О возможности обугливания трупов горячим воздухом

/ Кандибур Р.И.  // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966 — №1. — С. 15-16.

Кандибур Р.И.  О возможности обугливания трупов горячим воздухом

УДК 340. 628. 4

Криворожская судебно-медицинская экспертиза

Поступила в редакцию 17/IX 1964 г.

ссылка на эту страницу

В нашей практике встретилась чрезвычайно редкая и трудная экспертиза трупа, обугленного горячим воздухом.

На основании вытяжной фабричной трубы был обнаружен обугленный труп. Высота трубы 80 м, диаметр 6 м. К ней подведено 5 машинных боровов.    

При транспортировке трупа в морг тело частично рассыпалось.

Перед экспертизой был поставлен, в частности, вопрос о давности наступления смерти и нахождения тела в месте его обнаружения. Выяснилось, что люк в борова открывали лишь полгода назад. Температура воздуха у основания трубы была 110—150°, в воздухе содержалась мелкая рудная пыль и около 0,1% окиси углерода.

Части трупа были покрыты очень мелкой рудной пылью, имели вид черно-бурой массы, местами сохранившей форму частей тела, резко уменьшенных в объеме.

Кое-где сохранились истлевшие мелкие участки хлопчато-бумажной ткани черно-бурого цвета, рассыпающиеся при прикосновении. Мягкие ткани имели вид сухой черно-бурой массы, мышцы рассыпались в руках и имели вид бурого угля с различимыми волокнами; в области коленных, локтевых и других крупных суставов они отделялись вместе с фрагментами эпифизов. Кости очень легко ломались, даже при осторожном обращении с ними, имели сероватый цвет, а на изломе были светлее, чем по наружной поверхности; структура их была различимой.

Наибольшие затруднения вызвало решение вопроса о давности наступления смерти и нахождения тела в указанных условиях.

Отсутствие указаний в специальной литературе побудило нас поставить эксперименты. В люк одной из машин поместили 2 нижние конечности. Одна из них была обута в кожаную туфлю на резиновой подошве (подобную найденной возле трупа) и одета в штанину из шерстяной ткани, другая — без одежды и обуви. Через 3 недели ткань штанины при легком прикосновении рассыпалась и сохранилась лишь там, где образовалось несколько слоев. Эта конечность была оставлена еще на 3 недели, а другая извлечена.

Оба объекта по внешнему виду, плотности и цвету почти не отличались от найденного трупа, однако на изломах тканей были найдены различия. Для более объективного и точного изучения этих особенностей провели ряд исследований.

Полой металлической трубкой с заостренным краем, диаметром и глубиной 1 см из икроножной мышцы всех объектов, включая и контрольный (ткань трупа, накануне доставленного в морг) изымали указанный объем тканей и взвешивали. При этом нормальная ткань в данном объеме весила 940 мг, ткань 3-недельной давности — 418 мг, 6-недельной давности — 800 мг, а экспертного объекта — 490 мг.

Исследования проводили в специализированных заводских лабораториях.

Исследовали 4 навески с учетом контроля после доведения их до постоянного веса.

Летучие и горючие вещества определяли расчетом разности веса между первоначальными навесками после высушивания и помещения объектов в муфельную печь при температуре около 800°, где за 4 часа произошло почти полное сгорание. Зольный остаток подвергли анализу на минеральные вещества обычными методами. Серу определяли по методу Эшка, а азот—по Кьельдалю.

Результаты представлены в таблице, из которой видно, что особенно глубокие изменения в химическом, составе и физических свойствах наступают в начальный (относительно непродолжительный) период.

Физические свойства и химический состав объектов

При более длительном воздействии горячего воздуха количественные изменения химического состава в тканях небольшие; их нельзя использовать в качестве критерия для определения длительности воздействия горячего воздуха. К тому же эти исследования сложны и трудоемки. Для этой цели более приемлемы изменения цвета, консистенция и влажности тканей, а также содержания летучих и горючих веществ.

похожие статьи

Экспертные возможности определения времени полного сожжения трупа или его частей / Пазенко Т.Я., Филипчук О.В., Николаенко А.А. — 1988.

Энтомологические и микробиологические особенности разложения трупов, подвергшихся воздействию пламени / Лаврукова О.С., Лябзина С.Н., Сидорова Н.А., Приходько А.Н. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2018. — №4. — С. 30-34.

Молекулярно-генетический анализ митохондриальной ДНК в обожженных костях: еще раз о пределах возможного / Земскова Е.Ю., Бордюков М.М., Ковалев А.В., Иванов П.Л. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №2. — С. 21-25.

Возможности экспертной диагностики повреждений при исследовании останков сильно обгоревших и обугленных трупов / Фетисов В.А., Макаров И.Ю., Ковалев А.В., Гусаров А.А., Саркисян Б.А., Янковский В.Э. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2017. — №5. — С. 44-48.

Выпадение вещества головного мозга при обгорании трупа / Калчев И.Г., Чомаков М.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1967. — №2. — С. 46-47.

больше материалов в каталогах

обгорание, сжигание трупов