Врач и юрист: точки соприкосновения профессий

/ Мазур Е.Ю. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2012 — №12. — С. 108-112.

Мазур Е.Ю. Врач и юрист: точки соприкосновения профессий

Кафедра специальной психологии и педагогики ДВГГУ

 

 

 

 

ссылка на эту страницу

Sanus papuli – suprema lex.

(Благо народа – высший закон)

Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. (афоризм)

Известно, что профессии врача и юриста своими корнями уходят в глубь веков. Так, истоки становления профессии юриста восходят к римским жрецам – понтификам, которые были первыми хранителями обычаев и обычного права, т.е. фактически были первыми юристами [2]. В Древнем Риме в период царского и республиканского периода высшим жреческим институтом была Коллегия понтификов. В ней вырабатывались правила толкования, велись записи юридических прецедентов с целью наилучшего применения в судебной практике, давались компетентные юридические советы по отправлению религиозных культов, по «земным» делам различного рода.

К концу III в. до н. э. юриспруденция перестала считаться тайным искусством жрецов, и место понтификов заняли светские юристы, внесшие большой  вклад в разработку юриспруденции, истолкование принципов права. Римские юристы умело сочетали теорию и практику, отлично знали запросы жизни, правовые и конфликтные ситуации, обусловленные условиями жизни в Риме. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признавая римских граждан равноправными по закону и справедливости. Римские юристы относились к своей деятельности как к искусству. В отличие от судебных ораторов, за вознаграждение выступавших в судах, юристы бесплатно давали консультации, их удовлетворяли ощущение популярности, влияние, которые они приобретали в результате своей деятельности. Юристы Рима не только вели практическую деятельность по составлению исковых формул, обучению права, но и по толкованию законов. Толкуя нормы права, особенно в сфере имущественных отношений и судопроизводства, они дополняли, изменяли, отменяли устаревшие нормы права, составляли новые. Крупными правоведами Римской республики были Квинт Муций Сцевола, Клавдий Сатурнин, Лабеон и Капитон, Сальвий Юлиан, Павел и Ульпиан, Эмилий Папиниан, Модестин, Гай и др.

Что касается профессии врача, то истоки становления этой профессии возникли на самых ранних стадиях существования человечества. Великий физиолог и психолог И.П. Павлов утверждал, что медицинская деятельность – ровесница самого человека. В древности лечение связывалось с суевериями и религиозными обрядами. Так, в Древнем Риме известен бог врачебного искусства Эскулап, древние греки называли этого бога врачевания «великим и беспорочным» Асклепием. Когда Асклепий под руководством мудрого и ученого кентавра Хирона стал искусным врачом, то он не только исцелял болезни, но даже возвращал умерших к жизни. Согласно древней мифологии, вернуть к жизни сына царя Миноса Главка Асклепию помогла змея, принесшая целебную траву, что помогло воскресить сына царя. Возможно, этот факт послужил тому, что змея стала эмблемой медицины. Вообще же, змея символизирует мудрость. У многих народов образ змеи связывается с носительницей знаний, высшей мудрости, талантом и удалью. Недаром до нашего времени дошли поговорки:

«Будьте мудры, аки змии», «Доброе слово и змея разумеет», «Загони змею в бамбуковую трубку – она и там попытается извиваться», «Тянулась лягушка, чтобы как змея длинной стать, и лопнула», «Если человека ужалила змея, значит, он кого-то обидел» и т.п.

В Древней Греции в VIII–VI вв. до н. э. в полисный период происходило становление храмового врачевания, которое связано с усилением позиций религии, становлением храмов. Храмовое врачевание развивалось на фоне эмпирического врачевания, которое существовало еще издавна. В VII в. до н. э. в честь бога врачевания Асклепия были воздвигнуты первые святилища – асклепейоны (от греч. asclepieion). Однако доподлинно известно, что в Древней Греции существовала и светская, естественная медицина. Существуют многочисленные свидетельства, когда в наиболее трудных случаях заболевания приглашались известные светские врачеватели в храмы в качестве «консультантов» [3]. Известными врачевателями были Алкмеон из Кротона, Эврифон из Книда, Эмпедокл из Акраганта, Гиппократ, Праксагор и др. Каждый из них представлял свою врачебную школу, и многие поколения врачевателей различных полисов Древней Греции своими достижениями внесли огромный вклад в становление и развитие медицины. Всех их объединяло естественнонаучное понимание единства человека и окружающего мира, естественный взгляд на причины болезней, становление учения о телесных соках и темпераментах, развитие методов диагностики, прогностики и лечения у постели больного.

