III съезд судебных медиков Польской Народной Республики

/ Литвак А.С., Власенко Л.М., Потапов М.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966 — №2. — С. 59-61.

Литвак А.С., Власенко Л.М., Потапов М.И. III съезд судебных медиков Польской Народной Республики

УДК 340.6 (063) (438) «1965»

Кафедра судебной медицины (зав. —проф. А.С. Литвак) Ставропольского медицинского института и Научно-исследовательский институт судебной медицины (дир. - проф. В.И. Прозорский) Министерства здравоохранения СССР, Москва

ссылка на эту страницу

С 16 по 18/IX 1965 г. во Вроцлаве проходил III съезд судебных медиков Польской Народной Республики. Одним из ведущих организаторов его был руководитель кафедры судебной медицины Вроцлавской медицинской академии проф. Попельский. На съезде присутствовали работники 10 кафедр судебной медицины Польши, представители судебных экспертиз, милиции, суда, прокуратуры, делегации из Болгарии, Венгрии, ГДР, Румынии, СССР, Чехословакии, Югославии, представители Дании, Италии, Финляндии.

Тематика съезда была посвящена серологическим исследованиям крови в судебномедицинской практике (38 докладов), токсикологии и судебной химии (45 докладов), лабораторным методам исследования секционного материала (20 докладов).

Работа серологической секции продемонстрировала высокий научный уровень серологических исследований в Польше и правильную ориентацию научных изысканий. Наибольшее внимание привлекают следующие доклады.

Мu1сzуk-Zuczkiewicz сообщила о возможности получения сывороток анти-Gm(a) путем иммунизации кроликов. Изготовленные спермоспецифические преципитирующие сыворотки (Kornobis) можно применять для выявления спермы в пятнах; попытка получить иммунную сыворотку, преципитирующую кислую фосфатазу спермы, окончилась неудачей (Solmski). Наилучшими продуцентами сывороток анти-М и анти-Ν являются кролики, обладающие в своем генотипе у-глобулиновой характеристикой А2 (е) (Grodecka).

В делах о спорном отцовстве польские судебные медики используют системы А1A2ВО, MN, Rh (CCW DEce), Kell, Hp, Gm (a), Gc и Se-se; отцовство исключается в 29, 7% Случаев (Kobiela, Turowska). Выясняются возможности определения «новых» эритроцитарных и сывороточных групповых антигенов в пятнах крови. Фактор Gc с трудом выявляется в пятнах даже свежей крови (Brzecka, Mikulewicz), -однако Turowska считает, что определение групп Нр и Gc все же возможно; наиболее четкие и доказательные результаты дает определение фактора Gm(a + ). Антигены Fya и Jkb удается выявлять с большей или меньшей степенью достоверности.

Szczesna считает, что метод Nickolls-Pereira, позволяющий определять группу крови в волокнах материи длиной 2—3 мм, извлеченных из пятен крови, дает лучшие результаты при использовании трипсинизированных эритроцитов, взвешенных в 1% бычьем альбумине, и с элюцией при 50°. Fiori и Benciolini (Италия) показали, что этот метод полезен для определения антигенов систем АВ0 и MN в пятнах крови и групп АВ0 в пятнах спермы, но неприменим к пятнам слюны.

По проблеме «Токсикология и судебная химия» большинство работ было посвящено частным методам химического исследования отравлений отдельными органическими веществами: фосфорорганическими инсектофунгицидами (Borkowski, Chrobok Gajdziiiska, Sybirska), мепробаматом (Borkowski и др. ), бензолом и его гомологами (Chlobowska и др. ), акрилонитрилом (Madej, Nedoraa), нафталином (Chllobowska, Nedoma), стрихнином (Kapczynska, Marcinkowski), флюорином (Klewska, Strycharska) и др. Эти методы основаны, как правило, на выделении, очистке и обнаружении веществ методом бумажной хроматографии с последующим спектрофотометрическим определением. Для стрихнина наряду с полярографическим методом успешно использована ионообменная бумага.

