К установлению срока заживления ссадин

/ Кононенко В.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1959 — №1. — С. 19-22.

Кононенко В.И. К установлению срока заживления ссадин

Кафедра судебной медицины (зав. — проф. Н.Н. Бокариус) Харьковского медицинского института

Поступила в редакцию 25/1 1958 г.

 

 

 

ссылка на эту страницу

В месте образования ссадины на теле живого человека довольно быстро начинают выявляться процессы заживления, которые при проведении экспертизы могут служить основанием для ориентировочного определения срока возникновения ссадин. Данные литературы по этому вопросу разноречивы.

Первыми признаками, сопутствующими ссадине, считаются краснота и припухлость, отмеченные еще Заблоцким, которые по его мнению, могут сохраняться в течение 8—10 дней. Однако другие авторы (А. Шауэнштейн, А. С. Игнатовский, А. Ф. Тайков) указывают иные сроки исчезновения красноты и припухлости.

Данные о сроках формирования и отпадения корочки на месте ссадины, приводимые в литературе, также расходятся.

Ряд авторов (Н.С. Бокариус и Н.В. Попов) связывает; срок заживления ссадин с их размером и глубиной.

Наиболее подробно исследовал вопрос о ссадинах А.Ф. Тайков, которым выделены 4 стадии заживления: первая — когда поверхность ссадины находится ниже уровня окружающей кожи (до суток и более); вторая — образование корочки, возвышающейся над уровнем неповрежденной кожи — от 1 до 3—4 суток; третья — процесс эпителизации, происходящий под корочкой, отслоение которой начинается с краев и заканчивается на 7—9-е сутки; четвертая—исчезновение следов после отпадения корочки на месте бывшей ссадины (9—12-е сутки).

Как известно, на месте ссадин не остается рубцов, а обнаруживается исчезающий со временем бледно-розовый участок. Литературные данные о сроках сохранения этого участка еще более разноречивы (Н.С. Бокариус, Грживо-Домбровский, Ю. Краттер, Э.Р. Гофман, В. Нейгебауэр, К.И. Татиев, А.Ф. Тайков и др.).

Как видно из изложенного, при определении сроков формирования и отпадения корочки и вообще заживления ссадин не учитывались ни размеры, ни глубины, ни локализация их, ни возраст свидетельствуемого и общее состояние его организма. Только А. Ф. Тайков указывает на необходимость учитывать состояние центральной нервной системы и говорит об ее угнетении при смертельных травмах, влияющем на процесс заживления ссадин.

Нам кажется, что с делением процесса заживления ссадин на стадии, предлагаемым А.Ф. Тайковым, нельзя согласиться. Сам процесс заживления протекает и развивается постепенно и не может быть ограничен рамками перечисленных стадий. Кроме того, деление на стадии вьгзывает у экспертов затруднения в установлении срока образования ссадин.

Наши наблюдения показали, что при заживлении ссадин в них беспрерывно, в течение коротких промежутков времени, происходят изменения, особенно в начальном периоде заживления, и эти изменения могут быть положены в основу установления сроков образования их.

Наблюдению подверглись 24 ссадины у людей в возрасте от 11 до 56 лет (в основном 11, 25, 30 и 56 лет). В первый день наблюдение проводилось 4 раза, во второй и третий — по 2 раза, в остальные — по 1 разу через каждые сутки. Локализация ссадин была различна: голень, бедро, предплечья, кисти, область шеи и грудная клетка.

В приводимой ниже таблице отмечены признаки различных сроков прижизненного заживления ссадин. Свежая ссадина в 3/4 всех случаев лежит ниже уровня окружающей кожи, но иногда на уровне с окружающей кожей. Поверхность ее влажная, мягкая на ощупь, в большинстве случаев розовато-красного цвета, но возможны изменения оттенков от бледно-розовых, бурых до темных тонов. На протяжении первых суток отмечается незначительная болезненность и может наблюдаться влияние инфекции.

На вторые сутки в 3/4 всех случаев осадненная поверхность располагается на одном уровне с окружающей кожей, но иногда уже начинает возвышаться, и лишь единичные ссадины находятся ниже уровня кожи.

На третьи сутки почти все ссадины покрыты возвышающейся корочкой буро-красного цвета, но могут отмечаться еще и оттенки розово-красного цвета, иногда темного, бурого и желтоватого цвета.

Через 4 дня корочка, как правило, бывает выше уровня кожи и лишь в тех редких случаях, когда реактивность организма ослаблена или угнетена в результате обширной травмы: (тяжелые телесные повреждения), она не возвышается над уровнем окружающей кожи. К концу 8—11-х суток корочка легко отделяется, однако отпадение ее возможно и раньше, особенно в тех случаях, когда ссадину вначале смазывали йодом или бриллиантовой зеленью, а также в случаях поверхностных ссадин незначительных размеров и при локализации их на шее.

