Особенности экспериментального моделирования рикошета огнестрельного снаряда

/ Гусенцов А.О., Чучко В.А., Туманов Э.В. — 2012.

Особенности экспериментального моделирования рикошета огнестрельного снаряда / Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы // Сборник научных трудов – Минск, "Право и экономика" 2012, -  № 1 (31),  - С. 166-170.

Гусенцов А.О.,1 Чучко В.А.,2 Туманов Э.В.2

1УО «Академия министерства внутренних дел Республики Беларусь»

2 УО «Белорусский государственный медицинский университет»

Обобщен опыт исследователей различных стран по экспериментальному моделированию рикошета огнестрельного снаряда. Предложена оригинальная установка, позволяющая повысить качество проведения эксперимента.

Experience of various countries researchers of experimental modeling of a fire shell ricochet is generalized. The original installation, allowing to raise the quality of carrying out researches is offered

 

 

 

 

ссылка на эту страницу

Случаи применения огнестрельного оружия с последующим рикошетом огнестрельного снаряда гражданскими лицами [8], военнослужащими [4], сотрудниками органов внутренних дел [3], полиции [10] различных стран не только зачастую получают широкий общественный резонанс, но и являются объектом самого пристального исследования специалистов различных стран.

В настоящее время наиболее используемым методом для получения научно обоснованных данных об особенностях формирования огнестрельных повреждений, образующихся в результате рикошета пули, а также  о закономерностях их образования является экспериментальное исследование. Преимущественное использование  экспериментальных методик моделирования рикошета обусловлено рядом факторов: относительной дешевизной и доступностью проведения, контролируемостью входных параметров, воспроизводимостью получаемых результатов.

Широко распространенной является практика проведения эксперимента, когда в качестве рикошетирующей преграды используется твердый предмет, обладающий значительными размерами и массой.

Так, Л.М. Бедриным (1951) в ходе эксперимента производились выстрелы из трехлинейной боевой винтовки с дистанций 15м, 25м, 50м и 75м по поверхности массивных камней, имеющих гладкую поверхность, от которых и происходил рикошет пули [1].

В.И. Молчанов (1962) моделировал рикошет дроби, производя выстрелов из ружья 16-го калибра с дистанции 3-15см по сосновой балке и деревянной доске, под углом 10-20° к поверхности преграды [2].

Сотрудники Академии ФБР США (1969) моделировали рикошет пули, производя выстрелы из пистолетов Магнум 357 и 9,0 мм Люгер с расстояния 6,4м в фрагментам бетона и асфальта, перед установленной экспериментальной мишенью 101,6х50,8см [7].

M.P. МcConnell и соавт.  (1981), производили выстрелы из карабина Ремингтон модели 870 с дистанции 70-90см по бетонным блокам размерами 45,7х45,7см, под углами 50, 100, 150, 200 и 250 [14].

Оружие располагалось в рамочном устройстве, имеющем форму, напоминающую параллелепипед и выполненном из 9,5 мм стальной трубки; в нем же располагалась экспериментальная мишень, фиксируемая винтовым креплением.

Данное устройство также использовалось P.C. Hartline и соавт. (1982), которые производили экспериментальные выстрелы из карабина Винчестер 1200 с дистанции 90-110см по стальным преградам размерами 45,7х61,0см и  50,8х50,8см, под углами 50, 100, 150, 200, 250 и 300. [11].

В эксперименте, описанном В. Karger и U. Joosten (2001), выстрелы из карабина Винчестер проводились с расстояния 20 м по стальному листу массой 16,2кг, фиксированному дополнительным грузом массой 180 кг [13].

Следует отметить, что во всех вышеприведенных примерах моделирования рикошета описание фиксации рикошетирующих преград не приводилось.

Особого внимания заслуживает экспериментальное исследование, проведенное J. Jussila (2005). Автор для моделирования рикошета использовал специальную конструкцию: преграда располагалась на горизонтальном основании и фиксировалась прижимными устройствами в вертикальном направлении, а сама конструкция имела возможность перемещения влево и вправо относительно направления выстрела. Условия эксперимента заключались в произведении выстрелов по одному виду преграды (кирпич); угол выстрела по отношению к перпендикуляру, проведенному к плоскости преграды, составлял 600 [12]. Как следует из приведенного описания, данное устройство было сконструировано для решения конкретной задачи – непосредственно под указанные параметры эксперимента.

