О возможности судебно-медицинского исследования потожировых выделений и волос на мужских расческах

/ Лукаш А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1965 — №2. — С. 22-24.

Лукаш А.А. О возможности судебно-медицинского исследования потожировых выделений и волос на мужских расческах

УДК 340. 68

Бюро главной судебно-медицинской экспертизы (нач. А.А. Лукаш) Министерства здравоохранения Эстонской ССР. Таллин

Поступила в редакцию 14/ХII 1964 г.

ссылка на эту страницу

Потожировые выделения человека, остающиеся на одежде и головных уборах и сохраняющие антигенные свойства, все чаще становятся объектами судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств. Однако работники следствия еще недостаточно уделяют внимания сбору и направлению на экспертизу предметов со следами потожировых выделений.

Среди таких предметов могут быть оставленные на месте происшествия мужские расчески. В литературе мы не встретили указаний на возможность исследования потожировых выделений и обрезков волос, откладывающихся между зубцами расчесок, что и побудило нас описать одну экспертизу и проведенные в связи с этим экспериментальные исследования.

При экспертизе у гр-ки М., подвергшейся изнасилованию, во влагалище найдены сперматозоиды, а в пятнах на одежде обнаружена сперма 0(1) группы. На месте происшествия обнаружена мужская пластмассовая расческа.

Без определенных намерений следователь показал расческу нам. При осмотре в судебно-медицинской лаборатории между зубцами расчески были обнаружены обильные загрязнения, которые оказались сероватыми потожировыми выделениями. В нативном препарате из соскоба загрязнений под микроскопом нашли множество коротких обрезков волос, чешуйки эпидермиса, кусочки табака, отдельные песчинки. Все это было склеено аморфной сероватой массой.

Ввиду отсутствия методик исследования в подобных случаях был составлен следующий план экспертизы: 1) исследовать обрезки волос, изъятые с расчески, и установить их особенности; 2) выяснить возможность определения групповых свойств потожировых выделений на расческах известных мужчин в эксперименте; 3) выяснить влияние пластмассы расчесок на титр сывороток; 4) определить групповые свойства крови и слюны у подозреваемых; 5) произвести исследование потожировых выделений на расческе с места происшествия с учетом полученных данных.

Потожировые выделения с исследуемой расчески соскоблили в чашку Петри. Под микроскопом МБС-1 из соскоба с помощью препаровальных игл отобрали обрезки волос (их оказалось более 30). Это были короткие (длиной 1—2 мм и меньше) обрезки грубых, толстых черных волос с головы человека, которые на поперечных разрезах имели редко встречающуюся почти треугольную форму. Найденные особенности строения волос облегчили поиски преступника. Среди множества мужчин, проживающих в районе происшествия, отобрали лиц с черными грубыми волосами. Только у одного из них (гр-на А. ) волосы по толщине, форме, цвету пигмента, его зернистости и по строению кутикулы были сходны с волосами, обнаруженными на расческе, изъятой с места происшествия.

По нашей рекомендации следователь изъял у А. две расчески (бывшие у него в пользовании) из разных сортов пластмассы. Между зубцами расчесок были обнаружены прилипшие к внутренней поверхности зубцов вместе с потожировыми выделениями обрезки таких же волос, как и на расческе с места происшествия. Исследованием крови и слюны установили, что подозреваемый имеет Группу 0(1) и является сильным «выделителем» агглютиногена 0. На одной расческе, изъятой у А., в потожировых выделениях с помощью иммунной сыворотки анти-0 был отчетливо обнаружен агглютиноген 0; снижения титра сывороток анти-А и анти-В не отмечено. Пластмасса этой расчески не влияла на титр указанных сывороток. Пластмасса другой расчески полностью поглощала титр этих же сывороток. Однако соскоб потожировых выделений, осторожно взятый с этой расчески, также снижал титр сыворотки анти-0 и не влиял на титр сывороток анти-А и анти-В.

