Экспертное значение штанцмарки при повреждения из самодельного оружия

/ Розинов М.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965 — №3. — С. 50-52.

Розинов М.В. Экспертное значение штанцмарки при повреждения из самодельного оружия

УДК 340.62 + 616-001.45-079.6

Московское городское бюро судебномедицинской экспертизы (нач. Л.С. Велишева)

Rоzinоv, M.V.: Legal Significance of the Schtantzmark of Home-Made Shotguns

Поступила в редакцию 15/I 1965 г.

ссылка на эту страницу

В зависимости от рельефа дульного среза оружия, анатомо-морфологических особенностей пораженной области тела и других условий контакта (наличие или отсутствие одежды, угол, под которым оружие приставляется к поверхности тела, и пр. ) штанцмарка в большей или меньшей степени отображает строение дульного среза.

Экспертная практика рассматривает отпечатки дульного среза оружия как ценный признак, на основании которого можно решить ряд важных вопросов: расстояние и направление выстрела, вид и нередко модель оружия, положение его по отношению к телу в момент выстрела.

В литературе описаны штанцмарки от ручного огнестрельного оружия, однако специальных работ, посвященных отпечаткам дульного среза самодельного оружия, мы не встретили. Между тем индивидуальная конструкция самодельного оружия позволяет также отождествлять его по штанцмарке.

Примером может служить случай из практики.

В связи с обнаружением трупа гр-на Ч. с огнестрельным ранением гр-н С. показал, что Ч. с целью самоубийства выстрелил себе в голову из самодельного пистолета, принадлежащего С. и снаряженного серой из спичек (1,5 коробки), дробью и бумажными пыжами.

При судебномедицинском исследовании трупа в левой лобно-височной области обнаружена округлая рана диаметром 8 мм, проникающая в полость черепа. Края раны неровные, при сближении их в центре оставался дефект ткани. Вокруг раны западающее темно-красное осаднение кожи в виде пояска шириной до 7 мм. Помимо этого, у переднего края раны имеется западающее неправильно-прямоугольное осаднение размером 1×6 мм. Подлежащие мягкие ткани пропитаны кровью и покрыты темным налетом. Кости черепа с множественными переломами и трещинами, надкостница в области свода слева почти полностью отслоена. В мозгу обнаружены деформированная картечь и множественные мелкие костные отломки.

При вскрытии трупа рану иссекли в пределах неповрежденной кожи, расправили лоскут на предметном стекле и зафиксировали в спирту.

Этот препарат кожи и самопал, изъятый с места происшествия, исследовали методом непосредственной микроскопии и фотографии, что позволило выявить важные детали: края раны с мелкими надрывами, передний контур прямоугольного осаднения закруглен, опоясывающее осаднение по внешнему контуру имеет вид ломаной линии с длиной отрезков 8—9 мм, на осадненной поверхности надкожица сорвана пластами, местами она имеет вид мелких, закрученных валиков, на границе прямоугольного и опоясывающего осаднений сохранились участки неповрежденной кожи.

Рис. 1. Самопал.

Самопал состоял из рамки и ствола, скрепленных изоляционной лентой и полоской жести от консервной банки. Рамка изготовлена из многослойной фанеры толщиной 15 мм, ствол — из шестигранного металлического прута длиной 91 мм (рис. 1). Расстояние между противоположными гранями прута 15 мм, диаметр канала ствола 6 мм. На верхней поверхности ствола у заднего конца просверлено затравочное отверстие. Торцевая часть рамки (1×5 мм) имеет прямоугольную форму и закругленный нижний край. На поверхности ее мелкие обрывки надкожицы в виде высохших сероватых пленок. Дульный срез самопала представляет собой сочетание шестигранника (ствол) и прямоугольника с закругленным нижним краем (торцевая часть рамки).

Между стволом и торцевой частью рамки, преимущественно по краям, имеются зазоры, обусловленные формой ствола и рамки (рис. 2).

Сравнительным исследованием конфигурации повреждения на коже и дульного среза самопала установлено, что они совпадают по форме, размерам и относительному расположению деталей: рана и опоясывающее осаднение соответствуют переднему срезу ствола, прямоугольное осаднение — торцевой поверхности рамки, участки неповрежденной кожи между прямоугольным и опоясывающим рану осаднением — зазорам между стволом и рамкой (рис. 3).

Рис. 2. Кожа из области огнестрельной раны.

Рис. 3. Дульный срез самопала (зеркальное изображение).

На основании результатов исследования дано заключение, что выстрел произведен в упор под прямым углом из представленного на экспертизу самопала. Эти выводы помогли следователю восстановить и проанализировать происшествие. Случай расценен как самоубийство.

похожие статьи

Оценка влияния длительности экспозиции в воде на сохранность дополнительных продуктов выстрела на мишени / Леонов С.В., Пинчук П.В., Степанов С.А. // Судебная медицина. — 2019. — №1. — С. 19-20.

Динамика и структура огнестрельной травмы / Кондрухова Е.П. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 66-68.

Характеристика танатогенеза при огнестрельной травме / Збруева Ю.В., Джуваляков П.Г., Богомолов Д.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 49-51.

Судебно-медицинская экспертиза смертельного ранения головы пулей из пневматической винтовки / Алтухов А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 10-14.

Некоторые современные методы диагностики огнестрельных повреждений / Макаров И.Ю., Богомолов Д.В., Гюльмамедова Н.Д., Шай А.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 55-60.

больше материалов в каталогах

Огнестрельные повреждения