Наибольший судебнохимический интерес представляли доклады по изолированию и систематическому исследованию групп органических ядов. Необходимо отметить работы по применению ультразвука (Grochowska) и метода, основанного на непрерывной экстракции предварительно очищенного водного гомогената (Borkowski) для изолирования органических ядов из биологического материала. Применение ультразвука, по данным автора, позволяет в течение нескольких минут получать результаты анализа. Fiori и Marico (Италия) предложили систематическое исследование на алкалоиды, основанное на сочетании способов хроматографии на бумаге и в тонком слое адсорбента. Метод хроматографии на бумаге найден наиболее перспективным и при исследовании отравлений смесями лекарств (Dynakowski, Turkowska).

Наиболее широко были представлены вопросы, связанные с изучением методов определения этилового спирта. Предложены модификации, позволяющие определять этанол в загнившей крови способом Видмарка (Markiewicz; Banciu, Droc), и метод газовой хроматографии для дифференцированного определения различных алифатических спиртов (Chlobowska, Madej). Ряд польских исследователей изучал влияние антибиотиков, противотуберкулезных средств и др. на результаты определения спирта методом Видмарка и частично ферментативным методом. Несколько докладов были посвящены экспериментальному изучению метаболизма и некоторых судебномедицинских вопросов по проблеме алкоголя. Предпочтение отдавалось ферментативному методу количественного определения спирта, как наиболее специфичному.

Для экспертной практики важны работы по новообразованию карбоксигемоглобина в образцах загнившей крови (Маrkiеwiсz). Первые следы его появляются в крови через 24—48 часов хранения. Через несколько дней новообразование достигает максимума (до 3—5%)·

Следует отметить ряд докладов по лабораторным методам исследования секционного материала. В а г d z i к указал на целесообразность использования некоторых фармакологических средств для решения вопроса о давности смерти путем введения их в переднюю камеру глаза и подкожно с последующим наблюдением за состоянием зрачков и потовых желез. Вiеniek предложил проводить идентификацию по совпадению рельефа наружной поверхности ногтей с внутренней поверхностью маникюрного лака. Имеющиеся микронеровности обнаруживаются на внутренней поверхности обрывков лака и отражают индивидуальную микроструктуру ногтя. В некоторых случаях это дает возможность установить ноготь, от которого найден обрывок лака. Chroscielewski и Marcinkowski обратили внимание на диагностическую трудность в оценке секционного материала при утоплении в случаях применения искусственного дыхания методом «рот в рот». Они провели эксперименты для уточнения особенностей макроскопической картины острого расширения легких.

Dubrzynski получал на зубной массе «Зельган» пластические оттиски мест повреждений у живых людей и трупов. Jaklinski и Gorski исследовали содержание холестерина в надпочечниках человека методом Либермана—Бургардта с учетом возраста, причины смерти, заболевания и т. д. Результаты сопоставляли с морфологическими изменениями. Полученные результаты авторы пытаются увязать с теорией Селье.

Lisоwski предложил метод количественного определения металлов при огнестрельных повреждениях одежды и ткани при помощи электрофореза и хроматографии на бумаге.

Marek в результате гистохимических и биохимических исследований миокарда при скоропостижной смерти от ранних инфарктов миокарда установил, что содержание солей калия в этих случаях бывает значительно снижено.

Raekalio (Финляндия) гистохимическим исследованием ферментативных процессов разрешает вопрос о прижизненности повреждений. Материал основан на большом числе экспериментов на морских свинках и крысах с определением ферментативной активности эстеразы, трифосфатазы, аденозина, β-глюкуронидазы, аминопептидазы, кислой и основной фосфатазы. Различия ферментативных реакций создают большие возможности для правильного решения вопроса о прижизненности повреждений.

