Отравление формалином

/ Устинов А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966 — №4. — С. 22-23.

Устинов А.С. Отравление формалином

УДК 615.778.1-099

Поступила в редакцию 29/XII 1965 г.

ссылка на эту страницу

Мужчина в возрасте 22 лет в состоянии алкогольного опьянения выпил около 100 мл 5% раствора формалина, после чего лег спать, поэтому медицинская помощь и госпитализация были осуществлены только через 10 часов. Вскоре после приема яда появилась повторяющаяся рвота с запахом формалина и алкоголя. В первые дни пострадавший жаловался на жгучие боли в горле, по ходу пищевода и в подложечной области, тошноту. Проведено консервативное лечение.

На 10-е сутки боли при глотании и в подложечной области уменьшились, но продолжали беспокоить боли за грудиной, временами была рвота. На 28-й день рентгенологически механических препятствий в пищеводе не обнаружено, выявлена деформация желудка. Анализы крови и мочи в норме. На 35-й день возникло профузное пищеводно-желудочное кровотечение, сопровождающееся обмороком, обильной рвотой С примесью алой крови, острой сердечно-сосудистой недостаточностью. Проведенными лечебными мероприятиями больной был выведен из тяжелого состояния. На 40-й день повторилась обильная рвота с примесью алой крови (до 1100 мл) и наступила смерть.

На секции обнаружено резкое малокровие внутренних органов. Слизистая оболочка пищевода до середины не имеет продольной складчатости, влажная, бледно-желтая; в нижнем отделе бледно-синюшная, продольная складчатость уменьшена; в брюшном отделе плотная, рубцово измененная. Желудок резко уменьшен, стенка его плотная, не растяжима, деформирована. В нем содержится 200 мл жидкой крови. Слизистая оболочка в области дна и тела не имеет складчатости, желтовато-серая, в пилорическом отделе умеренно складчатая, розовато-серая. В области дна на участке 3×2 см стенка желудка отсутствует, в этом месте к образовавшемуся дефекту плотно припаяна селезенка. Кроме того, стенка желудка с наружной поверхности спаяна с левой долей печени, левым куполом диафрагмы и левой кривизной поперечноободочной кишки, сТенка последней на этом участке плотная, деформирована, просвет сужен до 2 см. Кишечник на всем протяжении содержит жидкую кровь с небольшими сгустками, слизистая оболочка серо-красная, складчатая.

Данные гистологического исследования пищевода: отдельные участки слизистой оболочки выстланы многослойным плоским эпителием, собственный слой не содержит желез. В нижнем отделе пищевода многослойный эпителий отсутствует, слизистая оболочка некротизирована, в подслизистом слое отек, инфильтраты из лимфоидных и плазматических клеток, гистиоцитов и полинуклеаров с преобладанием эозинофилов. Стенки сосудов склерозированы. В межмышечных прослойках — отек и воспалительная инфильтрация. Стенка желудка утолщена, резко отечна, инфильтрирована лимфоидными и плазматическими клетками, гистиоцитами, полинуклеарами, слизистая оболочка резко истончена, местами тотально некротизирована. Изредка встречаются остатки глубоких частей желез, выстланных гиперхромным недифференцированным эпителием. Стенки мелких артерий изменены, просветы частью облитерированы, в крупных артериях неравномерное разрастание интимы, просветы некоторых сосудов выполнены эритроцитами. Вокруг сосудов — крупноклеточные инфильтраты. У места сращения дна желудка с селезенкой — лимфоидная ткань с соединительнотканными прослойками. В селезенке — выраженное малокровие пульпы, умеренная гиперплазия ретикуло-эндо-телиальной ткани, участок некроза, ограниченный демаркационным лейкоцитарным валом.

Мы провели опыты на кроликах: через зонд одним из них вводили в желудок 10 мл 5% раствора формалина, другим—после предварительного введения разведенного спирта (из расчета до 2 г абсолютного спирита на 1 кг веса). В первом случае сразу после приема формалина наблюдались двигательное возбуждение и рвотные движения (без рвоты), одновременно кролики кричали, что может свидетельствовать о болевом раздражении. Через 5—10 мин. наступала адинамия, животные в течение получаса неподвижно лежали, изо рта выделялась слюна, дыхание учащалось (до 100 в минуту), зрачки были расширены, роговичный рефлекс сохранен. Через 40—60 мин. кролики садились, затем понемногу начинали есть. Активность постепенно восстанавливалась. На 2-й день у некоторых из них был жидкий стул. В дальнейшем поведение было обычным. У второй группы после введения алкоголя дыхание учащалось, походка становилась шаткой. Через 45 мин. вводили формалин. Возбуждение у этих кроликов было выражено значительно меньше.

Животных убивали в сроки от 7 до 46 дней после затравки. В течение этого времени неоднократно производили анализ крови, особых изменений не обнаружено. На вскрытии на 7—10-й день после затравки было видно, что стенка желудка несколько утолщена, отечная, мягкая, серозная оболочка белесоватая, гладкая. Слизистая оболочка местами легко отторгалась. При микроскопическом исследовании выявлен поверхностный некроз слизистой оболочки желудка, выраженный отек всех слоев его стенки с умеренной инфильтрацией лимфоидными и плазматическими клетками. В более поздние сроки (например, через 46 дней) макроскопически стенка желудка была равномерной толщины, умеренно плотная, складки сглажены. Между печенью и желудком — небольшие рыхлые фиброзные спайки. Микроскопически слизистая оболочка желудка несколько истончена, местами некротизирована. В подслизистом и мышечном слое — прослойки соединительной ткани, лимфоидногистиоцитарная инфильтрация. Серозная оболочка умеренно утолщена, склерозирована.

Возвращаясь к описанному выше случаю смерти от профузного желудочного кровотечения, можно следующим образом представить себе механизм его возникновения. В результате некроза и воспалительных изменений в части стенки желудка и, в частности, слизистой оболочки возникли условия для резкого угнетения, а возможно, и полного прекращения мукоидного секретообразования в покровном эпителии, что сделало стенку желудка беззащитной от пептического действия желудочного сока. В подобных условиях мягкая ткань припаянной селезенки легко подвергается переваривающему действию желудочного сока; она могла явиться источником кровотечения.

Формалин имеет жгучий вкус и резкий запах, поэтому отравления им встречается редко. Описаны случаи острых отравлений, смерть наступала через 30 мин. (кома), через 5—6 часов и на 4-е сутки. Лишь в одном наблюдении после приема стакана разведенного формалина смерть последовала на 21-е сутки.

похожие статьи

Суицидальное отравление чистящим средством для унитазов / Бушманн К., Хартвиг С., Тсокос М. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 39-41.

Случай смерти от отравления этиленгликолем / Збруева Ю.В., Кабакова С.С., Засыпкина Т.В., Лазарева А.Ю., Даниличева Н.В., Богомолов Д.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 85-87.

Судебно-медицинская диагностика отравлений некоторыми суррогатами алкоголя / Кучина Е.В. — 2008.

К вопросу о влиянии хронического отравления амиловым спиртом и сивушным маслом на животных / Мартинович А.И. — 1896.

Отравление силикатным клеем / Охват Ю.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1978. — №4. — С. 47.

больше материалов в каталогах

Отравления техническими жидкостями