Определение алкоголя в крови и моче живых лиц

/ Карандаев И.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1967 — №1. — С. 13-15.

Карандаев И.С. Определение алкоголя в крови и моче живых лиц

УДК 616.153. 262 + 616. 633. 262]-074+340. 67: 615. 711. 12

Научно-исследовательский институт судебной медицины (дир. — проф. В.И. Прозоровский) Министерства здравоохранения СССР, Москва

Поступила в редакцию 4/Х 1965 г.

Karandaev, I.S.: Blood and Urine Alcohol Estimation in the Living Person

ссылка на эту страницу

Для повышения качества судебно-медицинской экспертизы при определении алкогольного опьянения того или иного лица в момент смерти в период 1959—1964 гг. в нашем институте была разработана и внедрена в общую практику модификация фотометрического метода определения этилового алкоголя в крови и моче трупов.

Достаточная точность (±0,2‰), специфичность, доступность, сравнительная быстрота, возможность проводить серийные анализы с малым количеством крови и мочи положительно характеризуют этот метод.

В задачу настоящей работы входило продолжение исследований в направлении использования фотометрического метода у живых лиц.

При этом возникла необходимость уменьшить количество объекта с 1 до 0,5 мл, что было обусловлено условиями взятия крови. В связи с этим были изменены количественные соотношения реактивов и режим выполнения анализа.

Сущность методики оставалась прежней и заключалась в восстановлении бихромата калия, растворенного в серной кислоте, алкоголем, ускоренно диффундирующим из объекта под действием карбоната калия. Качественные реакции, реактивы, посуда и приборы не изменялись.

Количественные же соотношения объектов, растворов и реактивов изменены следующим образом: в бюксы вместо 1 мл отмеривали 0,5 мл объекта (кровь, моча, эталонные растворы, дистиллированная вода для контрольной пробы), вместо 1 мл добавляли 0,5 мл раствора карбоната калия; в тигли, поставленные в бюксы, вместо 2 мл отмеривали 1,5 мл раствора бихромата калия. При указанных соотношениях реактивов, растворов и объектов для повышения точности анализа при малых концентрациях алкоголя изменили тепловой режим. Подготовленные пробы помещали в термостат на 40 мин. при температуре 55—56° вместо 30 мин. при 48—50°.

Если в ранее предложенной методике по расчету эквивалентного количества бихромата калия вводили для окисления лишь 3‰ алкоголя и реакция основывалась на неполной диффузии его из эталонов и объектов, то при новом соотношении введенное количество бихромата калия обеспечивает окисление 4,1‰ алкоголя, что в практической работе при экспертизе живых лиц позволяет проводить полную диффузию алкоголя из объектов.

Проведено 33 анализа с эталонными растворами на воде. В одних анализах все бюксы заполняли одновременно, в других — с интервалами 30—60—120 мин. При сопоставлении полученных данных, обработанных статистически, было установлено, что во всех случаях ошибка метода при концентрациях алкоголя 0,4‰ не превышает 7,7%, при 2‰ — 2,2%, при 4‰ — 2,2%. Среднее квадратическое отклонение в этих же концентрациях составляло соответственно ±0,0007, ±0,0015, ±0,0025. Проведенные анализы с кровью и мочой живых лиц (121) позволили выработать определенную методику взятия объектов и проведения исследования.

Заполняют бюкс с контрольной пробой. Кровь берут из кончика пальца путем укола скарификатором со сменными иглами. Палец предварительно обрабатывают раствором риванола 1:1000 (спиртовые растворы, йодная настойка и пр. не допускаются). Первую выжатую каплю крови стирают тампоном, а последующие выдавливают на кончик горизонтально положенной на край стола пипетки емкостью 1 мл до отметки 0,5 мл. Из пипетки кровь сразу же переносят на дно подготовленного бюкса, заполненного растворами бихромата калия и карбоната калия (для предотвращения присыхания крови к стенкам пипетку смачивают дистиллированной водой и ставят вертикально для стока излишка воды). Мочу (0, 5 мл) переносят в бюкс из стерильного сосуда, в который мочился обследуемый. При невозможности получения мочи обычным способом (бессознательное состояние и пр. ) ее берут мягким катетером. Бюксы плотно закрывают притертыми крышками и помещают в термостат на 40 мин. при 55—56°. Происходит полная диффузия алкоголя из объекта и его окисление раствором бихромата калия. Это позволяет исследовать не каждый случай в отдельности, а набирать в течение 2—3 часов от разных обследуемых лип пробы крови и мочи, помещать их в подготовленные, заполненные реактивами бюксы и после составления целой серии из 10—12 проб помещать их все одновременно в термостат. Извлеченные из термостата бюксы охлаждают до комнатной температуры, затем растворы бихромата калия из эталонов и объектов по отношению к раствору бихромата калия из контрольной пробы фотометрируют на универсальном фотометре ФМ.

Методику проверяли в практической работе психоневрологической больницы. Результаты проверки позволяют сделать следующие выводы.

  1. Методика достаточно точна (±0,2‰), доступна, позволяет проводить серийные анализы с затратой сравнительно небольшого количества рабочего времени.
  2. Необходимое для анализа количество крови (0, 5 мл) всегда можно взять из пальца.
  3. При выбранных количественных соотношениях объект—реактив (0,5:1,5) раствором бихромата калия может быть окислено 4,1‰ алкоголя, что дает возможность осуществлять практически полную диффузию алкоголя из объекта и не ограничивать проведение анализа временем.
  4. Методику с указанными соотношениями объектов, растворов и реактивов можно применить для количественного определения алкоголя как в крови, так и в моче трупов.
  5. Применение единой точной методики определения алкоголя в крови и моче живых лид и трупов повысит качество экспертиз по установлению степени опьянения и даст широкую возможность научно обобщать и сопоставлять результаты исследований.
  6. Все изложенное позволяет предложить указанную методику для внедрения во врачебно-экспертную и судебно-медицинскую практику.

похожие статьи

Перспективы использования параметров окислительной модификафии белков сыворотки крови для установления длительности агонального периода / Эделев И.С., Обухова Л.М., Андриянова Н.А., Эделев Н.С. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 28-32.

Обнаружение рокурония в биологических объектах методом высокоэффективной жидкостной хроматографии/масс-спектрометрии / Матвеева А.А., Федорова К.В., Лопушанская Е.М., Киреева А.В. // Судебная медицина. — 2019. — №2. — С. 49-51.

Изучение распределения неостигмина метилсульфата в организме теплокровных животных после внутрижелудочного введения / Алехина М.И., Шорманов В.К., Никитина Т.Н., Маркелова А.М. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 40-47.

Обнаружение 25B-NBOMe — производного фенилэтиламина в биологическом материале / Барсегян С.С., Кирюшин А.Н., Ерощенко Н.Н., Туаева Н.О., Носырев А.Е., Кирилюк А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 34-39.

Особенности распределения 2,4- и 2,6-ди-трет-бутилгидроксибензола в организме теплокровных животных / Шорманов В.К., Цацуа Е.П., Асташкина А.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №1. — С. 36-42.

больше материалов в каталогах

Судебно-химические исследования