Использование конструкции J. Jussila для проведения исследований с изменяющимися параметрами и условиями является затруднительным. Это обусловлено следующими факторами:

  • - небольшое расстояние между прижимными устройствами и основанием конструкции исключает возможность использования в качестве преград более массивных объектов (бетонный блок и др.),
  • - действие прижимных устройств лишь в вертикальном направлении затрудняет использование в качестве преграды объектов малой толщины (стекло, кафельная плитка и др.),
  • - громоздкость и малая степень мобильности конструкции не позволяет оперативно изменять угол встречи пули с преградой.

Важным обстоятельством описанных способов моделирования рикошета огнестрельного снаряда является также отсутствие указаний о специальных способах фиксации рикошетирующих преград. Обеспечения их устойчивости достигалось лишь благодаря значительной массе и размерам используемых предмет либо прижатием дополнительным грузом.

Подобные условия в немалой степени увеличивают время проведения эксперимента, затрудняют динамическое изменение его параметров (вида преграды, угла встречи пули с преградой и т.п.) и требуют от исследователя приложения значительных физических усилий.

При проведении эксперимента также необходимо учитывать, что в результате рикошета огнестрельного снаряда происходит не только изменение его первоначальной траектории и скорости полета [5], но и, нередко, фрагментация [6]. Отмеченные обстоятельства предопределяют малопредсказуемую траекторию полета пули либо ее фрагментов после рикошета [9], что создает предпосылки для получения исследователем огнестрельного повреждения рикошетировавшей пулей либо ее фрагментами, а также вторичными снарядами, образующимися при попадании пули в рикошетирующую преграду (осколки кирпича и т.п.), либо в результате комбинированного воздействия указанных факторов.

Так, например, в ходе эксперимента, описанного В. Karger и U. Joosten,  сотрудник специального подразделения полиции ФРГ, производивший выстрелы, получил огнестрельное ранение рикошетировавшим фрагментом пули [13].

Необходимо подчеркнуть, что в описании известных способов моделирования рикошета огнестрельного снаряда авторы, как правило, не указывают о принятии каких-либо мер безопасности при проведении экспериментов: использовании средств индивидуальной защиты, дистанционного управления стрельбой, соблюдения правил и приёмов безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

Можно констатировать, что существующие способы моделирования рикошета огнестрельного снаряда имеют ряд существенных недостатков:

  • - объективные сложности динамического изменения параметров проведения эксперимента;
  • - необходимость приложения значительных физических усилий исследователя;
  • - недостаточно высокий уровень личной безопасности лиц, принимающих участие в проведении эксперимента.

С целью устранения отмеченных недостатков в экспериментальном моделирования рикошета огнестрельного снаряда гамии была разработана и апробирована оригинальная установка [2].

Конструктивно установка представляет собой сварную рамную конструкцию в виде параллелепипеда на колесах, основанием которого является лист с жестко закрепленной  перпендикулярно основанию пластиной, к которой при помощи двух подвижных устройств Z-образной формы прижимаются разного рода (объемные и малой толщины) преграды. Примененная конструкция позволяет использовать в качестве рикошетирующих преград различного рода как объемные объекты (кирпич, бетонный блок и др.), так и объекты малой толщины (кафельная плитка, стекло и др.).

Разработанная установка обеспечивает прочную фиксацию преграды на необходимых предпреградном и запреградном дистанциях, под определенным углом к дульному срезу ствола оружия, а также дает возможность изменять указанные условия эксперимента по ходу проведения исследования.

Проведенные испытания и их обсуждение

Экспериментальные исследования проводились на базе стрелкового тира Государственного экспертно-криминалистического центра МВД Республики Беларусь. В качестве оружия нами использовался пистолет Макарова, в качестве боеприпасов – патроны калибра 9,0мм. Экспериментальные выстрелы производились из вычищенного, смазанного оружия, заряжаемого каждый раз одним патроном.

