Особенность следов крови при выстрелах в смоченную кровью мишень

/ Степанов С.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2018 — №17. — С. 203-208.

Степанов С.А. Особенность следов крови при выстрелах в смоченную кровью мишень

Кафедра судебной медицины и медицинского права (зав. – д.м.н., проф. П.О. Ромодановский) ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова, г. Москва

ссылка на эту страницу

Кровь – это жидкая среда организма, которая состоит из жидкой части (плазмы) и форменных элементов (эритроциты, тромбоциты и лейкоциты) [1]. Множество авторов проводили исследования физических свойств крови и следов, которые кровь оставляет на различных материалах [2, 3]. Были выяснены условия и объяснены механизмы возникновения данных следов [4]. Предложено несколько вариантов классифицирования следов крови, которые могут образоваться на поверхностях под воздействием различных условий [5, 6]. Изучая доступную литературу, выявили, что при огнестрельных повреждениях в области входной и выходной ран образуется след крови, называемый пропитыванием. Кроме этого, указывается на присутствие высокоскоростных брызг крови, которые образуются вокруг входной и выходной раны.

В ранее проведенных исследованиях нами отмечалось, что на лицевой стороне мокрой мишени образуются дополнительные следы в виде брызг [7]. В выполненном нами литературном поиске указаний на факт или возможный механизм следообразования кровяных следов при выстрелах в смоченную кровью мишень нет, что и обусловило цель нашего исследования.

Целью настоящего исследования стало выявление и характеристика следов крови, образующихся в результате выстрела по смоченной кровью мишени.

В рамках исследования были поставлены задачи:

  1. Выявить и описать образующиеся следы крови на мишени.

  2. Дать объяснение механизма их образования.

Материалы и методы

В рамках поставленных задач нами в однотипных условиях тира был проведен отстрел огнестрельного короткоствольного нарезного оружия пистолета Glock 17 патронами 9×19 мм Parabellum одной серии (по 18 выстрелов в каждой серии наблюдений).

Выстрелы производились с расстояния 5, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 см. В качестве мишени использовалась вертикально закрепленная на пулеулавливателе хлопчатобумажная белая ткань, смоченная свежей венозной кровью. Изучение полученных результатов проводилось с помощью визуального, метрического, микрометрического и стереоскопического (микроскоп Leica M600, на увеличениях 10х – 80х) методов исследования и в ИК-лучах.

Результаты исследования

Во всех мишенях отмечалось увеличение вертикального размера пятна пропитывания (за счет воздействия силы притяжения). На мишени, смоченной кровью, образовался участок пропитывания неправильной овальной формы шириной 16,5 ± 2 см, высотой 21,5 ± 2 см. Цвет пятна был темно-красный с равномерной интенсивностью по всему полю пропитывания. Края участка пропитывания были волнистыми.

После выстрела с расстояния 5 см вокруг дефекта ткани от огнестрельного снаряда в центре пятна пропитывания появилась зона выраженного просветления бледно-красного цвета в виде вертикального овала 15×13 см. От краев участка пропитывания на ширину от 2,5 до 7,5 см были выявлены множественные сливающиеся между собой радиально направленные брызги в виде семечек, колб и восклицательных знаков, широкой частью ориентированных к пулевому дефекту в ткани, и заостренной вершиной – в радиальном направлении в противоположную сторону от участка пропитывания. Морфология этих следов указывала на их высокоскоростной характер. Кроме этого, в месте отложения описанных следов крови и далее, кнаружи от пулевого отверстия, регистрировались интенсивные пылевидные высокоскоростные брызги.

После выстрела с расстояния 10 см вокруг дефекта ткани от огнестрельного снаряда в центре пятна пропитывания появилась зона выраженного просветления бледно-красного цвета в виде вертикального овала 13×12 см. От краев участка пропитывания на ширину от 4,5 до 9 см были выявлены множественные сливающиеся между собой радиально направленные брызги в виде семечек, колб и восклицательных знаков, широкой частью ориентированных к пулевому дефекту в ткани, и заостренной вершиной – в радиальном направлении в противоположную сторону от участка пропитывания. Морфология этих следов указывала на их высокоскоростной характер. Кроме этого, в месте отложения описанных следов крови и далее, кнаружи от пулевого отверстия, регистрировались интенсивные пылевидные высокоскоростные брызги. Интенсивность пропитывания кровью была неоднородной: от пулевого отверстия интенсивность окраски пятна пропитывания к периферии увеличивалась, что регистрировалось в изменении цвета от светло-красного по краю пулевого дефекта до темно-красного по наружной границе пятна пропитывания (рис. 1).