Наша делегация сделала 4 доклада: «Ангиографическое исследование магистральных сосудов шеи и головы» (А.С. Литвак, Р.Л. Вартанов, В.И. Витер, Р.А. Идиятуллин), «Электрофоретическое исследование белковых фракций сыворотки крови в судебномедицинской практике» (А.С. Литвак, Б.С. Ращупкин), «Генетический принцип обнаружения новых фитагглютининов (на примере фит-агглютининов анти-Ν и анти-М)» (М.И. Потапов), «К вопросу определения строфантина при судебнохимических исследованиях» (Л.М. Власенко). Доклады вызвали интерес.

Работа съезда дала возможность установить личный контакт, особенно с учеными из стран социалистического лагеря. К сожалению, приходится констатировать, что зарубежные исследователи недостаточно осведомлены о достижениях судебной медицины в СССР. Ученые демократических стран проявляли живой интерес к нашим достижениям, просили высылать научную литературу и приглашать их на конференции и съезды.

Наша делегация ознакомилась с постановкой судебномедицинской экспертизы в Польше, работой кафедр судебной медицины Варшавской и Вроцлавской медицинских академий и отдела по исследованию групп крови Института иммунологии и терапии им. Гиршфельда.

Вся экспертная деятельность по требованию судебно-следственных органов осуществляется сотрудниками кафедр судебной медицины академий (институтов).

Там, где нет кафедр судебной медицины, в качестве экспертов привлекают врачей других специальностей. Это создает перегрузку, научно-педагогических кадров и не всегда удовлетворяет требованиям судебно-следственных органов. Достаточно указать, что сотрудник кафедры, проводя экспертизу трупа, в случае необходимости осуществляет и дополнительные исследования (гистологические, биохимические, физикотехнические и др. ), так как в штате кафедр не везде предусмотрены специалисты соответствующих профилей. Поэтому вполне понятно стремление к созданию должностной системы судебномедицинской службы при Министерстве здоровья.

Студенты медицинских академий изучают судебную медицину на 5-м году обучения. Число часов на разных кафедрах неодинаково: в Варшавской академии для лекций отведено 40 часов, для практических занятий — 20 часов (из них 16 часов — для секционной работы); в Вроцлавской академии для лекций — 60 часов, для практических занятий — 30 часов (2 часа — на серологию, 2 часа — на токсикологию, 2 часа — на амбулаторный прием, 4—6 часов — на экспертизы по документам, остальное время — на работу в секционном зале).

В Польше функционирует общество судебных медиков и криминалистов.

Делегация судебных медиков Советского Союза благодарна Министерству здоровья Польской Народной Республики, организаторам съезда и сотрудникам кафедр за теплый прием и желает им дальнейших успехов.

похожие статьи

Условия и характер работы медицинского персонала моргов Великобритании: вопросы охраны здоровья, обеспечения инфекционной безопасности и снижения рисков заражения / Шигеев С.В., Фетисов В.А., Минаева П.В., Гусаров А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 54-58.

Рефераты №1 1968 / Ачеркан Н.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №4. — С. 49-54.

Некоторые пути преодоление недостатков назначения судебно-медицинской экспертизы в Белоруссии / Ефимов Л.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 19-20.

13-я научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов “Судебно-медицинская наука и практика” / Баринов Е.Х., Рябоштанова Е.И. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2019. — №1. — С. 66-67.

Решение IV международной научно-практической конференции «Роль методов физико-химического исследования при установлении факта приема алкоголя, новых наркотических и психоактивных веществ в системе взаимодействия экспертных лабораторий правоохранительных органов, химико-токсикологических лабораторий медицинских организаций и судебнохимических лабораторий государственных судебно-медицинских экспертных учреждений» / // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 64.

Расширенная научно-практическая конференция «Судебно-медицинская экспертиза Санкт-ПЕТЕРБУРГА XX–XXI веков: Традиции, интеграция научных знаний и технологий, профессиональная этика» (20–21 сентября 2018 года, г. Санкт-Петербург) / Лобан И.Е. // Труды VIII Всеросс. съезда судебных медиков ..., 21–23 ноября 2018 г., Москва — М.: ООО «Принт», 2019. — №1. — С. 34-37.

больше материалов в каталогах

Судебная медицина в других странах

Съезды, совещания, встречи