С целью исключения смещения ствола в передне-заднем, верхне-нижнем и боковых направлениях оружие прочно фиксировалось в специальном станке. В качестве рикошетирующих преград нами использовался материал, наиболее часто встречающийся в объектах окружающего мира (зданиях, сооружениях, транспортных средствах и т.п.) – кирпич строительный глиняный плотный марки 100, бетон ячеистый марки ГС-150, бетон марки Б-30, сталь Ст 45. Используемые преграды имели ровную поверхность, без вмятин, трещин и сколов. Каждая из исследуемых преград поочередно располагалась и прочно фиксировалась в вышеописанной установке для моделирования рикошета огнестрельного снаряда в экспериментальных условиях. Объектами исследования являлись экспериментальные мишени, в  качестве которых использовалась бязь размером 50х50см, а также кожно-мышечные лоскуты размером от 40х40см до 50х50см, изъятые с ампутированных нижних конечностей. Предметом исследования являлись входные пулевые огнестрельные повреждения и прилежащие к ним зоны на объектах исследования. Для изготовления экспериментальной мишени вышеуказанные объекты укреплялись с умеренным натяжением на деревянной рамке, которая устанавливались вертикально, в направлении предполагаемого полета пули после рикошета, перед стеной, покрытой деревянными плитами, расположенными вплотную друг к другу.

Угол встречи пули с рикошетирующей преградой измерялся с помощью лазерной указки  LP 17 Hama 3517, установленной на затворе оружия, и транспортира. Направление луча целеуказателя совпадало с направлением продольной оси канала ствола оружия. Предпреградная и запреградная дистанции измерялись с помощью механической рулетки Kraftool 34125-05.

Направление полета пули после планируемого рикошета пули определялось с помощью упомянутой лазерной указки, фиксированного на стволе оружия и зеркала, закрепленного на преграде.

С целью соблюдения мер безопасности при стрельбе заряжание и фиксация оружия в специальных тисках производилось с использованием индивидуальных средств бронезащиты – бронежилета и каски.

После расположения и фиксации экспериментальной мишени, расположения и фиксации в установке преграды, заряжания и фиксации оружия в тисках, за спусковой крючок фиксировалась веревочная петля, конец которой протягивался в специально оборудованное удаленное укрытие, из которого нами производился выстрел путем натяжения веревочной петли.

По каждой из вышеуказанных преград производилось по 3 выстрела с предпреградных расстояний 50см и 100см, под углами 100, 200, 300, 400, 500; запреградные расстояния составляли 30см, 40см и 50см. После каждого выстрела на пораженной пулей мишени фломастером отмечались параметры проведенного этапа исследования – предпреградное и запреградное расстояния, угол встречи пули с преградой. Зачетными (используемыми для дальнейшего изучения) считались повреждения мишеней, когда имел место рикошет пули и не произошло разрушения преграды.

Всего произведено 350 выстрелов – 308 по бязевым мишеням и 42 – по трупному материалу. Зачетными признаны 288 поражений бязевых мишеней и 42 – трупного материала. В 20 незачетных случаях происходило либо разрушение преграды (при выстрелах по кирпичу), либо образование слепого или сквозного повреждения преграды (при выстрелах по ячеистому бетону) без образования рикошета. В дальнейшем, с целью установления дифференциально-диагностических критериев пулевых огнестрельных повреждений, возникших в результате рикошета, повреждения экспериментальных мишеней планируется подвергнуть комплексному судебно-медицинскому исследованию.

Выводы

  1. Для экспериментального моделирования рикошета пули нами была сконструирована и апробирована оригинальная установка, позволяющая изменять условия опыта в зависимости от его цели и задач.
  2. Предложены экспериментальные мишени с целью изучения особенностей огнестрельных повреждений, образующихся в результате воздействия рикошетируемой пули.
  3. Разработана и апробирована методика проведения экспериментов для формирования огнестрельных повреждений от действия рикошетируемой пули при различных обстоятельствах.