Таким образом, речь идет об историзме этих двух профессий как одной из множества точек соприкосновения профессий врача и юриста. Пожалуй, эти две профессии были настолько необходимы и уникальны для общества, что, появившись в глубокой древности, они заложили прочный фундамент для развития этих наук, и многочисленные яркие свидетельства тому мы находим в памятниках культуры Древнего Рима и Древней Греции.

Профессии врача и юриста всегда пользовались и пользуются уважением в обществе, они востребованы обществом, предоставляют человеку определенный статус. И главное, что их объединяет: они призваны защищать наиболее значимые, высшие ценности общества, такие как жизнь, здоровье, права и свободы человека, его честь и достоинство. Исследование, проведенное ВЦИОМ, свидетельствует о том, что в числе самых престижных профессий россияне называют профессии юриста и врача. Эти профессии по-прежнему занимают лидирующее положение в обществе. Ни одна страна, ни одно государство не могут обойтись без здоровой нации, без действенных законов, направленных на защиту здоровья, жизни человека, медицинскую помощь. В основе профессиональной деятельности врача и юриста заложены такие императивы, как справедливость, этические принципы, права человека, высокая эффективность, оперативность и ответственность. Кроме того, усложнение общественных отношений, дальнейшее развитие медицины и права требует от деятельности врача и юриста не только фундаментальных знаний, но и дальнейшего постоянного пополнения этих знаний на протяжении всего профессионального пути. Равно как врач не может использовать неэффективные лекарственные средства, методы лечения и диагностики, реабилитационные мероприятия и др., так и юрист в своей деятельности не может руководствоваться утратившим силу законом, упустить ссылку на какое-либо постановление либо применить неэффективную комбинацию норм права и т.д.

Следовательно, объединяет эти две профессии стабильная востребованность обществом, защита и сохранение жизни, здоровья, прав и свобод человека, сохраняющийся высокий социальный статус, постоянное профессиональное совершенствование.

Кроме того, эти две профессии объединяет еще и великая мудрость: высокий профессионализм имеет право на жизнь только при условии высокой нравственности. Как таковых критериев нравственности не существует, нравственность как норма права не определена, да и возможно ли вообще определить, какой человек более нравственен, какой менее. Суть этой точки соприкосновения профессий состоит в общей культуре человека: в его порядочности и честности, терпимости по отношению к своему клиенту, пациенту, настойчивости, уважении к личности другого. Культура же человека находится не вовне, а в самом человеке, в его сознании. Поэтому справедливо утверждение, что культура – это труд, напряжение, усилие, даже тягостность и, как следствие, основа самостояния человека [1].

Если говорить о социально-психологических «контактах» как точках соприкосновения данных профессий, то можно остановиться на личностных качествах и способностях, сопоставить их и тем самым найти много общего. Так, не затрагивая многообразие специальностей профессии врача, что, безусловно, вносит коррективы в спектр личностных качеств и способностей, например, не каждый врач может работать педиатром, хирургом, судебным экспертом и т.д., равно как и не каждый юрист в силу тех же причин может избрать поприще следователя, прокурора, судьи, адвоката и др., можно выделить следующие объединяющие личностно-психологические качества и способности:

  • высокий уровень развития кратковременной памяти и словесно-логической долговременной памяти;
  • высокий уровень развития понятийного мышления (владение, способность воспринимать и понимать различные термины и понятия);
  • высокий уровень концентрации и устойчивости внимания;
  • психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки;
  • вербальные способности (умение правильно, понятно, доступно и грамотно изъясняться);
  • коммуникативные навыки;
  • способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации;
  • склонность к исследовательской деятельности;
  • организованность, аккуратность, уверенность в себе, оперативность, хладнокровность в экстремальных ситуациях, честность, порядочность, терпеливость, выдержанность, доброжелательность, тактичность, внимательность, оптимистичность и объективность.

Сегодня стремительные различного рода трансформации в обществе отражают растущую реальную потребность специалиста в правовых знаниях. Чтобы «не растеряться» в подобных условиях, быть юридически грамотным, врачу необходим тот объем правовых знаний, который поможет ему адекватно заниматься своей профессиональной деятельностью. Знание своих прав, обязанностей, ответственности, законодательное обеспечение гарантий своей профессиональной деятельности, вопросы медицинского страхования – все это должно быть в поле правового видения врача. Это поможет избежать правонарушений, защитить от различного рода посягательств, защитить свои честь и достоинство, не только высокопрофессионально, с опорой на медицинскую деонтологию, но и юридически грамотно выстраивать отношения в системе «врач–пациент».