В потожировых выделениях, взятых с расчески, изъятой с места происшествия, хорошо определился агглютиноген 0 и не обнаружены агглютиногены А и В. Пластмасса этой расчески не влияла на титр примененных сывороток.

Результаты проведенных исследований дали возможность прийти к заключению, что волосы и потожировые выделения, обнаруженные на расческе, изъятой с места происшествия, могли принадлежать гр-ну А. и сперма, найденная на одежде гр-ки М., имела групповые свойства, сходные с групповыми свойствами гр-на А., являющегося «выделителем» агглютиногена 0. После экспертизы гр-н А. признался в совершении преступления и указал, что расческа, найденная на месте происшествия, принадлежит ему.

Данная экспертиза помогла разыскать преступника и замкнуть цепь важных доказательств преступления..

Как мы уже указывали, проведению экспертизы предшествовали опыты с расческами известных мужчин. В опытах было установлено, что между зубцами просмотренных расчесок обнаруживаются потожировые выделения, количество которых резко варьирует в зависимости от длительности пользования расческой, ухода за ней, степени жирности и загрязнения волос и т. д. На некоторых расческах потожировые выделения располагались тонким слоем на внутренней поверхности зубцов, особенно у их основания. Иногда выделений было так много, что они заполняли просветы между частыми зубцами расчесок. На многих расческах между зубцами обнаружены мелкие обрезки волос, прилипшие к потожировым выделениям при причесывании после стрижки. Число найденных обрезков варьировало от единиц до десятков. В отдельных случаях, кроме того, обнаружены единичные длинные волосы головы с омертвевшей луковицей. Некоторые расчески владельцы хранили в пластмассовых или кожаных футлярах. При осмотре в зазорах футляров также найдены отдельные обрезки волос или единичные длинные волосы с омертвевшей луковицей. При сравнительном исследовании обрезков волос с образцами волос владельцев расчесок установлено сходство их. На 2 расческах волосы не имели сходства, и на 1 обнаружены обрезки разных по толщине и цвету пигмента волос. В этих случаях имел место обмен расческами между владельцами.

Соскоб потожировых выделений с некоторых расчесок исследовали методом абсорбции в количественной или качественной модификации. При этом удавалось определить групповые свойства, совпадающие с групповыми свойствами крови и слюны владельцев расчесок. Некоторые сорта пластмассы влияли на титр сывороток, что не давало возможности решить вопрос об открытии антигенов в потожировых выделениях. Исследования в этом направлении необходимо продолжить.

Во многих случаях кроме потожировых выделений, обрезков волос и выпавших волос между зубцами расчесок находили кусочки карманного мусора (табак, хлопчатобумажные и шерстяные волокна, песок и т. п.). По-видимому, эти предметы также могут быть подвергнуты сравнительному исследованию.

Выводы

  1. На мужских расческах между зубцами остаются потожировые выделения, обрезки волос, а иногда и выпавшие волосы, пригодные для судебномедицинского исследования.
  2. В потожировых выделениях на расческах сохраняются групповые антигены.
  3. Некоторые сорта пластмассы, идущей для изготовления расчесок, снижают титр сывороток.
  4. При проведении судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств большое значение имеет правильное планирование конкретной экспертизы, позволяющее рационально использовать объекты.

похожие статьи

Особенности разрушения волос и микроволокон при ударе тупым твердым предметом по голове / Мальцев А.Е. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996. — №1. — С. 136-137.

Развитие в СССР судебномедицинской экспертизы волос (Исторический очерк) / Гаркави А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966. — №2. — С. 33-35.

Реакция абсорбции — элюции при определении групп системы АВО в волосах / Стегнова Т.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1977. — №2. — С. 34-37.

О возможности выявления обработки волос шампунями / Татаренко В.А., Манжела В.И., Дликман И.Б., Чернявская М.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1978. — №2. — С. 34-36.

Оптические свойства морфологически сходного волосяного покрова родственных животных / Бураго Ю.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1976. — №2. — С. 49-52.

больше материалов в каталогах

Экспертиза волос