 Список использованных источников 

  1. Бедрин, Л.М. Об особенностях повреждений при обычных и некоторых своеобразных поражениях пулей винтовки: автореф. дис. …канд. мед. наук: 14.00.24, /Л. М. Бедрин; Воронеж. гос. мед. инст. – Воронеж, 1951. – 21 с.
  2. Гусенцов, А.О. Установка для моделирования рикошета огнестрельного снаряда в экспериментальных условиях / А.О. Гусенцов // Каталог инновационных разработок Молодежного инновационного форума «Интри-2010» / под ред. И.В. Войтова. -  Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, ГУ «БелИСА», 2010. - С. 134
  3. Молчанов, В.И. О поражениях дробовым снарядом, прошедшим через преграду или рикошетировавшим от нее / В.И. Молчанов// Сборник работ по теории и практике судебной медицины / Труды ГИДУВа. – Л., 1962, 29, С. 214-219.
  4. Обзор происшествий за 13.01.2009 г. // РИА Новости. Российское агентство международной информации. Сибирский округ [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://sibir.rian.ru/incidents/20090113/81746850.html. – Дата доступа: 27.01.2009.
  5. Обзор происшествий за 14.03.2001 г. // РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. – 2001. – Режим доступа: http://top.rbc.ru/politics/14/03/2001/39375.shtml.  – Дата доступа: 24.09.2007.
  6. Погребной, А.А. Пособие криминалиста: Установление обстоятельств происшествия по следам рикошета на преградах и пулях: учеб. пособие для вузов. / А.А. Погребной – Минск, «Приор-издат», 2004. – С. 7.
  7. Эйдлин, Л.М. Огнестрельные повреждения. / Л.М. Эйдлин. – 2-е изд. доп. и перераб. – Ташкент, Медгиз УзССР, 1963, –  330 с.
  8. Bouncing Bullets. Firearms staff, FBI Academy. FBI Law Enforcement Bulletin. – 1969. – Vol. 38. – No. 10. – P. 2-6, 20-23.
  9. Buck,  K.R. Investigation of the November 23, 2010, shooting of Rueben Reyes on Coyote Lane, Evans, CO / K.R. Buck // Weld County, District Attorney’s Office, Nineteenth Judicial District. – 2010. – 6 p.
  10. Burke, Т.W. Bullet ricochet: a comprehensive review / Т. W. Burke, W.F. Rowe // Forensic Sd. – 1992. – Vol. 37. P. 1254-1260.
  11. Haag, L.C. The «Nixon» Report: Observations, Analysis and Comments /  L.C. Haag // [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.drama.bulletpath.com/wp-c      ontent/uploads/2011/05/Haag-comments-on-3-30-2004-Nixon-Report-Reformatted.pdf. – Дата доступа: 18.01.2012.
  12. Hartline, P.C. A Study of Shotgun Pellet Ricochet from Steel Surfaces / P.C. Hartline, G. Abraham, W.F. Rowe // Journ. of Forens. Sc. – 1982. – Vol. 27. – No. 3. – P. 506-512.
  13. Jussila, J. Wound ballistic simulation: Assessment of the legitimacy of law enforcement firearms ammunition by means of wound ballistic simulation: Academic dissertation / J. Jussila. – Helsinki. –  2005. – 112 p.
  14. Karger, В. A case of «boomerang» bullet ricochet / В. Karger, U. Joosten // Int. J. Legal Med. – 2001. – 115. – Р. 70-71.
  15. McConnell, M.P. A Study of Shotgun Pellet Ricochet/ M.P. МcConnell,  G.M. Triplett, W.F. Rowe // Journ. of Forens. Sc. – 1981. – Vol. 26. – No. 4. – P. 699-709.

похожие статьи

Оценка влияния длительности экспозиции в воде на сохранность дополнительных продуктов выстрела на мишени / Леонов С.В., Пинчук П.В., Степанов С.А. // Судебная медицина. — 2019. — №1. — С. 19-20.

Динамика и структура огнестрельной травмы / Кондрухова Е.П. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 66-68.

Характеристика танатогенеза при огнестрельной травме / Збруева Ю.В., Джуваляков П.Г., Богомолов Д.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 49-51.

Судебно-медицинская экспертиза смертельного ранения головы пулей из пневматической винтовки / Алтухов А.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2020. — №19. — С. 10-14.

Некоторые современные методы диагностики огнестрельных повреждений / Макаров И.Ю., Богомолов Д.В., Гюльмамедова Н.Д., Шай А.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №2. — С. 55-60.

больше материалов в каталогах

Огнестрельные повреждения