Изучение комбинированного применения алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ с целью потенцирования клинических эффектов

/ Павлова А.З., Ларев З.В., Калёкин Р.А., Орлова А.М. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2018 — №17. — С. 235-237.

Павлова А.З., Ларев З.В., Калёкин Р.А., Орлова А.М. Изучение комбинированного применения алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ с целью потенцирования клинических эффектов

А.З. Павлова¹, З.В. Ларев², Р.А. Калёкин¹, А.М. Орлова¹

¹ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» (дир. – д.м.н. А.В. Ковалев) Минздрава России, г. Москва
²ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (ректор – к.эк.н., доц. А.Ю. Александров) МО РФ, г. Чебоксары

ссылка на эту страницу

Целью исследования явилось изучение потребления алкоголя и наркотических и/или сильнодействующих лекарственных препаратов студентов трёх высших учебных заведений Чувашской Республики. Установлены частота и главные причины бытового потребления алкоголя и наркотических веществ среди студентов. Проведены сравнительные исследования. Изучен контингент поступающих в высшие учебные заведения республики. Работа не претендует на глубину исследования, носит скорее информативный характер.

Алкоголизм является ведущей медико-социальной проблемой среди молодежи, поскольку в последние годы отмечается рост потребления алкоголя именно в среде молодых людей. Согласно последним данным медицинской статистики и различных социологических исследований, в молодежной среде уровень алкоголизации является необычайно высоким. В возрасте от 12 до 22 лет алкоголь употребляют около 82 % молодежи. Средний возраст, с которого подростки начинают употреблять алкоголь, – 14 лет. В качестве факторов, провоцирующих прием алкоголя, могут быть: процессы разрушения национальной культуры и традиций под натиском современной цивилизации, разрыв связей с предшествующим поколением, социальная и психологическая дезорганизация и др. Важным фактором развития алкоголизма служит и этногенетическая предрасположенность, которая укрепляется в последующих поколениях. Особенно сложным является в дальнейшем употребление алкоголя совместно с наркотическими и/или сильнодействующими лекарственными препаратами.

Психотропные лекарственные средства являются наиболее широко применяемыми средствами коррекции тревожных состояний в медицинской практике. Широкое применение в медицинской практике приобрел прегабалин, который применяют как в монотерапии, так и в комбинациях с другими, например такими как лоразепам. Однако наряду с положительным терапевтическим эффектом эти препараты в определенных условиях, в том числе в комбинации с алкоголем, оказывают токсическое действие на организм человека, и проявляются эффекты асоциальной клинической картины.

Отравления сильнодействующими веществами в комбинации с алкоголем занимают лидирующие позиции среди отравлений лекарственными препаратами. Отравления прегабалином и лоразепамом наиболее часто встречаются среди молодых людей 16–30 лет, которые принимают его для получения наркотического эффекта. Длительное применение прегабалина и лоразепама, вне зависимости от комбинирования их между собой, способно вызвать психологическую и физическую зависимость. В наиболее тяжелых случаях отравлений развивается кома.

Нами было изучено и проанализировано потребление спиртных напитков и наркотических веществ у студентов высших учебных заведений Чувашской Республики. Оценены студенты ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» (ЧГУ), ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (ЧГПУ), ФГБОУ ВО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (ЧГСХА) разных факультетов. Были опрошены студенты первого и последних курсов медицинского, педагогического, технологического факультетов. Был использован опросник «Какие мы?», включающий в себя вопросы, затрагивающие отношение студентов к алкоголю; позволяющие оценить влияние семейных, бытовых, культуральных факторов на формирование алкогольной зависимости, а также опросник CAGE, в который мы внесли графу «Не знаю», так как студенты первых курсов в большинстве случаев могли не ощущать описанные в опроснике симптомы.

В настоящем исследовании было опрошено 248 студентов. Из них: 1 курс – 144, последние курсы – 104. По половому признаку состав студентов расположился таким образом: мужской пол составил 71 (29 %) человек, женский – 177 (71 %). Если рассмотреть данный вопрос раздельно по вузам, можно констатировать, что во всех высших учебных заведениях поступает на первый курс в основном женский пол. Так, в ЧГПУ студентов мужского пола почти в 4 раза меньше женского. В ЧГУ и ЧГСХА этот разрыв несколько меньше, примерно в 2 раза. Эти данные коррелируют с публикациями в средствах массовой информации о необходимости привлечения мужчин в обучающий процесс.

