Судебно-медицинская экспертиза заражения инфекциями, передающимися половым путем

/ Дмитриева О.А. // Мат. VI Всеросс. съезда судебных медиков. — М.-Тюмень, 2005. — С. 84.

Дмитриева О.А. Судебно-медицинская экспертиза заражения инфекциями, передающимися половым путем

(Владивосток)

ссылка на эту страницу

Рост агрессивных тенденций в обществе (изнасилования, развратные действия, насильственные действия сексуального характера), «легализованный» гомосексуализм (к уголовной ответственности привлекаются лица только за совершение насильственной анальной пенетрации), алкоголизм и наркомания, вовлечение детей в индустрию коммерческого секса, скрытая и явная проституция – все это способствует распространению инфекций, передающихся половым путем ИППП [2, 3, 4].

Венерические болезни – это инфекционные заболевания, различающиеся по этиологии и клиническим проявлениям, но объединённые в общую группу по способу заражения, преимущественно половому. Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за нанесение вреда здоровью, связанного с заражением ИППП: ст.121 – заражение венерической болезнью; ст. 122 – заражение ВИЧ-инфекцией. Лица, подвергшиеся сексуальному насилию, являются группой риска по ИППП, диагностировать которые нужно как можно раньше [6]. В связи с этим во всех случаях сексуальных деликтов потерпевшие должны быть направлены к венерологу в обязательном порядке.

Диагностика всех ИППП требует необходимых лабораторных исследований, которые могут быть выполнены только в специализированных лечебных учреждениях. Известно, что к венерическим заболеваниям относят сифилис, гонорею, мягкий шанкр, паховый лимфогранулематоз, венерическую гранулёму. Последние два заболевания встречаются в тропических странах, мягкий шанкр – крайне редкое для России заболевание. Таким образом, сифилис и гонорея – это те болезни, которые может заподозрить эксперт на амбулаторном приёме (ВИЧ-инфекцию не рассматривают в группе венерических заболеваний, несмотря на то, что один из основных путей передачи – половой). Заражение ВИЧ должно рассматриваться как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в силу отсутствия в настоящее время препаратов для лечения и излечения этой болезни. Безусловно, это правильно и с юридической точки зрения.

Для различных ИППП инкубационный период значительно варьирует: от 5-7 дней при гонорее до 3-4 недель при сифилисе и хламидиозе, 3-6 месяцев при ВИЧ-инфекции. В связи с этим исследование, как потерпевших, так и насильников необходимо проводить в 3 этапа: при первичном обращении, через 2 недели и через 12 недель после сексуального насилия [1]. Если потерпевшая(-ий) обращается к дерматовенерологу через 3 месяца или позднее, то проводится однократное исследование на сифилис, ВИЧ-инфекцию, гонорею, трихомониаз и хламидиоз, в сроки от 1 до 11 недель - двукратное обследование (первичное – на все вышеуказанные инфекции и повторное через 12 недель после насилия – на сифилис и ВИЧ-инфекцию). Если первое обращение состоялось в пределах недели, то обследование проводится по полной схеме – трехкратно.

Анализ распространенности СПИДа у гомосексуалистов [7] показал, что среди этого контингента формируется благоприятная среда для распространения ВИЧ-инфекции и ИППП. Доказано несоответствие истинного количества носителей ВИЧ с числом выявленных в виду особенностей их существования в обществе. Широкая распространенность наркомании среди молодежи и высокая интенсивность реализации гомоконтактных путей передачи возбудителя, могут обеспечить формирование внутреннего резервуара ВИЧ, в первую очередь среди наркоманов. Стремление скрыть факт заражения аногенитальным путем, связанное с опасением быть привлеченным к ответственности или вызвать презрение окружающих [9], создает значительные трудности в выявлении половых партнеров. По поводу заражения венерическими болезнями за последние 5 лет проведено 11 экспертиз (женщины 16-28 лет, у которых при обследовании обнаружены ИППП). В семьях наблюдаются все виды половых преступлений: изнасилования, развратные действия, мужеложство. Возрастные особенности малолетних и несовершеннолетних потерпевших (незрелость, подчиняемость авторитету взрослых, недостаточность жизненного опыта), а также алкоголизм, психические заболевания родителей или родственников, являются определёнными предпосылками к сексуальному насилию над детьми. По нашим данным [5, 10] сексуальный контакт с детьми со стороны родственников достигает 4.7%, что объясняет латентность половых преступлений и неустановленных ИППП. В 14% жертвами становятся девочки 12-14 лет, которые в 10% бывают заражены инфекциями, передаваемыми половым путем [8, 11].

Несмотря на высокую латентность преступлений подобного рода, обнаружение у детей признаков венерических заболеваний должно стать основанием для назначения судебно-медицинской экспертизы для исключения бытового способа заражения (нарушение гигиенических правил поведения в семье, в быту, на работе), что заведомо создаёт опасность заражения для другого лица. В противном случае такой семьей обязаны заняться следственные органы, для которых важен не только факт установления заболевания, но и сроки заражения ВИЧ-инфекцией, ИППП, установить которые возможно лишь в тесном взаимодействии со специалистами. В этом смысле преемственность в работе правоохранительных органов, судебно-медицинских экспертов и врачей-венерологов позволит в ранние сроки диагностировать ИППП или провести превентивное лечение.

похожие статьи

Судебно-медицинская оценка повреждений половых органов у детей женского пола, пострадавших от сексуального насилия / Кривохатько А.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 111-114.

Проблема оценки экстрагенитальных повреждений при сексуальном насилии / Кривохатько А.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 108-111.

Анализ генетических исследований абортивного материала / Абдулина Е.В., Зыков В.В., Мальцев А.Е. // Вестник судебной медицины. — Новосибирск, 2018. — №2. — С. 15-18.

Случай повреждения прямой кишки при сексуальном насилии / Бадяев В.В., Шульга И.П., Терентьев К.Л. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2018. — №17. — С. 29-34.

Половое созревание и развитие вторичных половых признаков у девушек кабардинской и балкарской национальностей (Сообщение I) / Силин Г.А., Пономаренко О.В., Кутимов Ю.И., Славский И.П. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №1. — С. 25-28.

больше материалов в каталогах

Судебно-медицинская экспертиза половых состояний