% случаев (2-я и 3-я группа исследований — 16 трупов) ртуть найдена в количествах, значительно превышающих ее содержание в 1-й группе. В 3 случаях (4-я группа), составляющих 4, 2% общего числа исследованных трупов, содержание ртути в почках достигало особенно больших величин (до 2, 91 мг в 100 г почек), которые при судебномедицинской оценке можно считать токсическими.

Анализируя данные о содержании ртути в печени и почках во 2—4-й группе, можно прийти к выводу, что в почках оно, как правило, во много раз (2—40) выше и лишь в 3 случаях равно или немного выше, чем в печени. Ни в одном случае содержание ртути в печени не было выше, чем в почках.

Таблица 1

Граница определения ртути, естественно содержащейся в органах людей

1 Два случая смерти с диагнозом нефрита имеют обратное распределение ртути: в •печени содержание ртути составляло 0, 017 и 0, 02 мг, а в почках — соответственно 0, 005 ¦ и 0, 008 мг.

 

Подобную же закономерность можно наблюдать ив 1-й группе (количества ртути в ней были минимальными и отнесены к естественно содержащимся), в которой содержание ртути в почках всегда в 3—4 и более раз было больше, чем в печени. Исключение составили  лишь 2 случая смерти с диагнозом нефрита, где отмечена обратная закономерность (см. табл. 1).

Такую же закономерность распределения ртути в естественном состоянии подтверждает А.О. Войнар.

Вместе с тем при отравлениях соединениями ртути наблюдается обратная закономерность. Так, в случае, описанном С.И. Ашбель и В.А. Третьяковой (см. выше), в противоположность естественному содержанию в печени найдено 3, 58 мг ртути в 100 г и почках — 3, 36 мг в 100 г.

Анализ полученных нами данных позволяет сделать заключение, что количества ртути, найденные в 100 г печени (0—0, 01 мг) и почек (0—0, 038 мг), можно считать естественно содержащимися.

В связи с этим в целях исключения определения количеств ртути до 0, 01 мг (в 100 г органа) при исследовании деструктивным методом навеску анализируемого органа следует ограничить до 20 г, а объем деструктата, используемого для осаждения ртути, — до xh. части, соответствующей навеске органа 10 г. Это даст возможность ограничить чувствительность предложенного нами метода исследования на ртуть до 0, 01 мг ртути в 100 г органа и брать среднюю пробу органа с достаточной точностью.

Таблица 2

Количество ртути, определенной в органах людей во 2—4-й группе

Количества ртути, превышающие 0, 01 мг в 100 г печени и 0. 038 мг в 100 г почек, следует считать естественно содержащимися, накопленными в процессе жизнедеятельности организма, только в том случае, если содержание ее в печени меньше, чем в почках, в пересчёте на навеску 100 г. При этом всегда следует учитывать обстоятельства дела, клиническую картину заболевания (особенно применение искусственной почки при промывании и введение различных лекарственных веществ для детоксикации ртути).

В целях правильной судебномедицинской оценки количеств ртути, найденных при    судебнохимическом анализе, во всех случаях следует проводить параллельное исследование печени  и почек, а при  необходимости и раздельное исследование других органов.

Вопрос о закономерности распределения ртути в различных органах, при интоксикации соединениями ее является предметом специальной экспериментальной работы, которая будет поставлена в дальнейшем.

Выводы

  1. Определение ртути в органах 70 трупов людей показало: а) содержание ее в печени и почках людей не зависит от возраста и пола; б) в 73% случаев содержание ее в печени людей колеблется от 0 до 0, 01 мг в 100 г органа, в почках — от 0 до 0, 038 мг. Эти количества следует считать    естественно содержащимися;    в)    в 27% случаев количества ртути в    печени и почках превышают    содержание ее в    указанных пределах. Следует считать их естественно содержащимися или накопленными в процессе жизнедеятельности человека только в том. случае, если содержание ртути в печени меньше, чем в почках, в пересчете на навеску органа 100 г.
  2. При судебнохимическом анализе на ртуть всегда следует делать параллельное исследование печени и почек (кроме других органов).
  3. Для исключения постоянного определения количеств ртути до 0, 01 мг следует брать навеску органа для анализа не более 20 г при условии использования M2 полученного деструктора для осаждения ртути.

похожие статьи

Перспективы использования параметров окислительной модификафии белков сыворотки крови для установления длительности агонального периода / Эделев И.С., Обухова Л.М., Андриянова Н.А., Эделев Н.С. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 28-32.

Обнаружение рокурония в биологических объектах методом высокоэффективной жидкостной хроматографии/масс-спектрометрии / Матвеева А.А., Федорова К.В., Лопушанская Е.М., Киреева А.В. // Судебная медицина. — 2019. — №2. — С. 49-51.

Изучение распределения неостигмина метилсульфата в организме теплокровных животных после внутрижелудочного введения / Алехина М.И., Шорманов В.К., Никитина Т.Н., Маркелова А.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 40-47.

Обнаружение 25B-NBOMe — производного фенилэтиламина в биологическом материале / Барсегян С.С., Кирюшин А.Н., Ерощенко Н.Н., Туаева Н.О., Носырев А.Е., Кирилюк А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 34-39.

Особенности распределения 2,4- и 2,6-ди-трет-бутилгидроксибензола в организме теплокровных животных / Шорманов В.К., Цацуа Е.П., Асташкина А.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №1. — С. 36-42.

больше материалов в каталогах

Судебно-химические исследования