Об организации судебно-медицинского обеспечения стихийных бедствий и технологических катастроф

/ Варшавец Н.П., Гедыгушев И.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996 — №1. — С. 14-16.

Варшавец Н.П., Гедыгушев И.А. Об организации судебно-медицинского обеспечения стихийных бедствий и технологических катастроф

Н.П. Варшавец, И.А. Гедыгушев (Краснодар-Москва)

ссылка на эту страницу

Каждое масштабное чрезвычайное событие, сопровождающееся массовой гибелью людей, требует четкой организации комплекса работ по ликвидации последствий, в число которых входит и судебно-медицинские мероприятия. ретроспективный анализ итогов участия экспертных бригад в очаге Спитакского землетрясения и Иркутской авиакатастрофе показывает неполную реализацию возможностей специалистов по целому ряду причин.

Отсутствие официальных и четко сформулированных заданий со стороны административных и правоохранительных органов, как правило, превращает строго регламентированную работу судебно-медицинских экспертов в импровизированную деятельность инициативной группы, осуществляющей свои функции в основном на базе личного опыта и знаний, приобретенных при обеспечении других, подобных по характеру, чрезвычайных ситуаций.

Ввиду малой численности следственно-розыскного состава, практически самостоятельно производится составление словесных портретов жертв; опознавательное фотографирование как и процедура опознания трупов, чаще всего выполняются также силами судебных медиков, иногда в ущерб другим возложенным на них функциям.

В комментируемых нами чрезвычайных событиях ярко проявилось несоответствие между потребностью в следственных действиях с родственниками, медицинских и ритуальных услугах и возможностями имеющихся сил и средств медицинской и вспомогательных служб по их оказанию.

Судебно-медицинские эксперты зачастую выполняют и другие нетрадиционные задачи, например дважды под обломками зданий приходилось расчленять трупы взрослых для извлечения живых детей, сдавленных телами погибших. Врачи горноспасательных подразделений, прибывшие в Спитак из угледобывающих районов к такой манипуляции не были готовы вообще с учетом специфики их обычной деятельности.

В Иркутске к прибытию межведомственной комиссии неконтролируемый поток трупов привел к размещению тел и останков в 3-х различных, отдаленных друг от друга, моргах, причем при их извлечении и транспортировке не производилось протоколирование места катастрофы, маркировка упаковочных материалов, отсутствовала какая-либо сопроводительная документация, что привело к значительным дополнительным трудозатратам.

Уроки, извлеченные из событий Спитакской трагедии и Новороссийского кораблекрушения, послужили предметом обсуждения на конференциях врачей, рабочих совещаниях руководителей судебно-медицинских учреждений, были организованы дежурные группы судебных медиков при Центре медицины катастроф, в региональных бюро СМЭ, что позволило при ликвидации последствий других стихийных бедствий и масштабных происшествий на транспорте более организованно и эффективно выполнять экспертные задачи.

В еще более сложных условиях и с недостаточной результативностью проводится экспертная работа в т.н. "горячих точках" в составе оперативно-следственных бригад. Работая, по-существу, в боевой обстановке и полевых условиях, прикомандированные эксперты, в отличие от сотрудников ВС и МЧС не обеспечиваются дополнительным довольствием, социальной защитой и не имеют каких-либо гарантий обязательства и материальных компенсаций от заинтересованных органов. Регламентация этих вопросов, к сожалению, тормозится межведомственными барьерами и в целом негативно влияет на оперативное и качественное выполнение своих функций судебными медиками.

Таким образом, к числу первоочередных задач по освещаемой проблеме необходимо отнести следующие:

  • - регламентировать функции и организационные принципы работы судебно-медицинской службы в системе ведомств (МЧС, МВД), участвующих в ликвидации последствий катастроф и других чрезвычайных событий;
  • - предусмотреть в этой системе штатную структуру специалистов, табель оснащения медицинскими, санитарно-хозяйственными и специальным имуществом судебно-медицинских групп, механизм материальной компенсации, страхование жизни и здоровья экспертов;
  • - разработать рациональную судебно-медицинскую документацию в зависимости от поставленной перед судебно-медицинскими экспертами задач с учетом вида и специфики чрезвычайного события;
  • - активнее пропагандировать накопленный опыт и научно-методические разработки в данной сфере судебно-медицинской деятельности.

похожие статьи

Особенности идентификации трупов неизвестных лиц в зоне очага землетрясения (Сахалин — 1995) / Чернышов А.П., Авдеев А.И. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 41.

Принципы организации идентификационных исследований в условиях массовой гибели людей / Исаков В.Д., Толмачев И.А. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 39-40.

Идентификация неопознанных трупов применительно к ситуации «медицина катастроф» / Томилин В.В., Звягин В.Н., Мордасов В.Ф., Щербаков В.В. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 36-37.

Идентификация останков массовых жертв террористического акта в московском метрополитене – опыт комплексного судебно-медицинского исследования / Иванов П.Л., Шигеев В.Б., Исаенко М.В. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005. — №. — С. .

Экспертные задачи при массовых инфекционных заболеваниях и проблемы биологической безопасности в судебной медицине : дис. ...доктора медицинских наук / Джуваляков П.Г. — 2014.

больше материалов в каталогах

Судебная медицина и чрезвычайные ситуации