Следы крови, образованные при выстреле из огнестрельного оружия с расстояния 10 см

Рис. 1. Следы крови, образованные при выстреле из огнестрельного оружия с расстояния 10 см

После выстрела с расстояния 20 см вокруг дефекта ткани от огнестрельного снаряда в центре пятна пропитывания появилась зона выраженного просветления бледно-красного цвета в виде вертикального овала 12×10,5 см. От краев участка пропитывания на ширину от 4 до 11 см были выявлены множественные сливающиеся между собой радиально направленные брызги в виде семечек, колб и восклицательных знаков, широкой частью ориентированных к пулевому дефекту в ткани, заостренной вершиной – в радиальном направлении в противоположную сторону от участка пропитывания. Морфология этих следов указывала на их высокоскоростной характер. Кроме этого, в месте отложения описанных следов крови и далее, кнаружи от пулевого отверстия, регистрировались интенсивные пылевидные высокоскоростные брызги. Интенсивность пропитывания кровью была неоднородной: от пулевого отверстия интенсивность окраски пятна пропитывания к периферии увеличивалась, что регистрировалось в изменении цвета от светло-красного по краю пулевого дефекта до темно-красного по наружной границе пятна пропитывания.

После выстрелов с расстояний от 30 до 50 см включительно морфология и топография следов крови были схожи. Вокруг дефекта ткани от огнестрельного снаряда в центре пятна пропитывания появлялась зона выраженного просветления бледно-красного цвета в виде вертикального овала 11 ± 2×12 ± 2 см. От краев участка пропитывания на ширину от 1 ± 1,5 см до 9,5 ± 2 см были выявлены множественные сливающиеся между собой радиально направленные брызги. Брызги имели вид семечек, колб и восклицательных знаков. Широкая часть ориентирована к пулевому дефекту ткани, а заостренная вершина – в радиальном направлении в противоположную сторону от участка пропитывания. Морфология этих следов указывала на их высокоскоростной характер. Кроме этого, в месте отложения описанных следов крови и далее, кнаружи от пулевого отверстия, регистрировались интенсивные пылевидные высокоскоростные брызги. Интенсивность пропитывания кровью была неоднородной: от пулевого отверстия интенсивность окраски пятна пропитывания к периферии увеличивалась, что регистрировалось в изменении цвета от светло-красного по краю пулевого дефекта до темно-красного по наружной границе пятна пропитывания (рис. 2).

После выстрела с расстояния 60 см вокруг дефекта ткани от огнестрельного снаряда в центре пятна пропитывания появилась зона выраженного просветления бледно-красного цвета в виде вертикального овала 8×10 см. От краев участка пропитывания на ширине от 6,5 до 7,5 см были выявлены радиально направленные брызги в виде семечек, колб с заостренными концами. Широкая часть ориентирована к пулевому дефекту ткани, а заостренная вершиной – в радиальном направлении в противоположную сторону от участка пропитывания. Морфология этих следов указывала на их высокоскоростной характер.

После выстрела с расстояния 70 см вокруг дефекта ткани от огнестрельного снаряда в центре пятна пропитывания появилась зона просветления бледно-красного цвета в виде вертикального овала 4×5 см. От краев участка пропитывания на ширине от 3 до 10 см были выявлены радиально направленные брызги в виде семечек и колб с заостренными концами. Широкая часть ориентирована к пулевому дефекту ткани, а заостренная вершиной – в радиальном направлении в противоположную сторону от участка пропитывания. Морфология этих следов указывала на их высокоскоростной характер (рис. 3).

Следы крови, образованные при выстреле из огнестрельного оружия с расстояния 30 см

Рис. 2. Следы крови, образованные при выстреле из огнестрельного оружия с расстояния 30 см

Следы крови, образованные при выстреле из огнестрельного оружия с расстояния 70 см

Рис. 3. Следы крови, образованные при выстреле из огнестрельного оружия с расстояния 70 см

После выстрела с расстояния 80 см вокруг дефекта ткани от огнестрельного снаряда в центре пятна пропитывания появилась зона выраженного просветления бледно-красного цвета в виде вертикального овала 3,5×4 см.

После выстрела с расстояния 90 см вокруг дефекта ткани от огнестрельного снаряда в центре пятна пропитывания появилась зона просветления бледно-красного цвета в виде вертикального овала 3×3,5 см.

После выстрела с расстояния 100 см вокруг дефекта ткани от огнестрельного снаряда в центре пятна пропитывания появилась зона просветления бледно-красного цвета в виде вертикального овала 3×4,5 см.

