О некоторых возможностях идентификации преступника по особенностям повреждений на теле потерпевшего

/ Громов М.Н., Исаков А.Н., Кутузов И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2018 — №17. — С. 63-65.

Громов М.Н., Исаков А.Н., Кутузов И.В. О некоторых возможностях идентификации преступника по особенностям повреждений на теле потерпевшего

КГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» министерства здравоохранения Хабаровского края (нач. – к.м.н. А.В. Нестеров), г. Хабаровск

ссылка на эту страницу

Повреждения, наносимые острыми предметами, занимают одно их ведущих мест в структуре общей смертности от различных травм, а колото-резаные повреждения лидируют в этой группе, по данным общей литературы в области судебно-медицинской экспертизы.

Актуальность вопроса следует рассматривать с криминогенной, демографической и экономической точек зрения, поскольку от колото-резаных повреждений и их осложнений в подавляющем большинстве погибают лица молодого и среднего возраста, т.е. трудоспособное население.

Анализ проводимых в нашем бюро экспертиз за период 2010–2017 годы показал, что в большинстве случаев орудием травмы при колото-резаных повреждениях явились кухонные (хозяйственные) стальные ножи заводского изготовления.

В структуре статистических данных за 2017 год из 2402 исследованных трупов на долю тупой травмы приходится 407 трупов, что составляет 18 % от общего числа, а колото-резаных повреждений 77, что составляет 3,4 %. Полученные цифры не противоречат данным общей литературы в области судебной медицины.

Анализ литературы показал, что в морфологических признаках колото-резаных повреждений находят свое отражение метрические параметры, конструкционные и эксплуатационные особенности острия, зоны острия, обуха, скоса обуха и лезвия, основания клинка, что в известной мере способствует идентификации орудия преступления. Однако в доступной нам литературе лишь в одном источнике говорится о возможности идентификации навыков владения острым предметом, и в этом источнике речь идет о навыках владения топором (Леонов С.В., Власюк И.В., 2000). Нами было проанализировано 18 постановлений за период 2011–2017 гг., где в качестве подозреваемого в совершении преступления фигурировала женщина. В нашей работе мы обратили внимание, что практически в подавляющем большинстве случаев колото-резаные ранения,

нанесенные женщиной, во-первых, причинялись мужчине. Во-вторых, колото-резаные ранения располагались в 91 % случаев на передней поверхности верхней либо средней трети грудной клетки слева, в проекции 4–6 межреберных промежутков, по околососковой или близкой к ней линии. Ранения были одиночными. В подавляющем большинстве случаев обушковый конец ран был обращен вверх и влево, лезвийная часть раны вниз и вправо, при условии вертикального положения тела потерпевшего. Во всех случаях раневой канал распространялся сверху вниз, спереди назад и слева направо. При этом из доступных материалов уголовного дела, например при проведении ситуационной экспертизы, известно, что, как правило, женщины удерживали нож обратным хватом, когда клинок направлен острием вниз от мизинца. Наносился так называемый локтевой удар в направлении сверху вниз, слева направо по отношению к потерпевшему, т.е. удар не амплитудный, без замаха в плечевом суставе. Как раз тот короткий удар, который трудно уловить глазами.

Мы понимаем, что 18 случаев не дают основания для суждения о статистически достоверном результате, тем не менее обращаем внимание следствия на то, что в условиях неочевидности, при наличии на теле трупа мужчины подобных колото-резаных повреждений не помешает начать поиск с женщины. Как говорит французская поговорка – Cherchez la femme.

Последнее время в средствах массовой информации довольно активно пропагандируются различного рода преподавания навыков боя холодным оружием. Например, прикладное фехтование, историческое фехтование, ножевой бой. На сегодняшний день опыта исследования трупов лиц с резаными и колото-резаными повреждениями от действий, причиненных профессионалом в области ножевого боя, в нашем бюро достоверно не имеется. В этой связи нами в порядке эксперимента был проведен анализ возможных повреждений у лиц, в той или иной степени владеющих навыками ножевого боя. Для этого проводилась видеосъемка учебного ножевого боя на протяжении нескольких месяцев тренировок с последующей выкадровкой моментов нанесения ударов по телу противника резиновым ножом.

Бои проводились в специальной защитной амуниции с применением фехтовальных масок и защитных перчаток. Удары наносились во все части тела противника. Выявлено, что подавляющее большинство ударов приходилось режущей кромкой лезвия по тыльной поверхности средней фаланги 2-го, 3-го и 4-го пальцев кисти противника, в которой удерживался нож. На втором месте по частоте воздействия была ладонная поверхность тенара, тыльная поверхность первого пальца кисти и сгибательная поверхность лучезапястного сустава данной руки. На третьем месте – лучевая с переходом на сгибательную поверхность предплечья, причем удары наносились рубяще-режущего характера с направлением воздействия от проксимального конца предплечья к дистальному концу. Как ни странно, область лица атаковалась более часто, чем передняя поверхность грудной клетки, причем имели место как рубящие удары в область лица, так и колюще-режущие удары в лицо. Следующими по частоте воздействия были удары в область передней поверхности нижней трети правого бедра, и только на последнем месте по частоте были колюще-режущие удары в область груди. В область передней поверхности живота наносились единичные удары.

Приведенные примеры ни в коем случае не претендуют на научное открытие, и тем не менее, как нам кажется, имеют практический интерес. Быть может, дальнейшие научные разработки позволят найти достоверные признаки, по которым эксперт сумеет категорично высказываться о тех или иных навыках владения холодным оружием.

Список литературы

  1. Леонов С.В., Власюк И.В. Возможности определения профессиональных навыков владения топором // Перспективы развития и совершенствования судебно-медицинской службы РФ: Материалы V Всероссийского съезда судебных медиков. – М.: Астрахань, 2000. – С. 284–285.

  2. Леонов С.В. Рубленые повреждения кожного покрова и костей. – Хабаровск: ред.-изд. центр ИПКСЗ, 2006. – 263 с.

похожие статьи

Смерть от заглатывания остроконечных металлических предметов с перфорацией стенок желудка и повреждением сердца / Никифорова С.А., Петрова Н.Е. // Судебная медицина. — 2019. — №2. — С. 37-41.

Исторические примеры «самонатыкания» по неосторожности / Иванов И.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №5. — С. 65-68.

Установление свойств клинка острого предмета по контактным следам крови / Кузнецов С.В., Толмачев И.А. // Медицинская экспертиза и право. — 2010. — №6. — С. 20-21.

Повреждения внутренних органов острыми предметами / Лунева З.М., Теньков А.А., Лобанов А.М. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 134-136.

Судебно-медицинская оценка летальной травмы при повреждениях острыми предметами / Лунева З.М., Теньков А.А., Пирожков И.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 131-133.

больше материалов в каталогах

Повреждения острыми предметами