Признаки, выявляемые в процессе заживления Время от момента образования ссадины
Поверхность ссядины в основном розово-красного цвета, влажная, ниже уровня окружающей кожи, вокруг наблюдается побеление 1 час
Поверхность подсыхает, покраснение и припухлость вокруг ссадины шириной около 0,5 см 6—12 часов
Поверхность уплотняется, припухлость исчезает. Отмечается исчезновение имеющейся иногда болезненности 24—36 »
Поверхность чаще буро-красного цвета, плотная на ощупь в основном на уровне неповрежденной кожи. Влияние инфекционного начала уменьшается 2 суток
Ссадина почти всегда покрыта корочкой, возвышающейся над уровнем кожи. Преобладают темные, бурые, желтоватые оттенки. Заметно сморщивание, уменьшение в размерах 3 »
Корочка, как правило, возвышается над уровнем кожи 4 »
Корочка с подрытыми краями, окраска ее чаще красно-бурая, размеры ссадины уменьшены вдвое 5 суток
Те же явления выражены более резко, вокруг ссадины наблюдается шелушение кожи 6—7 »
Уменьшение первоначального размера ссадины в 4 раза 8 »
Отпадение корочки (отторжение ее возможно и раньше), на месте отпадения остается бледно-розовый участок 9—11 »
Уменьшение размера указанного, участка, в окраске его преобладают розовато-красноватые оттенки 15—16 суток и более
Постепенное бесследное исчезновение указанного участка 20—30 суток

 

Нельзя, конечно, думать, что приведенные в таблице признаки и сроки абсолютны для всех случаев (иногда корочки отпадают на 6-е сутки), но это не исключает возможности пользоваться этими данными в практической деятельности судебномедицинского эксперта.

Длительность заживления зависит и от размера ссадины. При этом следует отметить такую закономерность: у поверхностных ссадин размером 0,5×0,3 см при прочих равных условиях корочки отделялись на 6-й день, а у ссадин размером 2×1 см — на 8-й день. Имеет значение также локализация: при расположении ссадин на шее сроки отделения корочки сокращаются. Так, при ссадинах размером 6×1 см на шее корочки отпали уже на 8-й день.

Существенное влияние на процесс заживления оказывает инфицирование ссадин. В одном случае при размере ссадины 2×1 см при присоединении инфекции на 4-е сутки (нагноение) корочка отделилась только на 15-й день.

Судебномедицинский эксперт при определении давности нанесения ссадины должен учитывать такие моменты, как локализация ссадины, глубина осаднения кожных покровов (поверхностная или глубокая ссадина), размеры, присоединение инфекции, смазывание йодом, бриллиантовой зеленью поверхности ссадин, а также индивидуальные свойства пострадавшего.

Нами были изучены акты освидетельствования в Харьковской судеб- номедицинской амбулатории за 1-е полугодие 1957 г., в которых имелось описание 1270 ссадин. При этом выяснилось, что эксперт в 75 % случаев видит ссадину на 2-е сутки ее образования. В 81,4% этих случаев ссадины располагались на одном уровне с окружающей кожей, в 66,5% они были буро-красного цвета, в 31,2% —красноватого, в 2,3% — желтовато-красного, во всех случаях имелось покраснение кожи вокруг ссадины. На 3-й день ссадины исследовались в 14,6% случаев, а на 4-й день — в 7,2% и т. д. Размеры ссадин были различны: окраска корочки на 3-й сутки была в основном красно-бурой (71,9%) и только в 18,1% случаев — буро-красной.

Сравнение наших данных о заживлении ссадин с таковыми из практики Харьковской судебномедицинской амбулатории показало совпадение обнаруживаемых признаков при заживлении.

Таким образом, приведенные данные, как нам кажется, могут быть использованы для суждения о сроках образования ссадин в практической деятельности судебномедицинского эксперта.

похожие статьи

Определение давности повреждений головного мозга по изменениям ядрышкового организатора в астроцитах / Морозов Ю.Е., Колударова Е.М., Горностаев Д.В., Кузин А.Н., Дорошева Ж.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2018. — №4. — С. 16-18.

Возможные ошибки при определении давности тупой травмы шеи / Бадяева Е.Е. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 49-50.

Состояние вопроса и перспективы изучения отсроченных повреждений селезенки / Левандровская И.А., Леонов С.В., Пинчук П.В. // Медицинская экспертиза и право. — 2013. — №4. — С. 7-9.

Непосредственная микроскопия профильного изображения ссадин / Акопов В.И. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1968. — №2. — С. 16.

Травматические ссадины прижизненные и посмертные. Микроскопическое исследование. / Ларин Е.А. — 1894.

Возможности использования метода продольной реографии для определения давности возникновения ссадин у живых лиц / Шашков А.Б. // Матер. II Всеросс. съезда судебных медиков : тезисы докладов. — Иркутск-М., 1987. — №. — С. 127-129.

больше материалов в каталогах

Давность образования повреждений

Ссадины