Об инструкциях и приказах МВД по работе с неопознанными трупами

/ Паждин Ю.Н. // Матер. IV Всеросс. съезда судебных медиков: тезисы докладов. — Владимир, 1996 — №1. — С. 26-27.

Паждин Ю.Н. Об инструкциях и приказах МВД по работе с неопознанными трупами

Ю.Н. Паждин (Москва)

ссылка на эту страницу

МВД издан ряд приказов и инструкций, отдельные положения которых предусматривают улучшение работы по опознанию трупов неизвестных лиц.

Приказом от 14.01.86. № 10 «Об утверждении Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения», согласованной с МЗ РФ, предусмотрено такое установление в том числе и с привлечением в качестве специалистов судебных медиков.

В разделе 1 «Общие положения» названной инструкции пунктом 7«е» аппарату уголовного розыска (УР) органов внутренних дел (ОВД) по истечении каждого квартала предписывается запрашивать «ежеквартальные сведения в бюро судебно-медицинской экспертизы о неопознанных трупах, доставленных в морг за этот период».

В этом положении не указана цель такого запроса и руководителям территориальных бюро судебно-медицинской экспертизы неясно, то ли от них требуется информация об общем количестве неопознанных трупов, то ли о количестве вообще неопознанных, исключая тех, которые были опознаны в морге.

Раздел 2 «Первоначальные мероприятия по установлению личности граждан по неопознанным трупам» той же инструкции пунктом 9 предусмотрено «При осмотре трупа с помощью врача-специалиста в области судебной медицины... в случае обнаружения гнилостно-измененных или скелетированных трупов уделяется особое внимание обнаружению, фиксации и изъятию остатков одежды, обуви, украшений, личных вещей и предметов, волос, ногтей, всех зубов и костей скелета, включая мелкие фрагменты и др.» Таким образом с места происшествия для судебно-медицинской экспертизы ничего не остается.

При невозможности проведения опознавательного фотографирования и дактилоскопирования трупа на месте обнаружения это производится в морге после соответствующего туалета лица и обработки пальцев рук (п. 9 Инструкции). В этом пункте нет четких указаний на то, кто и каким образом проводит соответствующую обработку пальцев рук.

Вместе с постановлением о производстве экспертизы в морг направляется и бланк запроса идентификационных сведений (приложение 1 к инструкции). Однако практика показывает, что такие бланки запросов направляются или заполняются исходя из результатов экспертизы трупа. Это является прямым нарушением п. 13 инструкции. Также является нарушением п. 14 отсутствие при экспертизе трупа оперуполномоченного УР, которому предписано присутствие на вскрытии и совместно с судебно-медицинским экспертом производить сбор идентификационных сведений, изъятие одежды, фотографирование и дактилоскопирование трупа.

Становится непонятным, почему следующим пунктом (15) той же инструкции при исследовании трупа в морге судебно-медицинский эксперт «после туалета трупа выполняет сигналитическую фотосъемку», фотографирование индивидуальных особенностей.

Приказом от 21.07.93. № 349 «Об организации медико-криминалистического обеспечения восстановления личности неопознанных трупов» министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД, УВД краев, областей, автономных областей и округов, Москвы, Санкт-Петербурга, УВДТ возложено рассмотреть вопрос о создании медико-криминалистических подразделений МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, обеспечив их отдельными помещениями, отвечающим санитарным нормам для работы с трупным материалам. При этом экспертно-криминалистическому Центру МВД РФ поручено обеспечение проведения стажировок специалистов медико-криминалистических отделений.

В приложении 1 «Примерное положение о медико-криминалистическом отделении» к этому приказу ничего не говорится о штатах и кадрах, кто может занимать эти должности и о первичной подготовке медицинских работников, их нагрузке. Нет четко сформулированных основных задач сотрудников данных подразделений. В «основных функциях» определено «производство медико-криминалистических экспертиз и исследований, связанных с вопросами идентификации личности». Из этого положения не видно, какие объекты и на какой базе должны производится такие экспертизы (в том числе и трупы), кто, где и на каком основании должен проводить лабораторные исследования биологических объектов с целью идентификации личности трупа, без которых специалист-танатолог не может сделать заключения.

Учитывая, что этим приказом на МКО ЭКУ возложено дактилоскопирование неопознанных трупов, следует понимать, что и подготовка гнилостно измененных кистей возложена на вновь организованные подразделения. В приказе ничего не говорится о взаимодействиях сотрудников МКО ЭКУ и территориальных бюро судебно-медицинской экспертизы.

В инструкции к приказу от 18.05.95. № 320 «Об опытной эксплуатации автоматизированной информационно-поисковой системы "Опознание" в экспертно-криминалистических подразделениях УВД» в некоторых территориях РФ говорится о том, что специалисты МКО ЭКУ при обнаружении неопознанного трупа непосредственно участвуют во всех мероприятиях по осмотру места происшествия и трупа, проводят специальные исследования и экспертизы по идентификации личности. Следует ли это понимать, что при обнаружении трупа неизвестного лица им должны с самого начала и до конца заниматься эксперты МКО ЭКУ.

В соответствии с п. 3 этой же инструкции на медика-криминалиста возложено выполнение идентификационных исследований. Исходя из этого можно поручать проведение всех идентификационных экспертиз трупов сотрудникам этих подразделений, а не судебно-медицинским экспертам территориальных бюро СМЭ.

Обращает внимание,  что в приказе  от  21.07.93 № 349  и  от 18.09.95 № 320 ничего не говорится об отмене взаимопротиворечащих пунктов предыдущих документов.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о необходимости совместного пересмотра аппаратами МВД и МЗ РФ вышеупомянутых приказов и инструкций с внесением четких формулировок целей и задач и пр. для заинтересованных структурных подразделений учреждений УВД и бюро судебно-медицинской экспертизы, отмене взаимоисключающих позиций регламентирующих документов.

похожие статьи

Исследование анатомических вариантов, аномалий развития и категорий размеров подъязычной кости и хрящей гортани при медико-криминалистической интерпретации травмы и идентификации личности / Звягин В.Н., Калимуллин Р.Р., Мальцева Н.Л. — 2022.

О сахалинском захоронении загадочного народа / Ким Х.С., Левицкая Т.Ю. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 70-75.

Опыт совместной работы с японскими специалистами при исследовании останков солдат, погибших во Второй мировой войне на Сахалине и Курильских островах / Гейко А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 38-41.

Параметры плечевого отростка лопатки при идентификации пола человека / Чертовских А.А., Тучик Е.С. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 24-27.

Использование параметров плечевой кости в судебно-медицинской экспертизе / Авдеев А.И., Потеряйкин Е.С., Афанасьев Д.А. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 8-9.

больше материалов в каталогах

Идентификация личности