Кроме того, появление частных медицинских клиник требует от руководителя и врача знания правовых реалий. Порядок образования медицинского предприятия, вопросы лицензирования и аккредитации требуют определенной правовой базы. Более того, нормы права, которые регулируют налогообложение, определяют специфику трудовых отношений врача с работодателем, льготы медицинским работникам, а также нормы, регулирующие порядок заключения и исполнения договоров на оказание медицинских услуг, понятие и пределы врачебной тайны и др. – все это вопросы, принадлежащие разным отраслям права, но напрямую связанные со спецификой правового регулирования медицинской деятельности.

Таким образом, медицинская деятельность регулируется нормами права, и правовая грамотность, информированность будут способствовать предупреждению юридических проблем, а при возникновении облегчат их разрешение. В подтверждение этому мы хотим привести слова академика РАЕН, профессора, доктора медицинских наук, председателя правления общественной организации «Медицина и право» С.А. Корсакова, который считает, что медицинская деятельность любого врача (медицинского работника) базируется на трех китах: специальная подготовка, профессиональная этика и профессиональное законодательство [4].

Однако при возникновении юридических отношений, судебных разбирательств (и гражданских, и уголовных дел), например, причинение вреда жизни и здоровью в результате врачебной ошибки, врачу требуется специализированная высокопрофессиональная юридическая помощь, появляется необходимость в юристе, сведущем в медицинском праве. Вообще, медицинская (врачебная) ошибка – это одна из важнейших проблем медицинского права, и в данной статье нет цели анализа этой проблемы; мы хотим только подчеркнуть, что в настоящее время назрела необходимость подготовки специалистов-практиков, обладающих и медицинскими, и юридическими знаниями. «Разноплановый» юрист не может в полной мере учесть все нюансы медицинского разбирательства, в свою очередь, врач, даже обладающий определенным объемом правовой базы, в силу углубления в область профессиональных вопросов, которые требуют большой отдачи сил и энергии, не всегда в состоянии оценить риски, связанные с возникшими правоотношениями с пациентом. Думается, что такая отрасль права, как медицинская, которая в настоящее время находится в периоде становления, позволит «вырастить» специалистов, сведущих в делах права и медицины.

Таким образом, мы обозначили самые общие точки соприкосновения данных профессий, а именно – историзм профессий; защита и сохранение жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства человека; востребованность обществом; высокий социальный статус; постоянное профессиональное совершенствование; высокая нравственность и культура; социально-психологические качества и способности врача и юриста; законодательное обеспечение профессиональной деятельности, а также назревшая необходимость специалистов в области медицинского права.

Литература:

  1. Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. М. Моргунов. – М.: Тривола, 1994. – 333 с.
  2. Казанцев, С. Я. Твоя профессия – юрист: учеб. пособие. – М.: Академия, 2007. – С. 256.
  3. Сорокина, Т. С. История медицины: учеб. для студентов высш. мед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009. – 560 с.
  4. Korsakov, S. MEDICINE, PUBLIC HEALTH AND HUMAN RIGHTS IN RUSSIAN FEDERATION // 13th World congress on medical law, 2000, Helsinki (Finland). – B. 1. – P. 586–588. – Режим доступа: http://www.med-pravo.ru/Articles/HumanRights/HumanRights.htm#Rush (дата обращения – 13.12.2010 года).

похожие статьи

Анализ диссертационных работ по специальности 14.03.05 «Судебная медицина» (2015—2018) / Пиголкин Ю.И., Ачкасов Е.Е., Глоба И.В. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 2019. — №3. — С. 54-59.

К проблеме суицидов / Скребов Р.В., Мисников П.В., Кузьмичев Д.Е., Вильцев И.М. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2021. — №20. — С. 133-135.

Шкала цветов. Пособие для биологов при научных и научно-прикладных исследованиях / Бондарцев А.С. — 1954.

О жестоком обращении с детьми в Болгарии / Колев Я.Г., Радойнова Д.Д. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 4-10.

Некоторые вопросы судебно-медицинской символики / // Проблемы экспертизы в медицине. — 2007. — №4. — С. 33-36.

больше материалов в каталогах

Разное