Нам было интересно, как прогрессирует пристрастие к алкогольсодержащим напиткам и наркотическим и/или сильнодействующим лекарственным препаратам в процессе обучения в ведущих вузах республики. Для этого мы распределили частоту употребления алкоголя на три группы: «не употребляю, нет»; «1–2 раза в неделю, редко»; «да, часто». Из 248 респондентов только 67 (27 %) не употребляют алкоголь, причем на первом курсе их было 50 (35 %), а на последнем – 17 (16 %), то есть увеличение произошло почти в 3 раза. Употребляющих «да, часто»: на первом курсе 20 (14 %), а на старших – 12 (11 %). Колебания среди пьющих «изредка» на последних курсах в сравнении с первокурсниками увеличиваются примерно в 1,5–2,0 раза.

Таким образом, к окончанию учёбы количество непьющих студентов уменьшается, особенно это прослеживается среди студентов-медиков; количество постоянно пьющих почти не изменилось, только в ЧГСХА количество их уменьшилось, что может быть связано с переходом их в группу «редко пьющих».

Алкоголизм – это результат взаимодействия генетических и средовых факторов. Одним из микросоциальных факторов является обстановка, повод, традиции семьи и её «полнота», образовательный ценз родителей и другие.

В последнее время замечается рост депрессивных состояний у подростков, появились необъяснимые случаи самоубийства детей и подростков на фоне совместного применения наркотических и/или сильнодействующих лекарственных препаратов.

Все вышеизложенные данные позволили сделать вывод о том, что с переходом на старшие курсы количество потребляющих алкогольсодержащие напитки и наркотические и/или сильнодействующие лекарственные препараты увеличивается, особенно это наблюдается в ЧГУ.

Предварительный опрос студентов медицинского факультета по потреблению наркотиков был проведён среди студентов (в 2014 году) 1 и 6 курсов медицинского факультета с одним вопросом: «Употребляли ли Вы наркотики?». Из 75 первокурсников положительно ответили 5 (6,25 %) человек, а из 104 студентов последнего курса положительный ответ дал 1 (0,95 %). Эти данные позволяют нам считать, что с возрастом отношение к наркотикам у студентов меняется; они начинают понимать пагубность развития этого пристрастия. В то же время надо учесть, что этот контингент поступал учиться, когда так остро не стоял вопрос наркомании.

Комбинированное использование населением алкоголя с наркотическими и/или сильнодействующими лекарственными препаратами имеет место быть, в том числе в студенческой среде может привести к развитию наркоманий и усугублению эффектов алкоголя, переходящих из алкоголизма в наркомании. Данные факты говорят о необходимости предварительных или диагностических исследований в области химико-токсикологических исследований студентов, относящихся к группе риска, с целью предотвращения развития пристрастия, физической и психической зависимости к наркотическим веществам.

похожие статьи

Морфологическая диагностика алкогольных поражений печени / Травенко Е.Н., Породенко В.А., Быстрова Е.И., Ильина А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 109-112.

Морфометрия в диагностике скоропостижной смерти при хронической ишемической болезни сердца и сочетание ее с алкоголем / Травенко Е.Н., Породенко В.А., Быстрова Е.И., Ильина А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2022. — №21. — С. 112-115.

Алкоголь-ассоциированные причины смерти и посмертная этанолемия / Чижикова И.О., Шигеев С.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 144-147.

Порядок статистического учета и кодирования состояний, связанных с употреблением психоактивных веществ, в соответствии с МКБ-10 / Вайсман Д.Ш., Леонов С.А. — 2013.

Патоморфологические изменения внутренних органов при сочетанной интоксикации алкоголем и наркотиками / Гиголян М.О., Штарберг А.И., Черемкин М.И. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 58-61.

Механизм наступления смерти при ингаляции бутана / Клевно В.А., Тархнишвили Г.С. // Судебная медицина. — 2018. — №4. — С. 27-29.

больше материалов в каталогах

Алкоголизм, хроническая алкогольная интоксикация

Наркомании, токсикомании