Морфология следов крови на мишенях, отстрелянных с расстояния от 80 до 100 см, была идентичной. От краев участка пропитывания на ширине от 3 см до 10 см были выявлены радиально направленные брызги в виде семечек и колб с заостренными концами. Заостренный конец направлен в противоположную сторону от участка пропитывания.

Обсуждение полученных результатов

Проведенным исследованием установлено, что вследствие ударной волны, пороховых газов и предпулевого воздуха происходит механическое воздействие на участок пропитывания, что вызывает образование дополнительных следов крови в виде секундарных брызг на всех дистанциях выстрела, а также пылевидных недифференцированных помарок на дистанции выстрела от 5 до 50 см.

На отстрелянных мишенях также наблюдается изменение размера интенсивности окрашивания мишени вокруг дефекта. При выстрелах с расстояния до 50 см данная зона имеет меньший диаметр до 14 см, на расстоянии 60 см данный участок имеет меньший диаметр до 8 см, начиная с 70 см зона просветления вокруг дефекта не превышала 5 см.

Отличительной особенностью данных следов крови является то, что они находятся на значительном удалении от края участка пропитывания.

Таким образом, в зоне действия газопороховой струи образование секундарных брызг происходит под её воздействием (все брызги имеют радиальное распространение до 30 см). На больших расстояниях образование секундарных элементов крови связано с действием ударной волны от огнестрельного снаряда, которое влечет за собой образование вторичных элементов крови в местах ее наибольшего скопления (потеки, затеки).

Выводы

При выстрелах в сухую мишень образовавшиеся следы крови нивелируются пропитыванием ткани. Проведенное исследование показало, что при выстрелах, проведенных в смоченную кровью мишень, образуются дополнительные следы крови. Данные следы находятся на значительном удалении от края участка пропитывания. Таким образом, у судебно-медицинского эксперта появляется дополнительный признак, который поможет определить состояние мишени на момент выстрела и ответить на вопрос очередности огнестрельного повреждения.

Список литературы

  1. Липунова Е.А., Скоркина М.Ю. Физиология крови. – Белгород: БелГУ, 2007. – 324 с.

  2. Назаров Г.Н., Пашинян Г.А. Медико-криминалистическое исследование следов крови: практическое руководство. – Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2003. – 258 с.

  3. Тахо-Годи Х.М. Трассологическое исследование следов крови на одежде: методическое письмо. – М.: Типография ЦНИИСЭ, 1970. – 5 с.

  4. В.Л. Попов, В.Б. Шигеев, Л.Е. Кузнецов. Судебно-медицинская баллистика. – СПб.: Гиппократ, 2002. – 656 с.

  5. Леонова Е.Н. Состояние вопроса о классификации следов крови // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. – Хабаровск, 2012. – Вып.12. – С. 94–97.

  6. Пиголкин Ю.И., Леонова Е.Н., Дубровин И.А., Нагорнов М.Н. Новая рабочая классификация следов крови // Судебно-медицинская экспертиза. – 2014. – № 1. – С. 11–15.

  7. Степанов С.А., Леонов С.В. Влияние внешних факторов окружающей среды (дождя) на дополнительные факторы выстрела // Медицинская экспертиза и право. – 2016. – № 6. – С. 31–33.

похожие статьи

Влияние отрицательной температуры окружающей среды на морфологию следов капель крови / Леонова Е.Н., Нагорнов М.Н., Ломакин Ю.В., Власюк И.В., Прохоренко А.С., Куча А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 33-36.

Анализ морфологии следов крови, образовавшихся при повреждении артерий / Нагорнов М.Н., Леонова Е.Н., Ломакин Ю.В., Власюк И.В., Прохоренко А.С., Куча А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 17-20.

Морфология следов капель крови на поверхности, смоченной водой / Леонова Е.Н., Нагорнов М.Н., Ломакин Ю.В., Куча А.С. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 97-100.

Изменение траектории огнестрельного снаряда при преодолении преграды из триплексного стекла / Сухарева М.А., Леонов С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 139-141.

Method of definition of the mutual disposition of an injured person and an AK-74 submachine gun at the moment of wounding: handbook for forensic medical examiners, criminologists and lawyers / Kozachenko I. — 2019.

Методика определения взаимного расположения пострадавшего и оружия при ранении из автомата AK-74 : Пособие для судебно-медицинских экспертов, криминалистов и юристов. (Авторизованный перевод с английского) / Козаченко И.Н. — 2019.

больше материалов в каталогах

Следы крови

Повреждения пулями